Автор: Мурасова Рамзия Нурулловна
Русский язык
Тема: «Обобщение знаний о тексте».
Цели:
Обучающие
Закреплять знания учащихся о тексте.
Развивающие
Развивать навыки самостоятельной деятельности и умение работать в парах.
Воспитывающие
Воспитывать чувство взаимопомощи;
Умение прислушиваться к мнению товарища и высказывать своё суждение.
Общеучебные умения
Умение применять полученные теоретические знания на практике;
Умение планировать свои действия;
Умение организовывать самостоятельные действия при выполнении практической работы.
Ход урока
Организация класса.
2. Актуализация знаний.
— Послушайте стихи А.С.Пушкина
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
— Значение каких слов вам непонятны? ( просвещенья, парадоксов, гений).
— Обратимся к толковому словарю Даля В.И. разберём значения этих слов. ( гений – человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта; парадокс – ( греч. «неожиданный, странный») – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу; просвещенье – распространение знаний, образование.
— Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Нам предстоит сделать какие-то открытия. Мы сегодня узнаем что-то новое.)
— Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете исследовать и объяснять настоящее, связывать настоящее с прошлым, делать открытия и познавать новое.
— Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.
— Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.
— Прочитайте слова, которые вы записали.
— Подберите синонимы к слову чудный
— Прежде давайте вспомним
— Что такое синонимы?
— Подберите антонимы к слову чудный.
— Восстановите перепутанную логическую цепочку слов.
На доске: предложения ———слоги———слова————звуки
(буквы——слоги—-слова——-предложения)
— Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
— В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 9, 20).
— Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание. ( текст)
На доске:
ТЕКСТ
— Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?
(Тема урока)
— Исходя из темы урока сформулируем контрольный вопрос
(Текст- что это такое
— На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.
-Теперь, опираясь на тему урока и контрольный вопрос, попробуйте догадаться какие учебные задачи стоят перед нами на уроке?
1. Повторить знания о тексте
2.Вспомнить признаки текста.
3.Обобщить знания о тексте
3. Работа по теме
Работа со схемой
— Как вы думаете можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина?
— Приведите доказательства.
(можно выделить основную мысль. Основная мысль текста — — говорится об открытиях.)
-Назовите яркие признаки текста.( заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые слова, абзац, тема, основная мысль)
— Объясните каждый признак.
ТЕМА — это то, очём или о ком говорится в тексте. Основная мысль – САМОЕ ВАЖНОЕ, ГЛАВНОЕ, О ЧЁМ ГОВОРИТ НАМ ТЕКСТ. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста.
Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль. Ключевые слова ( опорные ) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.
— Что значит понять основную мысль? ( Это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами).
— Какой признак обязательно должен быть в тексте? (Тема, основная мысль, законченность текста)
Работа с деформированным текстом
— На доске справа деформированный текст, слева закрыт – правильный.
— Теперь применим теоретические знания на практике.
— Прочитайте предложения.
— Можно ли назвать это текстом?
— Докажите.
— Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.
— Посмотрите на эти предложения. ( открывается текст слева).
— Что вы заметили? (Это текст, но у него нет концовки, а я заметил, что у него нет заглавия).
— Придумайте заглавие.
— Придумайте концовку.
— Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки).
Самостоятельная работа
— А сейчас поработаем в группах
Правила работы в группах
— Перед вами на листочках текст.
Прочитайте его.
-Легко ли было читать текст?
— Почему? ( Нет знаков препинания, нет границ предложений.)
— Представьте, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо.
— Проверьте друг друга.
— Сколько получилось предложений.
— Прочитайте получившиеся записи.
— Докажите, что это текст. (Это текст, т.к. можно выделить тему, основную мысль. Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определённой последовательности.
Работа с сигнальными карточками
-А теперь, чтобы узнать, как вы усвоили эту тему поработаем с текстом «Верные и неверные высказывания)
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
5. В тексте всегда о чём – то или о ком – то говорится.
6.Текст можно разделить на части .
7. Каждая часть текста записывается с красной строки.
— Я хочу вас попросить , чтобы вы сами проанализировали этот этап урока.
— Как вы справились с этим заданием?
— Какие трудности испытали?
4. Подведение итогов урока.
— Давайте вернёмся к контрольному вопросу.
— Как вы считаете, ответили мы на него?
— Выполнили учебные задачи.
— Что нового вы сегодня узнали?
— Что было самым интересным?
— Какое задание вызвало затруднение?
5. Домашнее задание
Придумайте и напишите свой текст на любую тему.