Конспект урока на тему «Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о»

Тема: Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о

Цели:

формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение учиться находить слова с заданным звуком;

формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.

Оборудование: карточки с фрагментами букв.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Сегодня я вам расскажу интересную историю. Она произошла в одном маленьком сказочном городе.

Ворвался в город ветер-озорник. На многих вывесках а мы говорили о них на уроке риторики испортил буквы. Никто не может их прочитать.

На доске плакат:

N I ⊥Т N I ∩?




Разве есть такие буквы: N I ∩?

Верните им первоначальный вид. 4

И, Р, Т, Г, П





Прочитайте буквы.

Какие звуки они обозначают?

Напечатайте эти буквы в тетрадях для печатания.

Добрался ветер и до зоопарка. На клетке висела табличка. Т, Г, Р – вот что от неё осталось. Бедное животное расстроилось. Помогите вернуть букву. Напечатайте это слово в тетради.

Ветер украл буквы у болезни. Она обрадовалась: теперь никто её не узнает и не будет с ней бороться. Вот уж она заживёт! Ходит «гри» и радуется.

А вы знаете, что это за болезнь? Напечатайте в тетради слово и запомните, как оно пишется.

Какие буквы и слова у вас получились? Прочитайте.

Фонетическая разминка. 4

На доске буквы: Р, Т, Г, И, П.

Назовите все звонкие согласные звуки ([р] [р’] [г] [г’]).

Назовите все мягкие согласные звуки ([р’] [т’] [г’] [п’]).

Назовите глухие согласные звуки ([т] [т’] [п] [п’]).

Назовите только твёрдые согласные ([р] [т] [г] [п]).

Про какие звуки я не спросила? (Про [и].)

Что можете рассказать про этот звук?

Расскажите, что ещё мы делаем на уроках обучения грамоте?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

План (примерный): 3 2

  1. Работа с рисунками

  2. Составление схем слов.

  3. Выделение звуков в слове.

  4. Знакомство с новой буквой.

  5. Чтение слогов

  6. Письмо букв.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.




Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Работа в «Букваре»

Откройте «Букварь» на с. 36.

Что вы видите на кубиках? (Ослик, осы, овощи, обувь.)

Что общего в словах? (Начинаются со звука [о].)

Какой это звук: гласный или согласный? Почему?

Найдите на доске букву О, которой обозначается звук [о].

На что похожа буква? (На круг, колесо, бублик и т.д.)

Работа в прописи 2 3

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла

И теперь – овальная.

(Г. Ванюхина)


Что нового мы сейчас узнали? 4

Как вы думаете, что нам нужно узнать дальше? (Как пишется буква О.) 3

Откройте свои прописи на с. 5 и скажите: буква О – это кружок или овал? (Печатная буква похожа на кружок, а письменная – на овал.)

Давайте поучимся писать эту букву. Посмотрите и найдите точку, из которой начнём писать букву.

В какую сторону поведём овал?

Посмотрите, у нас две буквы: одна большая, другая маленькая, или строчная, так говорят про письменные буквы.

Зачем нужна заглавная, большая буква?

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Учитель читает стихотворение Е. Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве – большой уважения знак!

Для каких же слов требуется заглавная буква?

Попробуем написать эту букву сначала по воздуху.

Теперь обведите заглавные буквы на табло.

Назовите слова, которые можно написать с этой буквы.

Обведём строчную букву О, назовём слова, которые можно написать с маленькой (строчной) буквы.

Посмотрите на нижнюю часть табло. Чем отличается написание двух строчных букв? (Верхнее и нижнее соединение.)

Есть верхнее соединение, чтобы соединить букву О вверху со следующей буквой.

Учитель показывает на доске образец большого размера.

Обведите букву О с верхним соединением.

Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.

Есть соединение нижнее, тогда сама буква будет начинаться снизу.

Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.

Учитель показывает образец на доске.

Обведём по контуру. (Ведём из нижней точки против часовой стрелки – слева направо и выводим соединительный элемент.)

Затем дети обводят букву О. Обратите внимание на наклон.

Чему мы сейчас учились? 4

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в «Букваре» 1

Кто запомнил, какие предметы нарисованы на кубиках в букваре?

Проверим. Составим схему каждого слова.

1. Слого-звуковой анализ слов.

Произнесите слово «ослик» так, чтобы услышать гласные.

Сколько гласных звуков в слове и какие?

Отметим их на схеме.

Значит, сколько слогов в этом слове?

Покажите на схеме.

Найдите ударный. Позовите слово.

Поставьте знак ударения. (О-слик.)

Назовите первый звук.

Какой буквой он обозначен?

Напечатаем её на схеме.

Проводится работа с другими картинками по тому же алгоритму:

а) сколько гласных;

б) сколько слогов;

в) какой слог ударный;

г) назвать первый звук, букву, которой он обозначен;

д) отметить все звуки на схеме.

2. Чтение слогов.

Мы ознакомились с новой буквой. Чему нам надо научиться дальше? 3 (Читать слоги.)

Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й столбики про себя, сравните их.

Отметьте цветной точкой первый звук.

Какого цвета точку поставили?

В каком столбике два гласных?

Прочитайте 4-й столбик снизу вверх. 1

5-й столбик сверху вниз. 1

3-й столбик прочитает 1-й ряд, 2-й столбик 3-й ряд, 5-й 2-й ряд. 1

3. – Сейчас один ученик будет читать слог, а другой – добавлять его до целого слова.

Учитель вызывает двух учеников (сидя за партами). Например, Саша читает слог в первом столбике, а Катя договаривает этот слог, чтобы получилось слово.)

Го-ра. По-ле. То-пор. Ро-са.

4. – Вверху с. 36 вы видите схемы-«человечки».

Какие буквы они обозначают?

Почему эти буквы взялись за руки?

Что у них общего? (Обе буквы обозначают гласные звуки, которые могут быть ударными и безударными, образовывать слоги.)

Каким цветом их раскрасим?

Дети закрашивают башмачки красным цветом и ставят ударение на одном из башмачков.

5. – Но есть у этих букв одно интересное отличие догадайтесь, какое. Для этого прочитайте слоги.

На доске: ро, ри, го, ги.

Что заметили?

Если дети испытывают затруднение:

Какой согласный звук перед О? (Твёрдый.)

Какой согласный перед буквой И? (Мягкий.)

Отметим цветными точками, что заметили.

Буква О указывает на твёрдость, буква И на мягкость согласного.

Что нового мы сейчас для себя открыли? 4


Работа в тетради для печатания, с. 22–23. 4

Давайте посмотрим на с. 22 тетради для печатания.

Какие буквы вы там увидели?

Как вы думаете, какое задание нам предлагают сделать?

Какие слоги получатся, если букву О поставить на второе место? Напечатайте их.

Какие слоги получатся, если букву О поставить на первое место? Напечатайте их.

Поставьте цветные точки под каждой буквой.

Работа в «Букваре» (с. 36). 1

Чему мы сейчас учились? (Читать слоги с буквой О.)

Чему теперь сможем научиться? (Читать слова.)


Чтение слов

а) – В словах 1-го столбика отметьте красной точкой гласные звуки. Сколько слогов в словах? Почему?


б) – Сколько согласных звуков в словах 2-го столбика?

Что можно сказать про согласные? (Они все твёрдые.)


в) – Вот схемы слов.





Найдите и прочитайте эти слова в 3-м и 4-м столбике.


г) – Схему какого слова я нарисовала?





д) – Прочитайте слова, которые обозначают «съедобные» предметы.

Что необходимо дровосеку? Прочитайте это слово.

Прочитайте последнее слово в 3-м столбике.

А теперь его прочитайте справа налево. Что получилось?

Теперь сами найдите похожее слово. (Топот.)

Какую работу мы сейчас выполняли?

Кому было легко?

Кому трудно? Почему?

Физкультминутка

Работа в прописи

Давайте посмотрим, какие герои ждут нас в прописи.

1. Беседа по рисунку (с. 4). 1 2

Какое время года на картинке?

Как догадались?

Где собрались снеговики?

Как отнеслись снеговики к лыжной прогулке? (Первый снеговик поднимается на горку с радостью; второй – с нежеланием, а третий что-то задумал.)

Почему вы так решили?

Сколько кругов? Подсчитайте.

Обведите по контуру круги.

Так же проводится работа с другими элементами.

2. Письмо буквы О, о.

Найдите строчки под табло. Какие буквы написаны?

Напишем все наклонные линии синим цветом.

Напишем все буквы о или О, соответствующие словам. Что будет подсказкой при письме букв? (Стрелки на табло.) Олег, осень, Оренбург, окно.

Сколько заглавных букв обвели? (2.)

Сколько строчных? (2.)

Продолжаем: Ольга, Оля, отдых, оттепель, острый.

Сколько всего заглавных букв получилось? (4.)

Сколько строчных?

Учитель показывает буквы с ошибками, после этого стирает неверные написания.

Продолжаем обводить: огненный, Олеся, озеро, Одоевский, олово, Одесса.

Сколько букв обвели?

Пальчиковая гимнастика

Послушайте мою сказку. 2

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – маленький. Руки у них – снежные комки, вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. У папы-снеговика ведро-цилиндр, у мамы-снеговика – модная шляпка, а у малыша торчат волосы-сучья. Стоят снеговики и меня дожидаются.

Подумайте, чем может закончиться сказка. Придумайте заглавие.

Затем дети самостоятельно обводят по контуру.

Работа в «Букваре» 1 7

Работа с текстом. Сказка А. Шибаева «Всегда вместе».

1. Работа с текстом до чтения.

Посмотрите на с. 37.

Что видите на иллюстрации? (Цветные буквы с ручками, ножками и текст.)

Кто нам поможет прочитать имя автора?

Как назвал своё произведение Александр Шибаев?

Наш художник уже прочитал текст и нарисовал иллюстрацию. Как вы думаете, о чём прочитал наш художник (мы-то ещё не читали)? (Историю или сказку про буквы.)

Можно ли назвать текстом то, что прочитал художник? (Можно.)

Почему? (Есть автор, название, есть абзацы.)

Подсчитаем, сколько абзацев. (6, 7, 11.)

Кто же прав? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Что нужно для этого сделать? (Прочитать.)

Посмотрите, наш художник нарисовал буквы, бегущие навстречу друг другу!

А что было до этого? Догадались? (Жили, наверное, в разных домах или их кто-то разлучил.)

Какое настроение у букв, как вы думаете? (Вы видите, как художник нарисовал радость, поднятые ладошки, все бегут, а не идут навстречу друг другу.)

Может быть, об этом произведение нашего автора? Давайте проверим! Будем читать по абзацам.

Читает учитель или подготовленный ученик; дети, не умеющие читать, слушают.

2. Работа с текстом во время чтения. Проводится комментированное чтение.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак. Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»

Что произошло с буквами? (Не поладили.)

А как вы понимаете – не поладили? (Поссорились.)

С какими буквами это произошло, какие буквы не поладили? (Гласные и согласные.)

В какие «разные» стороны разошлись? (В одну – гласные, в другую – согласные.)

Что же произошло дальше, вы поняли? (Согласные стоят в кучке, хотят поговорить и не могут.)

А что же они делали? Кто внимательно читал, как об этом пишет автор? (Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»)

Второй абзац читает другой ученик (дети должны научиться слушать чтение разных одноклассников, то есть воспринимать голоса разных людей.)

Зачем-то позвали кошку.

Учитель повторяет эту фразу, недоуменно интонируя.

А кто позвал? Зачем?

Если на вопрос «кто?» дети ответят: «согласные», то на вопрос «зачем?» – свободные высказывания детей.

Смотрите, даже автор сам не понял! Какое слово нам подсказывает, что автор не понял? (Зачем-то.)

Читаем 3-й абзац.

И заскучали… Что же происходит дальше? (Стало скучно.)

Вдруг: «Тсс!»… С каких слов начинается абзац? А как можно прочитать это предложение, используя жесты и голос? (С использованием указательного пальца.) А для чего этот жест существует? (Призывает прислушаться, остановиться, чтобы наступила тишина и были слышны все звуки.)

Учитель комментирует сам, чтобы все дети могли эмоционально «прожить» эту ситуацию.

Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались… Все это происходило с какими буквами? (С согласными.)

Читаем 4-й абзац.

А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали, как маленькие дети, и аукались: «Уа! Уа! Ау! Ау!..»

Кто же рыдал? (Гласные.) Они просто рыдали? (Кричали, плакали, аукались.) Найдите в тексте подтверждение, что гласные вели себя, как малые дети. (Уа! Уа!) А когда аукаются? (Когда в лесу заблудились.)

Согласных много, гласных много, друг без друга им плохо, они плачут, аукаются.

Закройте ладошкой следующую часть текста. А что могло быть дальше?

Первыми ответят те дети, которые слушают. Это необходимо для их мотивации, поддержки внимания при слушании и чтении текста.

Проверим, читаем дальше.

Читаем 5-й абзац.

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): «БДМ ВСГД ВМСТ!»

Почему получилось невнятное бормотание? (Согласные бывают звонкими, глухими.) Почему же согласные решили им крикнуть? (Они хотели помириться, обрадовались, что увидели гласные.)

Читаем 6-й абзац.

И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ ЕА ЕЕ!»… Как отнеслись к непонятному бормотанию согласных гласные? (Они радостно закричали что-то тоже непонятное.)

Закройте ладошкой следующую часть текста. А как вы думаете,

они захотели помириться?

Первыми отвечают те, кто слушает. Другой вариант:

О чём бы вы написали дальше, если были бы на месте Александра Шибаева? (Свободные высказывания: тут буквы обнялись и помирились.)

Читаем 7-й абзац.

Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: «БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!»

Видите, ребята, сколько трудностей испытали буквы, чтобы прийти к этому решению!

Какими словами закончит Александр Шибаев свою историю? Догадались? (Больше буквы никогда не ссорились.)

Читаем 8-й абзац.

И с тех пор никогда больше не разлучались.

3. Работа с текстом после чтения.

Александр Шибаев не просто автор, писатель; он учитель, поэтому он и закончил свою историю такими словами: «И с тех пор никогда больше не разлучались».

Вспомните ваши предположения, о чём будет текст. (Буквы больше не ссорились.)

Но главное в истории с буквами автор видит вот в чём: им никогда нельзя разлучаться. Если буквы и их звуки будут жить порознь, то исчезнут слоги, нельзя будет составить слова и предложения, написать рассказ. Буквы и их звуки должны жить вместе в алфавите!

А скажите, это могло случиться на самом деле?

Что напоминает эта история? (Сказку.)

Почему? (Потому что буквы плакали, смеялись, скучали – автор представлял их людьми, дал характер.)

Внимателен ли был наш художник, читая сказочную историю? (Да, художник был внимателен к тексту, но не совсем: буква Э в группе с буквами согласных.)

Вспомните фрагмент (эпизод) текста, к которому относится эта иллюстрация. Найдите эти слова. (Очень трудно, мы можем только предположить, где это произошло, примерно между 5-м и 6-м абзацами. Это место сам автор не описал, он схитрил, дал нам с вами возможность самим догадаться, где это могло произойти. Мог написать так: «И буквы, счастливые и радостные, бросились навстречу друг другу».)






























































































ТООУ

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Ребята, которые умеют читать, подготовят выразительное чтение (по желанию).

1. Задание для нечитающих: найти в тексте слова, которые они могут прочитать, подчеркнуть буквы О, И (по желанию).

2. Сочинить начало этой сказки.


V. Итог

Посмотрите на схемы-«человечки» внизу с. 36. Чего у них не хватает? Дорисуйте.

Объясните, почему вы дорисовали этот предмет?

Что нового было сегодня на уроке? (Новая буква, работа с текстом.)

Какую работу мы выполняли? (Дети вспоминают различные этапы урока.)

Кто с ней справлялся легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы ОЦЕНИЛИ бы свою работу? Почему?

Откройте дневник и отметьте своё настроение после урока обучения грамоте.

А я хочу добавить, что сегодня мы ещё учились понимать, что и зачем делаем на уроке, и рассказывать, что нового узнали. Это тоже очень важно уметь делать. И не только на уроке обучения грамоте. Откройте дневник на с. 118.

Кто может прочитать, что написано в самом верху страницы? Прочитайте всем ребятам.

Рассмотрите самую верхнюю картинку. Прочитайте предложение под цифрами 1 и 2.

Вот видите, какую важную работу мы ещё с вами сегодня сделали. Молодцы!





ТООУ










Работа с Личным еженедельником на с. 118

Свежие документы:  Урок русского языка на тему: «Словари – наши помощники» (6 класс)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: