Разработка урока русского языка в 7 классе
по теме «Причастие как часть речи»
Тимофеева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Раздел:преподавание русского языка
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи». Первый в системе уроков по теме «Причастие», реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник: «Русский язык. 7 класс» под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.
Цель урока:
Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные
Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике
Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.
2 .Языковая разминка
Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.
Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.
Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.
— выделить и объяснить орфограммы ;
— составить схемы словосочетаний;
3 Объяснение нового материала
Возьмем теннисный мячик. Составим словосочетания «сущ. +прил.». предложения.
-Что известно о прилагательных и глаголах частях речи?
Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:
Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!
Слова: озаренная, стоящий, глядящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:
Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.
Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.
Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.
Окно какое? – Растворенное окно.
В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:
Комнатка, озаренная свечкой. — Комнатка, которую озарила свечка
Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.
Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.
Растворенное окно. – Окно, которое растворили.
Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.
Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.
Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие — временнóй (настоящее и прошедшее время).
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный) и краткую (каков? прочитан). Полные причастия обычно выполняют в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.
Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (темнеющий лес – лес, который темнеет), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный).
— Синтаксическая минутка.
(произвести синтаксический разбор предложений)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. (повеств., невоскл.. простое, двусоставн., распрастр.)
Эта книга прочитана мной.
— Найдите причастие. Каким членом предложения является?
Составим вместе таблицу.
«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»
Прилагательное | Причастие | |
1. От какой части речи образуются? | От имени существительного | От глагола |
2. На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Какой? Каков?
|
3. Что обозначают? | Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный) | Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время) |
4. Как изменяются? | По родам, числам, падежам (склоняются) | По родам, числам, падежам (склоняются) |
5. Какие формы могут иметь? | Полная, краткая | Полная, краткая |
6. Чем можем заменить? | Синоним (иногда) | Сочетание «местоимение который+глагол» |
7. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | Определение, сказуемое |
8. Какую часть речи распространяют в предложении? | Существительное | Существительное |
IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.
Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения знаний на практике.
Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.
Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» (как имени прилагательному, так и глаголу).
V. Формирование умений и навыков.
Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.
1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)
Запишите в первый столбик прилагательные, во второй – причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.
2. Задание № 2 «Тест»
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
2 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
VI. Обобщение.
Цель этапа: обобщение по теме урока.
Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.
VII. Подведение итогов урока.
Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.
VIII. Консультация по домашнему заданию.
Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.
Параграф учебника, материал таблицы — составить связный рассказ о причастии.
Литература:
1.Русский язык. 7 класс.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.- 2008
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008