Конспект урока на тему «Омонимы. Значение, использование омонимов в речи»

Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.

Словарь: понедельник.

Учебник: упр. 75—77; рубрика «Проверь себя», задание 3, с. 71. РТ: упр. 57—62


Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.


Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Прочитайте слова первой группы с синонимами.

Каким словарём вы пользовались?

Прочитайте слова второй группы с антонимами.

Каким словарём вы пользовались?


III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов.

Ветер, повар, интересный.

Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём антонимов.

Печаль, ссора, героизм.

(Проверка.)

Какие слова называются синонимами?

Какие слова называются антонимами?


IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в группах.)

Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова игла и кадр. Прочитайте их лексические значения.

Назовите лексические значения слова игла. Как называются такие слова? (Многозначные.)

Назовите лексические значения слова кадр. Чем отличается оформление статей, поясняющих значения слова кадр?

Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.)

Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока.


V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 45).

Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)

Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)

Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)

Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)

Прочитайте ниже сведения о языке.

Какие слова называются омонимами?

Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?

Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)


VI. Физкультминутка


VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 45).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)


Упр. 77 (с. 46).

Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)

Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Свежие документы:  Урок русского языка "Путешествие по океану Фонетика" 6 класс


2. Работа со словом из словаря

Назовите первый день недели. (Понедельник.)

Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.

Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

Составьте предложение со словом понедельник, запишите.

Запомните написание этого слова.

Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)


VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

РТ: упр. 57—59

Оцените свою работу на уроке.


IX. Подведение итогов урока

Что такое омонимы?


Домашнее задание

РТ с. 27 упр. 60-62

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: