Дата_______________ Урок 14. Склонение причастий.
Цели урока:
продолжить изучение причастия как особой формы глагола;
познакомить учащихся со склонением причастий;
научить правильно употреблять причастия в своей речи.
Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Составление рассказа «Будущее моего села», используя различные причастия.
2. Повторение изученного.
– Что такое причастие?
– Чем причастие сходно с именами прилагательными?
– Назовите признаки глагола у причастия.
Вывод: причастие имеет и признаки прилагательного, и признаки глагола.
II. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
– На уроке мы продолжим изучение причастия как особой формы глагола, а также познакомимся со склонением причастий и научимся правильно употреблять их в своей речи.
2. Склонение словосочетания: новый циркуль, выделяя окончание у прилагательного. (Задание выполняется на доске.)
3. Склонение причастия цветущий сад учащиеся зачитывают со слайда.
4. Сравнение склонения прилагательного и причастия.
5. Вывод: полные причастия склоняются так же, как и имена прилагательные. Они имеют те же окончания, что и прилагательные.
III. Обобщение и систематизация знаний
1. Склонение словосочетаний: летящая птица, построенное здание, уважаемые люди.
Вывод: причастия и прилагательные изменяются одинаково по падежам.
2. Словарный диктант. (Один ученик пишет на доске.)
Цирк, циркуль, цифра, мотоцикл, цистерна; станция авиация, полиция; огурцы, птицы, синицы; цыпленок, цыган.
3. Взаимопроверка.
4. Показ на и проверка в тетрадях и на доске.
5. Вопросы классу:
– На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.)
– Когда после ц пишется буква ы?
6. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»).
7. Подбор к словам в диктанте причастий:
Цирк – кочующий
Цифра – написанная, исправленная
Циркуль – купленный сломанный
Мотоцикл – увиденный, купленный
Цистерна – раскрытая, наполненная
Станция – восстановленная
Авиация – развивающаяся
Полиция – уважаемая
Огурцы – созревшие
Птицы – летящие, улетающие
Синицы – прилетевшие, кричащие
Цыпленок – бегающий, умирающий
Цыган – страдающий, танцующий
8. Выполнение упражнения по учебнику.
9. Словарная работа
Поток –
Бороздить –
Спутник –
Составление с ними словосочетаний, а затем – употребление их в предложениях.
IV. Тест
А. Какое слово является причастием?
1) детальный
2) тонущий
3) могучий
4) зеленый
Б. Составьте словосочетания, согласуя причастия с нужными существительными:
1) развешанный
2) замешанный
Сочетаются со словом: хлеб, тесто, преступление, белье.
В. Поставьте нужные окончания:
1) о выпавш… снег…
2) о затаивш..йся мыш…
3) о скачущ.. лошад..
4) с бьющ..мся сердц..м
Г. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
1) собравший урожай
2) убежавшее молоко
3) заглянувший в окно
4) читающий текст
Д. Из данного предложения выпишите причастие (-ия).
Колеблющийся полет бабочки на свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.
V. Подведение итогов урока. Беседа
– Что нового узнали на уроке?
– Как склоняются причастия?
VI. Домашнее задание: выполнение упражнения…