Конспект урока для 7 класса «Деепричастие. Деепричастный оборот»


Урок русской речи в 7 классе


Тема: Объяснение новой темы «Деепричастие. Деепричастный оборот»


Цели:

  • познавательные: совершенствовать знания учащихся об обстоятельствах, познакомить учащихся с деепричастием как особой формой глагола; учить учащихся раскрывать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;

  • развивающие: развивать умение использовать обстоятельства, выраженные различными частями речи, в устной и письменной речи;

  • воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, чувство собственного достоинства.


Вид урока: объяснение новой темы.

Методы: словесный, практический, частично — поисковый, индуктивный, творческий.

Межпредметная связь: литература.

Оборудование: рабочая тетрадь, индивидуальная мониторинговая ведомость, карточки с заданием, ватман, фломастеры.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся.
    Постановка учителем целей урока.


  1. Проверка домашнего задания.

1. Устные ответы учащихся на вопросы.

— Что называется обстоятельством? Какие виды обстоятельств вы знаете? Какими частями речи выражаются обстоятельства?

2. Проверка домашней работы: выполнение в рабочих тетрадях разноуровневых заданий по теме «Модуль 2.3 Обстоятельства места, времени, образа действия». Комментированное чтение ответов по цепочке.


Модуль 2.3

Уровневые задания.

1 уровень

1. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Саша смастерил книжную полку и повесил ее на стенку. Справа он решил хранить учебники, слева – тетради. При подготовке к урокам он берет их с полки и кладет на стол. В столе он держит письменные принадлежности.



2. Допишите обстоятельства времени. Поставьте к ним вопросы.
Мой распорядок дня.

Я встаю в ___________ утра. В _________ я иду в школу. Уроки обычно

продолжаются до ________. В я уже дома __________смотрю

телевизор, _________________ занимаюсь домашними делами. Я стараюсь

ложиться спать в __________.

3. Подчеркните обстоятельства образа действия. Какой частью речи
они выражены?

Ученики выучили стихотворение наизусть. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Тихо по небу плывут облака. Я учусь говорить по-английски.

II уровень

1. Вставьте пропущенные предлоги. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Отец приходит _________ завода.

Я положил книгу_________ портфель

Я взял тетрадь _________ сумки

Птица села ________ дерево

Птица слетела _______ дерева

Мы выйти _______ дома

Антенна установлена _____ доме

Мы были ________спектакле

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с данными словами.

Направ…, справ…, издалек…, влев…, слев…, снов….

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выделите обстоятельства времени. Какой частью речи они выражены?

Солжешь сегодня — не поверят и завтра.

Сначала подумай, а потом говори.

Зацепился за пень и стоя/ целый день.

Днем и ночью сверкают над башнями огни.

Никогда не забуду красоту Баянаульских гор.

III уровень

1. Вставьте вместо пропусков обстоятельства образа действия.
Я ______ рад твоему приходу.

С моим товарищем _____ разговаривать.

Брат _______ пишет в тетради.

Экскурсия прошла ____________.

Вода_________ хлестала из трубы.

Я пошел к нему _________.

Снег искрится па солнце.

2. Расскажите о своем увлечении. Подчеркните обстоятельства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценивание выполнения уровневых заданий, занесение оценок в ведомость.


III. Новая тема. Межпредметная связь с литературой.

Что называется басней? Назовите имена казахских и русских баснописцев. Чему учат басни?

На доске текст басни в прозе Л. Толстого.

При чтении басни обратите внимание на: Все ли понятно в басне? Какова идея басни?

Лев и Мышь

У спящего Льва по телу пробежала Мышь. Лев проснулся, схватил ее и приготовился съесть. Мышь умоляла отпустить ее, __________, что отплатит добром за свое спасение. Лев, ________, отпустил ее. Мышь отблагодарила Льва.

Попался Лев охотникам, и они привязали его к дереву. А Мышь, _______, освободила его, ________: «Ты смеялся, не верил, что я могу отблагодарить тебя. Теперь ты знаешь, что и Мышь может быть благодарной».

Ученикам раздаются карточки со словами для вставки: уверяя расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав стоны, сказав.

Восстановите текст, вставив нужные по смыслу слова и словосочетания. Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения являются данные слова?


IV. Работа учащихся в рабочей тетради. «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот»

— Прочитайте задания 1-5. Сделайте вывод. Что называется деепричастием? Деепричастным оборотом? Как они выделяются на письме. Как деепричастия пишутся с частицей «не»?

Модуль 2.4

Деепричастие. Деепричастный оборот.

1. Идти торопясь. Отвечать не раздумывая. Говорить волнуясь. Читать лежа.

Торопясь, раздумывая, волнуясь, лежа — обстоятельства, выраженные деепричастиями.

Запомни! Деепричастие — особая форма глагола. Деепричастие обозначает добавочное действие.

2. Прочитайте таблицу. Сделайте вывод. Как образуются деепричастия?

Вид

Неопределенная форма глагола

Суффикс деепричастия

Деепричастие

Несовершенный

Играть, дышать

-а, -я

Играя, дыша

Совершенный

Выполнить, принести, взяться

-в, -вши, -ши

Выполнив, принесши, взявшись


3. Прочитайте формулу, сделайте вывод. Что называется деепричастным оборотом?

Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот.


4. Запомните, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.

Не потрудившись, и репу не вырастишь.

Снегирь сидел на ветке, вобрав в себя голову.

Не убив медведя, шкуры не делят.

Внимание: Фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами, на письме запятыми не выделяются.

5. Допишите определение
Деепричастный оборот — ____________________________________________.


  1. Проверка двух-трех работ. Работа с учебником. Чтение правила. Взаимопроверка усвоения новой темы в парах.


  1. Обобщение темы. Составление в группах опорной схемы по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот». Защита схемы представителем

группы.


VII. Итог урока. Задание на дом; выполнение уровневых заданий по теме «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот».


Уровневые задания

1 уровень.

1. Найдите деепричастия в данных предложениях. Подчеркните их.

Мы долго ехали, не останавливаясь, по снежной равнине.

Солнце, померкнув, скрылось за облаками.

Ворча, Каштанка вошла в комнату.

Играя, в небе промелькнет стая.

2. Подчеркните деепричастные обороты.

Журавли плыли, купаясь в голубизне неба. Весело перекликаясь, летели птицы. Я следил за ними, затаив дыхание.

3. Над деепричастиями совершенного вида напишите букву «с» над несовершенными — букву «н».

Поднимая, листая, бросив, поднявшись, решая, взявшись, трудясь, лежа, отдыхая, проявив, занимаясь, облегчив, начертив.


2 уровень

1. Допишите правило.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глагола
времени _________________вида путем прибавления суффиксов ___________________. Деепричастия совершенного вида об разуются от основ глагола _______________вида путем прибавления суффиксов ______________.

2. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от
данных глаголов. Укажите вид деепричастий:

Понимать Волноваться

Склеить Бороться

Тормозить Стоять

Дирижировать Сидеть

Начертить Ложиться

Выступить Разобраться

Запереть Поздороваться

Построить Свесить.


3. Расставьте знаки препинания.

Ложась спать я поставил будильник на шесть часов. Поздоровавшись гость попросил разрешения позвонить по телефону.

Студент слушал вопросы и отвечал нахмурившись.

Ученик разобравшись в задаче начал ее решать.

Шла уборка класса, и все работали засучив рукава.

Никто не сидел сложа руки.

Еркин шел домой свесив голову.

3 уровень

Составьте небольшой рассказ по опорным словосочетаниям. Озаглавьте его.

Не чувствуя опасности, идти не спеша, не думая ни о нем., затаив дыхание, не спуская глаз, не чувствуя, под собой ног.





Свежие документы:  Рабочая программа по русскому языку (8кл.) для индивидуального обучения по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: