Конспект урока на тему «Обобщение знаний о тексте»

Автор: Мурасова Рамзия Нурулловна

Русский язык

Тема: «Обобщение знаний о тексте».

Цели:

Обучающие

Закреплять знания учащихся о тексте.

Развивающие

Развивать навыки самостоятельной деятельности и умение работать в парах.

Воспитывающие

Воспитывать чувство взаимопомощи;

Умение прислушиваться к мнению товарища и высказывать своё суждение.

Общеучебные умения

Умение применять полученные теоретические знания на практике;

Умение планировать свои действия;

Умение организовывать самостоятельные действия при выполнении практической работы.

Ход урока

  1. Организация класса.

2. Актуализация знаний.

— Послушайте стихи А.С.Пушкина

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

— Значение каких слов вам непонятны? ( просвещенья, парадоксов, гений).

— Обратимся к толковому словарю Даля В.И. разберём значения этих слов. ( гений – человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта; парадокс – ( греч. «неожиданный, странный») – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу; просвещенье – распространение знаний, образование.

— Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Нам предстоит сделать какие-то открытия. Мы сегодня узнаем что-то новое.)

— Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете исследовать и объяснять настоящее, связывать настоящее с прошлым, делать открытия и познавать новое.

— Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

— Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Подберите синонимы к слову чудный

— Прежде давайте вспомним

— Что такое синонимы?

— Подберите антонимы к слову чудный.

— Восстановите перепутанную логическую цепочку слов.

На доске: предложения ———слоги———слова————звуки

(буквы——слоги—-слова——-предложения)

— Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.

— В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 9, 20).

— Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание. ( текст)

На доске:

ТЕКСТ

— Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?

(Тема урока)

— Исходя из темы урока сформулируем контрольный вопрос

(Текст- что это такое

— На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.

-Теперь, опираясь на тему урока и контрольный вопрос, попробуйте догадаться какие учебные задачи стоят перед нами на уроке?

1. Повторить знания о тексте

2.Вспомнить признаки текста.

3.Обобщить знания о тексте


3. Работа по теме

  • Работа со схемой

— Как вы думаете можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина?

— Приведите доказательства.

(можно выделить основную мысль. Основная мысль текста — — говорится об открытиях.)

-Назовите яркие признаки текста.( заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые слова, абзац, тема, основная мысль)

— Объясните каждый признак.

ТЕМА — это то, очём или о ком говорится в тексте. Основная мысль – САМОЕ ВАЖНОЕ, ГЛАВНОЕ, О ЧЁМ ГОВОРИТ НАМ ТЕКСТ. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста.

Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль. Ключевые слова ( опорные ) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.

— Что значит понять основную мысль? ( Это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами).

— Какой признак обязательно должен быть в тексте? (Тема, основная мысль, законченность текста)

  • Работа с деформированным текстом

— На доске справа деформированный текст, слева закрыт – правильный.

— Теперь применим теоретические знания на практике.

— Прочитайте предложения.

— Можно ли назвать это текстом?

— Докажите.

— Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.

— Посмотрите на эти предложения. ( открывается текст слева).

— Что вы заметили? (Это текст, но у него нет концовки, а я заметил, что у него нет заглавия).

— Придумайте заглавие.

— Придумайте концовку.

— Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки).

  • Самостоятельная работа

— А сейчас поработаем в группах

Правила работы в группах

— Перед вами на листочках текст.

Прочитайте его.

-Легко ли было читать текст?

— Почему? ( Нет знаков препинания, нет границ предложений.)

— Представьте, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо.

— Проверьте друг друга.

— Сколько получилось предложений.

— Прочитайте получившиеся записи.

— Докажите, что это текст. (Это текст, т.к. можно выделить тему, основную мысль. Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определённой последовательности.

  • Работа с сигнальными карточками

-А теперь, чтобы узнать, как вы усвоили эту тему поработаем с текстом «Верные и неверные высказывания)

1. Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

5. В тексте всегда о чём – то или о ком – то говорится.

6.Текст можно разделить на части .

7. Каждая часть текста записывается с красной строки.

— Я хочу вас попросить , чтобы вы сами проанализировали этот этап урока.

— Как вы справились с этим заданием?

— Какие трудности испытали?


4. Подведение итогов урока.

— Давайте вернёмся к контрольному вопросу.

— Как вы считаете, ответили мы на него?

— Выполнили учебные задачи.

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что было самым интересным?

— Какое задание вызвало затруднение?


5. Домашнее задание

Придумайте и напишите свой текст на любую тему.

Свежие документы:  Рабочая программа. "Стилистика. 10 -11 классы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: