Конспект урока русского языка по системе «Школа России», проведенного 13 января 2013 года,
в МКС(К)ОУ школы VII вида № 39 учителем Степановой Татьяной Львовной.
Тема урока: Изложение зрительного восприятия текста «Оляпка».
Цели урока: 1. Закреплять умение излагать, пересказывать текст-повествование через практическую деятельность.
2. Закреплять знания учащихся по изученным темам.
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Задачи урока: 1. Развивать устную речь учащихся, расширять словарный запас.
2. Развивать память учащихся на основе упражнений в запоминании связного текста.
3. Развитие зрительного восприятия на основе упражнений во внимании.
4. Профилактика нарушений зрения, утомления глаз, профилактика переутомления.
Оборудование:
— тетради для творческих работ, индивидуальные картинки для слабоуспевающих учащихся, картинки с птицами (свиристель, оляпка, снегирь, синица), вопросник, набор карточек со словами, полная энциклопедия «Птицы», книги В. Бианки, В.В. Зотова, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева о птицах и животных, карточки-опоры со словами, 2 картинки-опоры с текстом, карточки-схемы с орфограммами (см. приложение)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Общие методические указания | |
1. Организационный момент 3 | | Дети приветствуют гостей и учителя
| Цель: Организовать детей, настроить на работу. |
| Кто такие птицы? | — Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
| Цель: закрепить знания детей о птицах, развивать устную речь, наблюдательность. |
| Каких птиц вы знаете? Какие птицы бывают?
| — Дети перечисляют. Дикие, домашние, Зимующие, перелетные, кочующие. |
|
| Каких птиц на картинке вы узнали? Как вы догадались? | Ответы детей. Дети сообщают о своих наблюдениях |
|
| Какая из этих птиц особенная? (Выделите «лишнюю» птицу) Почему вы так думаете? | «Лишняя» птица снегирь (красная грудка), свиристель (на голове хохолок) и т.д. |
|
| Каких птиц вы видели в наших краях? А каких нет? Свиристель, снегирь, синица – обитают в наших краях. Оляпка – селится в горах и предгорьях Европы, Азии и на юго-западе Африки. |
|
|
2. Сообщение темы 1 | Сегодня мы будем писать изложение об оляпке. |
| Цель: актуализировать знания |
| Что вы знаете об этой птичке? (Выставка книг) |
| Цель: заинтересовать учащихся |
3. Словарная работа 2 | Чтобы вы лучше запомнили, как пишется название этой птички, я это слово оживлю. (Учитель подрисовывает птичку из буквы «о») ляпка |
| Цель: познакомить с написанием слова «оляпка», развивать орфографическую зоркость |
| Какие слова спрятались в этом слове? | Ответы детей: Оля, ляпка, ляп. | Цель: развивать концентрацию внимания и его устойчивость. |
4. Знакомство с содержанием текста 2 | (текст написан на доске) Чтение текста учителем. ? Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова запела. Это… ? Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира. (по В. Бианки) |
| Цель: познакомить детей с текстом, развивать умение слушать учителя |
5. Первичное восприятие текста. 1 | Что такое текст? | Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. |
|
| О ком этот текст? Как озаглавим этот текст? | Об оляпке. Птичка. Оляпка. |
|
6. Физкультминутка 1 | |
| Цель: смена вида деятельности на уроке, снятие усталости |
7. Повторное чтение текста 2 | | Чтение текста детьми | Цель: развитие зрительного восприятия |
8. Беседа по содержанию 5 | (Вопросы написаны на доске) Что делала на льду реки оляпка? Куда птичка прыгнула? (Что такое прорубь?) Что она там делала? (Что сделала оляпка через минуту?) Почему оляпке зимой не холодно? | Дети отвечают полными ответами. Прорубь – это отверстие, прорубленное во льду на реке, водоеме. | Цель: Закрепить умение излагать, пересказывать текст по вопросам коллективно. |
9. Орфографическая подготовка | На какие правила есть слова в этом тексте? (Карточки-схемы с орфограммами) | Словарные слова: морóз выскочила вéсело минýта Безударные гласные, проверяемые ударением: рекú – рéки вéсело – весéлье онá – óн хóлодно – холóдный щу жи пищу жира чк птичка ь прорубь на льду перья Парные согласные на конце слова: мороз через прорубь на лёд
| Дифференцированная работа Цель: формировать умение правильно писать слова на изученные правила, развивать память, внимание. |
| | Индивидуальная работа по карточкам. | Цель: закрепить знания учащихся по изученным правилам. |
10. Физкультминутка 1 | |
| Цель: смена вида деятельности на уроке, снятие усталости |
11. Повторное чтение текста учащимися 1 | |
| Цель: развивать память учащихся на основе упражнений в запоминании связного текста |
12. Пересказ текста детьми с опорой на вопросы и опорные слова 3 | (Учитель помогает) | Два ребенка пересказывают текст | Цель: закрепить умение излагать текст |
13. Запись текста 10 | (Учитель помогает) | Два ребенка работают в индивидуальных карточках. | Цель: помочь в изложении текста слабоуспевающим детям. |
14. Проверка 3 | | Два ребенка читают свои тексты | Цель: помочь детям, которые затрудняются в передаче текста. |
15. Итог урока 1 | Что нового узнали на уроке? Кто захотел еще больше узнать об оляпке? | Ответы учащихся | Цель: подведение итогов урока. |
Приложение 1
Оляпка.
Был _______. На льду ____ ______ ____ ______. Вот птичка ________ _ _______. Там ___ ______ ____. Через минуту ______ выскочила __ ___. Она _____ _____. Это ______. Ей __ _______. Перья птички ______ _____ ____.
(по В. Бианки)
Приложение 2
м_рóз выск_ч_ла
вéсел_ м_нýта
р_кú –
вéс_ло –
_нá –
хóл_дно –
пищ_ ж_ра
птич ка
проруб_
на л_ду
пер_я
моро_ чере_
прору_ на лё_
Самоанализ урока.
Предмет: русский язык, 2Б класс, МОУ СОШ № 46 г. Ижевск 13.01.2010 г.
Тип урока: комбинированный.
Тема: «Изложение зрительно воспринятого текста «Оляпка»».
Необходимость данного урока актуальна. Развитие речи – это один из сложнейших разделов программы начальных классов. Творческие работы по развитию речи учащихся в начальной школе проводятся один раз в две недели. Программа предусматривает для второго класса изложение текста объемом в 30 – 45 слов (под руководством учителя) по вопросам или данному плану из двух-трех пунктов. В тексте «Оляпка», предложенном детям, содержится 38 слов, что соответствует норме. Дидактический материал в изложении является художественным произведением В.В. Бианки. Учитель обучает составлению ответов на вопросы. Дети становятся активными участниками процесса. Учитель обращает внимание детей на то, что ответ строится из слов вопроса (здесь допускается вариативность).
Изложение – это практический метод работы. Оно носит обучающий характер и проводится с подробным анализом текста и орфографической подготовкой. Известно, что умение обнаруживать и дифференцировать орфограммы является основополагающим в системе орфографических умений. В начальной школе учащиеся должны находить в тексте слова на изученные орфограммы, но на деле, при выполнении творческих письменных работ, большинство учащихся допускают ошибки. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы перечисленные умения были не только сформированы, но и действительно приобрели обобщенный характер.
В течение нескольких дней до изложения велась подготовительная работа по предупреждению орфографических ошибок. Были повторены словарные слова: мороз, весело, минута; дети писали словарный диктант, состоящий из слов с безударными гласными в корне и парными звонкими и глухими согласными в корне; был проведен выборочный диктант с заданием по нахождению слов с мягким разделительным знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласных звуков.
Положительный эмоциональный фон вызывает у учащихся желание выполнять задание, трудиться на уроке. Он рождает эмоции и чувства, побуждает к действию, формирует познавательные мотивы, желание узнать что-то новое.
В уроке прослеживается связь с жизнью, межпредметная связь. Все содержание урока носит развивающий характер, способствует развития аналитического мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение), развитию устной речи, творческой самостоятельной деятельности. Кроме того, мобилизует память, внимание учащихся. На уроке используются различные способы самоконтроля: выделение орфограмм в предложении, сверка с образцом на доске, заполнение индивидуальных карточек со словами из текста.
Учитель на уроке доброжелателен, спокоен, внимателен к ответам детей. На уроке хорошо сочеталась индивидуальная и фронтальная работа, осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход.
Цель урока была достигнута.
На уроке присутствовало 16 человек. По результатам проверки изложения эффективность урока составила 87,5%.
На оценку «5» выполнили работу 3 человека, на оценку «4» 9 человек, на оценку «3» 2 человека, не справились с работой 2 человека (Коротков В., Прокошев М.)
Причины: низкий уровень развития общего интеллекта, низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по плану)
Коротков В. и Прокошев М. работали по индивидуальным карточкам, им оказывалась массивная помощь, помощь принималась с трудом.
Необходимо продолжить индивидуальную коррекционно-развивающую работу с данными учащимися.
Коротков В. и Прокошев М. состоят на учете у психиатра, проходили обследование и лечение, были оставлены на повторный год в первом и втором классе соответственно. В этом учебном году было рекомендовано пройти ПМПК повторно, от комиссии родители отказались.
Учитель Т.Л. Степанова
6