Урок-открытие по теме «-НН- в суффиксах причастий и -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от глагола», 7-й класс
Цели:
1. Опираясь на ранее полученные знания учащихся, их наблюдения, подойти к самостоятельной формулировке темы, определению типа урока и целеполаганию.
2. Через анализ и синтез опорных записей прийти к самостоятельному выводу о правописании -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
3. Закрепить полученные знания через самостоятельно заполненную учащимися таблицу.
4. Отработать навык правописания -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных через разные виды практической деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
(Запись даты, где выполняется работа. Тема не записана).
II. Орфографическая пятиминутка в виде игры “Кто грамотнее?”
(На доске — схемы, составленные ребятами. Они отражают правило “-нн- и -н- в суффиксах прилагательных”).
— Какую орфограмму помогут нам повторить эти схемы?
— Все ли полно отражает правило?
— Какие из схем демонстрируют не только знание правила, но и творчество вашего одноклассника?
— Опираясь на схемы, расскажите о правописании -нн- и -н-в суффиксах прилагательных.
• Итак, “Кто грамотнее?” (2 человека у доски)
Песча..ый, гуси..ый, стекля..ый, полотня..ый, тума..ый, серебря..ый, стари..ый, ястреби..ый, соломе..ый, революцио..ый, пусты..ый, деревя..ый, ю..ый, румя..ый
Проверяем по вариантам:
1 в. – 1-го ученика
2 в. – 2-го ученика
— Есть ли ошибки?
— Есть ли недочёты в графическом обозначении?
— Какой навык вы закрепили при выполнении этой работы?
III. Формулируем тему. Ставим цели.
На доске таблица:
Прилагательные, образованные от глагола | |
-нн- | -н- |
1) сваренный картофель | 1) вареный картофель |
зав. Слово 2) жаренная в масле рыба | 2) жареная рыба |
3) решённый (сов. вид) пример | 3) сушёный (несов. вид) гриб |
4) маринованные грибы | 4) нет суффиксов…
|
5) асфальтированный |
|
— Что общего между орфографической пятиминуткой и таблицей?
— Что отражает таблица?
— Сформулируйте тему урока.
— Какой тип урока приемлем?
На доске:
Урок-открытие
Урок-закрепление
Урок-практикум
Урок-зачёт
— Запишем тему (Урок – открытие…)
— Какие цели вы поставите перед собой?
IV. Делаем открытие.
• Обращаемся снова к таблице.
1. Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о правописании
-нн- в суффиксах причастий. По ходу заполним таблицу.
2. Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о правописании -н- в суффиксах отглагольных прилагательных. По ходу заполните таблицу.
-н- в суффиксах отглагольных прилагательных | |
1. Есть приставка. 2. Есть зависимое слово. 3. Совершенный вид. 4. Есть –ова- (-ева-), (-ирова-). | 1. Нет приставки. 2. Нет зависимого слова. 3. Несовершенный вид. 4. Нет –ова- (-ева-), (-ирова-). |
3. В чем отличие отглагольных прилагательных от причастий?
4. Сверьте свои выводы с §139.
— Есть ли дополнения? (приставка не- роли не играет).
— Внесите дополнения в таблицу.
V. Закрепим правило.
Связный рассказ о правописании -нн- и -н-.
VI. Практическая работа.
1. На доске слова: варёный
жареный
вязаный
груженый
— Отглагольные прилагательные или причастия перед вами? Докажите.
— Что общего в правописании этих слов?
— Что нужно сделать, чтобы написать в этих словах -нн-?
Задание на выбор. Подберите зависимое слово или приставку к данным словам. Запишите, графически выделяя орфограмму.
— Какие пункты правила мы закрепили?
2. Упр. 732 – по трём вариантам (устно).
— Какие навыки мы закрепили, выполняя это упражнение?
3. Реши орфографическую задачу. Помни о 3-ем и 4-ом пунктах правила!
Замасле…ый комбинезон, краше…ый пол, варё…ый в котелке картофель, асфалътарова…ое шоссе, решё…ая задача.
— В чём убедила нас эта работа?
4. Проверим свой словарный запас.
Игра “Кто больше?”.
Задание: Придумайте слова с суффиксами -ова- (-ева-), -ирова-.
-Легко ли это сделать?
Используйте подсказку:
Слова в помощь:
вода — …
огурцы — …
класс — …
пехота — …
труд — …
дом, картина, церковь — …
(варианты: вода – газированная, огурцы – маринованные, класс – организованный, пехота – моторизованная, труд – механизированный, дом, картина, церковь – реставрированный)
— Одну или две -н- написали? Почему?
5. Объясни смысл пословицы, прокомментируй пропущенные орфограммы:
Заработа…ый ломоть лучше краде…ого каравая.
— Подберите синонимы к слову ломоть.
VII. Выводы по уроку. Рефлексия.
— Чему вы научились на этом уроке?
— Достигли вы своих целей?
— Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Параграф 139 (“Теория”)
На выбор:
Упр. 726 (более простой вариант)
Упр. 724 (более сложный)
Сочинение-миниатюра по пословице “Заработанный ломоть…”.
Используемые учебные пособия:
Учебник “Практика” и “Теория” под. ред. В.В. Бабайцевой, М. “Просвещение”, 1995.