Тема: Понятие о суффиксе.
Цель: формирование представлений о суффиксах и их словообразующей роли и правописании.
Задачи:
-образовательная: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;
— развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;
— воспитательная: воспитывать экологическую культуру учащихся, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
— здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: стандартный с применением игровых технологий.
Методы: частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, рисунки частей слова, схемы, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. Психологический настрой: Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.
Тихо сядьте, спинки прямо
Вижу, класс наш — хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
— Наш урок сегодня называется «Урок — исследование»
3. Постановка задач урока. (слайд 2)
— Сегодня на уроке мы будем исследователями. А помогать будут нам наши старые друзья Знайка и Незнайка.
Слово делиться на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
— Мы повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
(обозначьте орфограммы)
4. Чистописание
— Знайка приглашает начать наше исследование с минутки чистописания.
(слайд 3 и 4 ) На доске буквы: Д З П В Б
— Что общего в этих буквах? — Чем они отличаются?
Напишите букву, обозначающую глухой согласный.
Подчеркните буквы, которые получились лучше других.
5. Словарная работа
— Незнайке дали домашнее задание, вспомнить и записать словарные слова на тему «одежда». Вот что у него получилось. (слайд 5)
— Правильно ли он выполнил задание?
На доске: Адежда: кастюм, плоток, польто.
(дети помогают Незнайке исправить ошибки)
6. Актуализация знаний. «Верно или ложно утверждение»? (слайд 10)
(Учащиеся получают карточки от Незнайки. Даётся время на проверку. Ответ с комментированием)
Корень – это главная часть предложения (-)
Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
Корень – это общая часть родственных слов (+)
7. Наше исследование продолжается. (слайд 11)
— Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках:
лес, лесной, лесок.
— Что вы можете сказать о данных словах?
— Выделите части слова, которые мы знаем.
— Есть ли в этих словах приставки?
— Какую часть слова мы не выделили в словах? Где она находится?
— Как называется эта часть слова? Как мы будем её обозначать?
— Выделите суффикс в записанных словах.
— Подумайте, данные однокоренные слова отличаются чем-то друг от друга?
— Какая часть слова придаёт им значение? (суффикс)
(слайд 12) одновременно, отвечая на вопросы дополняем кластер «части слова», который начали составлять на предыдущих уроках.
8. ФИЗМИНУТКА.
9. Продолжаем исследование.
— Итак, что мы узнали о суффиксе? (часть слова, стоит после корня)
10. Работа по учебнику. Упр. 286 стр. 107
11. Игра «Будь волшебником» (слайды 20, 21)
Знайка предлагает вам стать волшебниками. Вот слова: кот, слон, дом.
Наблюдение за изменением слов с помощью суффиксов
12. Вывод.
— Незнайка просит вас, ребята, сформулировать вывод: что такое суффикс?
Работа с карточкой — памяткой
Запомни: «Что такое суффикс?»
Суффикс – это __________ слова, которая стоит ____________корня.
С помощью суффикса __________________ новые слова.
13. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам. Образование слов с помощью суффиксов -ок-, -ёк-, -ик-. (приложение 3)
14. Рефлексия
Я узнал ……
Я понял …..
Мне понравилось ….
Было трудно ….
Для меня было открытием, что …
15. Домашнее задание: упр. 288 стр. 108
Приложение 1
«Верно или не верно утверждение»?
Корень – это главная часть предложения ( )
Родственные слова ещё называют однокоренными ()
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?( )
Корни в родственных словах пишутся одинаково. ( )
Окончание – это изменяемая часть слова. ( )
Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. ( )
Корень – это общая часть родственных слов ( )
Приложение 2
Запомни: «Что такое суффикс?»
Суффикс – это __________ слова,
которая стоит ____________корня.
С помощью суффикса __________________ новые слова.
Приложение 3
Образуй слова с помощью суффиксов.
— ик — ёк — ок
Гном — ________ день -__________ кулак — _______
корабль — __________ окунь — ________ жук — __________
журавль — _________ зверь — _________ паук — __________