конспект урока на тему «ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. ДВОЕТОЧИЕ ПОСЛЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА»


ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО
ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ДВОЕТОЧИЕ ПОСЛЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА

Цели:


  • показать выразительные возможности конструкций с однородными членами;

  • познакомить с понятием «обобщающее слово» и пунктограммой «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения»;

  • познакомить с порядком действий по нахождению обобщающего слова в предложении;

  • закрепить умения и навыки расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;

  • продолжить работу над грамматическим и речевым содержанием темы;

  • совершенствовать орфографические умения и навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа по теме предыдущего урока.

Мы продолжаем изучать однородные члены предложения.

  • Какие члены предложения называются однородными?

  • Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

  • В каких случаях ставится запятая между однородными членами предложения, а в каких случаях не ставится?

  • Запись предложений, объяснение знаков препинания

Лиса – хитрое и изворотливое животное.

Она ночует на снегу, под кустиком.

Лисий мех очень красивый, тёплый и прочный.

Из него шьют воротники, шапки, шубы.

— Графический диктант (один обучающийся работает у доски: начертить схемы предложений)

Мы ехали на поезде, потом шли пешком.

Мы ехали на поезде, а потом шли пешком.

Мы ехали на поезде, но потом шли пешком.

Мы ехали на поезде и шли пешком.

Мы и ехали на поезде, и шли пешком.

IV. Изучение новой темы.

Я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

-Какой знак препинания мог так о себе сказать? (Двоеточие)

-С ним мы сегодня и познакомимся.

а) работа с параграфом №61

б) вставьте обобщающее слово к однородным членам. (упр.483)

Особенно часто обобщающими словами бывают следующие:

всё, всё это, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда.

в) к данным однородным рядам подберите обобщающие слова. Составьте с ними предложения и запишите их.

Сосна, осина, ель, береза, рябина.

Стол, стулья, шкаф, диван-кровать.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание: параграф 61,упражнение №486.


Второй урок данной темы посвящен отработке умений находить обобщающее слово перед однородными членами предложения.


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Проверка теории по теме.

  3. Тренировочные упражнения.

а) выполнение упр.№487 (с комментированием)

б) работа по карточкам (карточки распечатаны для каждого обучающегося)

1.Списать, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

Всё это ночь даль горы звезды туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

В отряде набралось много походного инвентаря как-то котлы чайники топоры пила.

Всё вокруг и лесная опушка и унылое торфяное болото и пятнистая луговина вырисовывалось уже ясно отчётливо.

Повсюду в клубе на улицах в домах происходили разговоры.

Сороки помогают расселять на новые места различные растения калину рябину малину крушину бузину ежевику.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание: параграф 61, упражнение 488.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сказуемое, выраженное видо - временными формами глагола"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: