Русский язык.
Тема: Имя прилагательное. Основные грамматические признаки.
Цели:
Образовательная: совершенствовать знания учащихся об имени
прилагательном как части речи: показать взаимосвязь прилагательных
с именами существительными.
Развивающая: развивать умения точно употреблять прилагательные
в речи, орфографическую зоркость.
Воспитывающая: воспитывать чувства любви и бережного отношения к
природе.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: усвоение новых знаний
Прогнозируемый результат: учащиеся умеют находить в тексте и
распознавать имена прилагательные.
Оборудование: учебник, опорные схемы, магнитофон.
ПЛАН УРОКА:
I Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Крестики — нолики»
Ш. Активизация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
1.1. Массаж рук.
1.2. Найти антоним.
2. Словарно — орфографическая работа.
IV. Тема урока.
1. Определение рода у имен прилагательных;
2. Изменение имен прилагательных по числам;
3. Физминутка.
4. Изменение имен прилагательных по падежам;
5. Синтаксический разбор предложения;
6. Работа по учебнику;
6.1. Выполнение упражнения;
6.2. Написание эссе по опорным словам из упражнения;
V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой учащихся к уроку.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок
Он полон открытий
И полон тревог
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.
П. Проверка домашнего задания.
— Проверку домашнего задания проведем в виде игры «Крестики — нолики»
— Какое упражнение вы делали дома?
— Что нужно было сделать?
— Сейчас я буду говорить вам предложения, а вы за правильный ответ ставьте
«X», неправильный «О». Будьте внимательны!
1. Имя существительное — это часть речи. — X
2. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
— X
3. Имя существительное имеет 6 склонений. — О
4. К 1-му склонению относятся сущ-ые м.р. и ж.р. — с окончаниями -а, -я — X
5. Ко 2-му склонению относятся сущ-ые ж.р. — О
6. К 3-му склонению относятся сущ-ые ж.р. — с окончанием -ь — X
7. Имя существительное в И.п. в предложении является второстепенным членом предложения. — О
8. Имена существительные 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п. падежах имеют окончание — е — О
9. Имя существительное в П.п. всегда употребляется с предлогом. — X
10. Имена существительные никогда не изменяются — О
— Давайте проверим. Вывешиваю ключ. У кого нет ошибок «5»
1-2 ошибки «4», 2-5 ошибки «3», больше 5 «2»
— Молодцы!
Ш. Активизация опорных знаний.
1. Чистописание
1.1. Массаж рук.
— Выполним массаж рук, перед тем как начнем писать.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради
Будут буковки писать.
1.2. — Внимательно посмотрите на запись:
Большой — маленький
Сухой —
Глубокий —
Старый —
Твердый —
Война —
— Если вы правильно подберете и запишите слова, то узнаете какую букву мы будем писать.
— Какое значение имеют эти два слова?
— Как называются слова с противоположными значениями? (антонимы)
— Что мы должны сделать? (подобрать антонимы)
— Подбираем
— Что заметили в записи этих слов? (все виды начинаются с буквы М. )
— Правильно. Сегодня прописываем буквы М. Мм
мло омл …
— Продолжи ряд! Хорошо! Молодцы!
2. Словарно — орфографическая работа.
Словарь: пр.красный., инт.ресный, .громный, вежл.вый, т.релка, .бычный,
г.рячий, с.ребряный.
— Найдите лишнее слово.
— По какому признаку вы это определили?
IV. Тема урока.
— Прослушайте стихотворение. А вы подумайте о какой части речи мы будем говорить?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета, нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар.
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Осенний сад, родная речь.
— Кто из вас был внимательным, тот и скажет о какой части речи мы будем
говорить.
— Как догадались?
Итак, тема нашего урока — Имя прилагательное
— Что такое имя прилагательное?
— Что обозначает имя прилагательное?
— На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
— Сегодня на уроке мы вспомним все, что мы знаем об этой части речи, а на следующих уроках мы узнаем много нового.
1. — Посмотрите на картину.
— Какое время года изображено?
— Обращаясь к картине запишите словосочетание, определите род прилагательных.
…………………погода,……………утро,………………… ветер.
— Как определяется род у прилагательных? (по роду имени существительного).
— т.к. имена существительные и имена прилагательные связаны между собой по смыслу, то в словосочетании прилагательное — существительное должны стоять в одном и том же роде.
— Обратите внимание на слово ветер.
— Какие меры безопасности нужно соблюдать при сильном, порывистом ветре, (недавний ветер).
— Какой ущерб нанёс ветер городу?
Вывод: имя прилагательное изменяется по родам.
2. — Как вы думаете, имена прилагательные должны быть согласованы с существительными только в роде?
— Может есть еще правило, не зная которого мы не сможем писать и говорить грамотно?
— Задание на карточке: запишите имена прилагательные + имена существительные данные в скобках, изменяя окончания прилагательных.
Осенний (ручеек, листва, дни, солнышко). Тихий (ночь, голоса, дети, утро).
— Укажите число прилагательных.
— Как определить число прилагательных?
Вывод: по правилам русского языка, имена прилагательные должны стоять не только в том же роде, но и в том же числе, что и имена существительные.
3. Физминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычна,
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки!
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки — 2 раза
Сразу станет веселей.
— Потянулись и вздохнули.
— Отдохнули?
— Отдохнули!
— Вы садитесь поскорей.
4. Выполнив следующее задание мы узнаем как еще изменяется имя прилагательное. Я буду читать предложения из текста, вы находите прилагательное и выписываете вместе с существительными, с которыми оно связано.
Приключения желтого листа Желтый лист упал на землю. Около желтого листа закружились другие листочки. К желтому листу подошла девочка. Она взяла в руки желтый лист. На осенний бал ребята пойдут с желтым листом. Они напишут стихотворение о желтом листе.
— Определите падеж прилагательного.
Вывод: имена прилагательные изменяются по падежам.
5. Запишем одно предложение и разберем его по членам предложения и частям речи.
К желтому листу подошла девочка.
Вывод: имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения — определением.
6. Работа по учебнику.
А теперь откроем учебники и посмотрим, правильно ли мы сделали выводы.
6.1. стр 68 – правило
Упр 204 стр 68 (устно)
— Прочитайте задание.
— Какой это текст описание или повествование?
— Прочитайте его без прилагательных.
— Что заметили? (это текст стал не выразительным, сухим, не красочным).
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красочной.
— Чем больше мы будем употреблять прилагательных в своей речи, тем она будет грамотной и яркой, выразительной.
6.2. упр. 200 стр 67
Даны слова: вечер, луна, поле.
— Используя слова для справок напишите эссе (2-3 предложения)
Проверка:
V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
— О какой части речи мы говорили на уроке?
— А теперь закончите предложения:
Имя прилагательное это___________________________________
Имя прилагательное обозначает_____________________________
Имя прилагательное отвечает на вопросы_____________________
Изменяются по родам и по_________________________________
В предложении является___________________________________
Делают нашу речь_________________________________________
Оценки:
VI. Домашнее задание: упр. 199 стр 67, правило.