Урок русского языка в 6 классе
Общее понятие о прилагательном. Повторение изученного в 5 классе.
Цели: углубить сведения о прилагательном, о роли прилагательного в речи; формировать умение использовать имена прилагательные в речи;
— развивать творческие способности учащихся;
— прививать интерес к предмету.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Словарный диктант.
Восхитительная картина, поразительная чистота, ароматным ландышем, о прескучном рассказе, в придорожной пыли, золотистым лучом, пренеприятное событие, в приморском городе, заботливой дочери, разноцветного знамени, безызвестного героя, о сверхинтересном случае.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Вдруг подул холодный ветер, и по небу со всех сторон поползли свинцово-серые грозовые тучи. Ослепительной змейкой блеснула молния, а над головой оглушительными раскатами прокатился гром.
— Составить схемы предложений.
— Все прилагательные подчеркнуть как члены предложения. Сделать вывод.
— Какие суффиксы участвуют в образовании прилагательных холодный, ослепительной, грозовые?
— Какие еще суффиксы прилагательных вы знаете, приведите примеры.
(-ист-,-чив-, -лив-, -енн-, -оньк-, -еньк-)
III. Формирование новых понятий и способов действия
Имя прилагательное
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь!
1. Упр. 598, прочитать текст без прилагательных и с прилагательными. Сделать вывод.
2. Чтение теоретического материала § 37
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1. Чтение грамматической сказки и перевод ее на язык науки.
Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?»- догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело они иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе — служба, вместе — и дружба
2. Рабочая тетрадь, задание 104. Вставь пропущенные буквы.
С надежн…м врач…м, со старательн…й учениц…й, о ловк…м спортсмен…, прежн..… подругу, об умел…м мастер…, за метк…м стрелком, у аккуратн…й девочк…, со строг…м юнош…й, о проворн…м школьник…, со старш…м братом, о младш…й сестре, с хорош…м товарищ…м, об опасн…м наводнен….. .
3. Рабочая тетрадь, задание 102. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания прилагательных.
Чудесна бел..… земля Арктик…! Вокруг лишь бе…крайн…..поля, снежн..… шапки, бел..… вершины круч… .
Непроглядна черн..… ноч… в этом крае. Только видны в небе разноцветн..… сияния: зелен….., син….., красн..…
Вверху слышны чудесн..… ш…рохи, ш…пот, словно в небе ш…пчутся звезды. А это скрипит, тр…щит мороз. Но бе…конечн..… ноч… проходит. Скоро п…явится краешек ж…лт..…солнца. Снег еще багров..… и тускл….. . Но все рады празднику солнца.
4. Рабочая тетрадь, задание 107. Прочитай сказку и выполни задание.
Обида.
Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
— Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, — вздыхало Небо.
— А ко мне привязалось слово «ровная»,- чуть не плакала Дорога.
— Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, — безнадежно говорила Сказка.
— А я только звонкая, — сказала Песня.
— Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.- Может быть, ребята нам помогут?
Подбери к данным существительным как можно больше интересных прилагательных.
Небо _________________________________________________________________
Дорога________________________________________________________________
Сказка _____________________________________________________________
Песня ___________________________________________________
5. Словарная работа. Запись в словарь трудных слов.
Кораллы — ярко-красный, розовый или белый камень, известковое отложение животных.
Янтарь — окаменевшая смола хвойных растений (от светло-желтого до темно-красного цвета).
От существительных кораллы, янтарь образовать прилагательные и составить с ними предложения.
Гавань – прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов.
Изморозь (мороз) — род инея, рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе.
Изморось (моросит) – очень мелкий моросящий дождь.
Составить с этими словами словосочетания или предложения.
V. Этап информации о домашнем задании
§ 37, упр. 601, 603
Подобрать загадки, в которых используются прилагательные.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексии