Урок русского языка в 6В классе,
посвященный Дню матери,
по теме « Путешествие в мир текста»
(комплексный анализ текста)
Учитель: Гаптелбарова Д.М.
Цели:
обучающая: обучать учащихся анализировать текст,
показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста , его смысла;
развивающая: содействовать развитию у учащихся мыслительных операций, развитию устной и письменной речи, языкового чутья, познавательной активности через исследовательскую работу с текстом, через выполнение практических упражнений, развитие умения работать в группах, командами, самостоятельно добывать информацию и публично излагать ее;
воспитательная: побудить учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Тип урока: урок повторения – закрепления.
Оборудование:
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Презентация.
Иллюстрации по теме «Мама и дети».
Технологии: Сингапурская методика обучения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Объяснение цели урока: (В момент чтения отрывков учителем на экране появляются картины с изображением матери и ребенка).
Сделать на свете мы многое сможем –
В глубинах морских и в космических тоже.
К тундре придем, и пустыням горячим.
Даже погоду переиначим.
Дел и дорог будет в жизни не мало.
Спросим себя: «Ну а где их начало?»
Вот он ответ наш правильный самый:
Все начинается с МАМЫ.
3.-Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?- …..
-Значит, тема высказывания сегодняшнего урока – «Мама».
-Сегодня с вами мы отправимся в путешествие в мир текста. Нам предстоит определить смысловую сторону текста, понаблюдать «жизнь» языковых единиц в тексте.
4. Разминка. Модель Фрейера-Релли Робин.
— Итак, прежде чем отправиться в путешествие в текст, давайте вспомним, что такое текст.
Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель текста: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры.(5 минут)
— Кто готов, покажите это. Ученик 1 стола 4 и ученик 4 стола 1.
5. Задание «4 лишнее»
— Сейчас вы вспомнили все, что касается текста. Применим это на практике. Мы сказали, что самая «маленькая» языковая единица-это слово. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4 лишнее ( на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 лишнее. У вас должно получиться 2 слова.
Назвать 4 лишнее: ласковая, бесценная, заботливая, надежная;
нежная, добрая, милая, трудолюбивая.
— Ребята, все эти прилагательные к кому мы всегда относим?
( К мамам)
— Посовещавшись , скажите ,какие слова у вас получились лишними?(бесценная, трудолюбивая). Ученик 3 стол 2.
-Почему эти слова у вас «лишние»? Ученики под номером 2 встаньте.(Разный способ образования: бесценная- приставочный, а все другие –суффиксальный; это морфемный способ образования, а трудолюбивая –сложение 2 основ с помощью соединительной гласной о; это словообразовательный способ образования).
— Еще какой способ образования есть? (этимологический)
— Хорошо, спасибо. Чир!
— Разберите два лишних слова по составу. Раунд Робин.
6. Работа с текстом.
1)Чтение текста учителем.
Мамин урок (рассказ).
Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал. Он вернулся через час. В одной руке он нес корзину, а в другой – один большой гриб.
— Смотрите, — сказал он,- я набрал целую корзину грибов. Какие они красивые! Шляпки у них красные, с белыми пятнами, ножки тонкие, белые. Такие стройные грибы! А этот, неуклюжий, толстый, белый, стоял один в стороне. Жалко мне его стало – вот и взял. Какой я молодец!
-Молодец! Вот это белый гриб. Он съедобный. Сейчас приготовим картошку с грибами, — сказала мама и взяла толстый гриб.- А в корзине у тебя ядовитые грибы. Это мухоморы. Нам придется их выбросить. Но они хорошее лекарство для больных лосей. Ты их больше не трогай.
Женя весь покраснел и надулся. «Я, такой маленький, собрал, еле донес целую корзину красивых грибов. А ты надо мной смеешься, хочешь выбросить их», — с обидой сказал шестилетний малыш. Он готов был плакать, кричать.
-Теперь ты знаешь, какие грибы съедобные. Ты ведь хорошо запомнил слова мамы, — сказала она спокойным голосом и погладила сына по головке.
Некоторое время мальчик молчал. Лицо его посветлело. Обида Жени прошла. Ведь это был мамин очередной урок.
2) Чтение текста учениками про себя 1 раз.
3) Пересказ текста учениками по очереди.
4) Микс Пейр Шер – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши.
— Когда музыка остановится , вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять»( взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.
1 вопрос : (Начинает тот, у кого нога больше)
-Какая связь в словосочетании большой гриб? (согласование)
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…( Чир!)
( Музыка- музыка останавливается , ученики находят другую пару)
2 вопрос : ( Начинает тот, у кого волосы светлее).
— Найдите в тексте любое словосочетание со связью согласование.
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))
— Поблагодарите своего партнера.
-А теперь на этот вопрос ответит…( ( Чир!)
( Музыка- музыка останавливается , ученики находят другую пару)
3 вопрос: ( Начинает тот, кто ниже ростом)
— Какая связь в словосочетании взял корзину? (управление)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…(Чир!)
— Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
5) Работа с предложением.
-Среди предложений 1-3 найдите простое предложение с однородными членами, объясните постановку знаков препинания. (предложение 1)
— Сделайте синтаксический разбор предложения. Раунд Робин — по часовой стрелке. Групповая работа. Работа на листочках.
(3 минуты.)
Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал.
— Кто закончил работу, соединяют руки.
-А теперь вслух ответят ученики по номерами 3…( Чир!)
6) Анализ текста.
—1. Ребята, определите стиль и тип речи:
1) художественный; повествование;
2) публицистический; рассуждение;
3) разговорный; повествование;
4) художественный; повествование с элементами описания.
-2.Какое из высказываний соответствует содержанию текста:
1.Дети должны быть примером для родителей.
2.В лес надо ходить с родителями.
3. Мама – пример для подражания для своих детей.
4. Мухоморы – лучшее лекарство для лосей.
-3.Какой вывод мы можем сделать по тексту? Как мы можем ответить на вопрос: «В чем смысл текста?»
1. «Мама – пример для подражания»
2. «Мама –советчик»
3. «Мама – учитель»
4. Другой ответ.
7) Углы ( На листочках)
— Каждый из вас должен выбрать подходящий вариант ответа. Подумайте 3 секунды, запишите в тетрадях.
— Кто выбрал ответ под 1 –пройдите в этот угол, 2- в другой угол и т.д.
— Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.
— Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?( по 15 секунд)
-…. Поделись мнением своего партнера.( Чир!)( Из каждого угла по 1 человеку)
— Ребята, а как вы думаете , под цифрой 4 можно ли было ответить, указав все признаки трех углов, т.е. «Мама – пример для подражания, советчик, учитель».
— Молодцы, ребята, пройдите на свои места.
7. Творческое задание.
-Мамы наши для нас – самые, самые…
1.Подберите к слову МАМА слова, характеризующие ее. Составьте текст из 3-4 предложений о своей маме, употребив эти слова.
МАМА
— А теперь кто хочет прочитать свой текст? ( Чир!)
— Ребята, к какому выводу мы пришли сегодня на уроке?
8.Итог урока. Парковка.
-Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.
— Спасибо за урок. Вы- молодцы!