Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Выполнила: Дерябина Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«СОШ №3» г. Югорска.
Пояснительная записка
Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» задуман как урок-игра, во время которой учащиеся выполняя различные задания, участвуют в телепередаче, примеряя на себя роли редакторов, знатоков, экспертов, корректоров, корреспондентов. Для конструирования урока взяты узнаваемые элементы из разных телепередач, таких как: «Новости», «Контрольная закупка», «Детективы», интеллектуальные игры и др., и как результат — новая телепередача «Хочу все знать».
Урок с использованием элементов ролевой и имитационной игры позволяет решать серьезные учебные задачи, мотивировать учащихся на познавательную деятельность, желание получить знания, и, как результат, прочно усваивать новые учебные понятия.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт, решается ряд воспитательных задач: развитие умения работать сообща, прислушиваться к мнению других, деликатно воспринимать критику и корректно отзываться об ошибках своих товарищей, в игре приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели, развиваются воображение и фантазия, умения сравнивать и сопоставлять. Свободная развивающая деятельность, творческий активный характер игры на уроке, дух соревновательности и соперничества позволяют учащимся выполнять сложные учебные задания, находить самые оптимальные или нестандартные решения.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке осуществляется с учетом следующих факторов: дидактические цели ставятся в форме игровых задач; учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактических заданий связывается с игровым результатом.
Такая форма работы, как игра, дает возможность построить урок в соответствии с обязательными этапами любого типа урока. Данный урок — это изучение нового материала.
Специфика данного урока состоит в том, что организация работы учащихся строится на самостоятельном освоении знаний, поддержании живого интереса в изучении достаточно сложного учебного материала через игровую форму работы, через иллюстративность и межпредметные связи, а также практико-ориентированные задания.
Организация работы направлена на формирование навыков работы в группе и в парах, развитие умений находить причинно-следственные связи, анализировать языковой материал.
Форма обучения — групповая, фронтальная и индивидуальная. Группы формируются по принципу равносильности в знаниях, т.е. в каждом миниколлективе присутствуют ученики разного уровня подготовки.
Учитель не дает готовых знаний учащимся, его роль – это роль режиссера, который инструктирует задания, организовывает коррекцию знаний по ходу урока.
Учащиеся 5 класса владеют такими познавательными УУД, как умение ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию, сравнивать языковые явления, подробно пересказывать прочитанное и прослушанное; регулятивными — организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий, составлять и выполнять план работы; коммуникативными — участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении проблем.
Недостаточно владеют умениями анализировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, работать по алгоритму, сверяясь с целью, доказательно обосновывать свою точку зрения, самостоятельно исправлять ошибки, а также понимать позицию другого, организовывать работу в группе. Именно отработка этих УУД легли в основу организации урока.
При подготовке к уроку были учтены требования учебной программы: формирование знаний по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных», умений определять особенности правописания таких существительных, применение орфографического правила. Учтены требования ФГОС: через нестандартную форму урока формировать личностные УУД (положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся), предметные (знакомство с новым правилом и его применение в устной и письменной речи, формирование умений работать с опознавательными признаками орфограммы), метапредметные УУД (познавательные — самостоятельно вычитывать информацию, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные — работать по алгоритму, сверяясь с целью, самостоятельно исправлять ошибки; коммуникативные — понимать позицию другого, организовывать работу в группе).
В соответствии с ФГОС урок строится в деятельностном режиме, где учащиеся — это самостоятельно-мыслящие личности, каждое задание требует навыков осознанного восприятия материала, умения корректировать собственную деятельность и деятельность других учащихся.
Для организации такой работы были выбраны различные методы, приемы и формы обучения, которые являются эффективными для достижения цели: репродуктивный — организационный момент, применение орфографического правила по алгоритму. Метод проблемного изложения – создание проблемной ситуации, в которой учащиеся определяют, что перед ними новое орфографическое правило, исследовательский, когда учащиеся выступают в роли ученых – лингвистов, которые выводят орфографическое правило и определяют закономерности правописания от определенных условий выбора. В соответствии с задачами урока больший процент составляет групповая форма работы, при которой дети учатся самостоятельно проверять выдвинутые гипотезы, организуют выполнение заданий, корректируют результаты, во время коллективной деятельности учащиеся в большей степени контролируют результаты. Дидактические и иллюстративные материалы делают урок ярким и динамичным.
При проектировании урока учитываются социально-психологические особенности учащихся: соответствие возрасту, интересам, учебно-материальная база (презентация), соблюдены гигиенические нормы (освещение, проветривание помещения, чередование иллюстративного и медийного материалов) и эстетичность (яркая наглядность, использование различных средств обучения), темпоритмические (постоянная смена деятельности, высокий темп, разнообразие заданий, в соответствии с требованиями ФГОС — физкультпауза).
В течение урока возможны изменения в содержании: учащиеся могут догадаться об особенностях правописания и озвучить новое правило раньше, чем задумано, тогда поиск будет заменен на доказательства и работу с алгоритмом. Задания будут направлены на формирование умений применять новое правило. Также могут быть допущены ошибки в новых знаниях, и, как следствие, проведена работа по коррекции знаний. Причиной успеха такого урока может служить то, что он составлен в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС
В связи с ведением ФГОС второго поколения школа является пилотной, стажировочной площадкой по опережающему введению ФГОС основного общего образования ХМАО – Югры, поэтому данный урок для 5 класса составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения и в качестве открытого урока был представлен педагогическому сообществу на региональном семинаре в г. Югорске.
Основная часть
Технологическая карта урока
ФИО учителя Дерябина Елена Владимировна
Класс 5
Дата 01.04.2014
Предмет русский язык
Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Место и роль урока в изучаемой главе (разделе, теме): тема «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных» содержит новые сведения, на основе уже известного материала о правописании имен существительных.
Тип урока: изучение нового материала.
Урок проходит в форме телепередачи «Хочу все знать».
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц в окончаниях существительных , обратить внимание на опознавательный признак орфограммы – шипящий и ц перед гласной, на зависимость написания гласной в окончании от ударения.
Задачи урока:
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, чувства уверенности в своих силах, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Предметные: формировать умения, используя алгоритм, применять правило написания о — е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
Метапредметные: познавательные — формировать умения самостоятельно добывать информацию, наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; регулятивные — работать по алгоритму, сверяясь с целью, самостоятельно исправлять ошибки, а также коммуникативные — понимать позицию другого, высказывать свою точку зрения, организовывать работу в группе.
Ресурсы (оборудование и учебно-методическое обеспечение):
мультимедийное оборудование, документ – камера, диагностические смайлики, учебные принадлежности, карточки с заданиями, словари.
Продолжительность урока — 40 минут.
Ход урока:
I этап урока. Организационный момент.
Примерное время 1-2 мин.
Микроцельэтапа: психологическая подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.
Содержание.
Звучит заставка киножурнала «Хочу все знать»
Добрый день, дорогие ребята.
Мы начинаем нашу телепередачу — игру «Хочу все знать», и с вами буду я, режиссер нашей программы, а вы будете сегодня моими сотрудниками и помощниками. Откройте тетради и запишите число.
Условия игры:
1.Работа в командах — группах. Выполнение заданий на карточках.
Работая группами в различных рубриках, вы примерите на себя роли людей разных профессий, работающих в сфере телевидения и СМИ.
2. За каждое правильно выполненное задание на карточках команда — группа получает вознаграждение — накопительные баллы (медальки зеленого цвета). Стоимость зеленой медали -1 балл.
3.За каждый дополнительный вопрос, заданный учителем, предоставляются подарочные бонусы (медальки красного цвета). Стоимость подарочного бонуса тоже 1 балл. Затем эти баллы переводятся в оценку. Оценивание знаний, полученных на уроке будет осуществляться следующим образом. Каждая группа может набрать определенное количество баллов, которые по окончании урока переводятся в оценки «4» или «5». Если количество баллов соответствует оценке «3», можно дать возможность на следующем уроке добрать баллы за правильно выполненное домашнее задание.
— Понятны ли вам условия игры? Тогда в путь.
Форма обучения: фронтальная.
Метод, прием обучения: объяснительно-иллюстративный.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению.
Условия достижения положительных результатов: сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя и учеников.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: доброжелательный настрой, готовность класса, быстрое включение в деловой ритм.
II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Примерное время — 6 минут.
Микроцель этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать умение формулировать тему и цели урока.
Содержание этапа.
Начнем мы нашу телепередачу с рубрики «Актуальные события».
— Итак, задание 1. Вы — детективы.
-Неизвестный захотел вскрыть наш «Сундучок знаний» и взломал ключевое слово, оно рассыпалось. У вас на парте отдельные буквы. За минуту вы должны собрать ключевое слово и открыть сундучок. Это слово — орфограмма.
-Почему это слово ключевое? (знакомство с новой орфограммой, дополнительный бонус за правильный ответ).
Наш сундучок открыт и в нем следующее задание.
Задание 2. Кто быстрее? Вы – знатоки. За каждый правильный ответ группа получает зеленую карточку.
-Какую букву напишем в слове ш..рох; (О).
-Какую гласная вы пропущена в слове ц..рк. Почему? ( И ).
-Назовите безударную гласную в корне слова дер..во? (Е).
-Какое слово в словосочетании остаться после уроков является предлогом? (после).
-По какому признаку можно объединить звуки ж, ш, щ, ч в словах жизнь, чудо, щавель? (шипящие).
В какой морфеме находится орфограмма в слове на урок..?(в окончании).
— Назовите часть речи слова рожь. (существительное).
Во время выполнения задания учитель на доске записывает правильные ответы (ключевые слова). Впоследствии складывая эти ключевые слова, ученики формулируют тему урока.
— Внимательно посмотрите на ключевые слова и сформулируйте тему урока. Чья группа точнее сформулирует тему урока, получает дополнительный бонус.
Следующая наша рубрика «Новости орфографии». Вы — спецкоры. А кто такие спецкоры? (Дополнительный бонус за правильный ответ).
Задание 3.
Посмотрите внимательно, перед вами слова за рубежОм, с товарищЕм
Почему в о одном слове пишется в окончании О, а в другом Е?
Перед вами три смайлика ЗНАЮ, НЕ ЗНАЮ, ХОЧУ знать, поднимите важный для вас смайлик
— Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:
1) узнать …
2) научиться …..
— Есть какие-нибудь гипотезы? Что обозначает слово гипотеза? (дополнительный бонус за правильный ответ)
3)Возможно….
Давайте послушаем ваши гипотезы. Обсуждение гипотез.
Подведение итогов этапа.
Форма обучения: фронтальная и групповая.
Метод, прием обучения: репродуктивный, проблемный.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, организовывать работу в группе, прогнозирование, сотрудничество.
Условия достижения положительных результатов: умение четко и однозначно вместе с обучающимися сформулировать цели урока, показать, чему должны научиться и какими знаниями овладеть учащиеся в процессе урока.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
III. Этап усвоения новых знаний. Открытие нового знания. Фиксация способа действия.
Микроцель этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, добиться усвоения учащимися способов, которые привели к данному обобщению, на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки УУД.
Примерное время: 10 мин.
Содержание этапа:
— В рубрике «Юные исследователи» я предлагаю сделать самостоятельное открытие. Вы молодые ученые – лингвисты. Работая в группах, выполнить задание и сформулировать правило. У вас на столах карточки со словами для наблюдения.
Задание 4.
Мудрецом, полотенцем, свечой, с огурцом, с малышом, за тучей, перед встречей, чертежом, над рощей.
Задание: запишите слова в два столбика (с ударным и безударным окончанием). Сделайте вывод о том, когда после шипящих и Ц пишется в окончаниях О, а когда – Е.
В окончаниях существительных после________________
Под ударением пишем__________, без ударения__________.
-Представьте научные отчеты. И право мы даем группе, которая первой справилась с заданием. Остальные внимательно слушают, ваша задача согласиться или не согласиться с предложенным вариантом, высказать свою точку зрения.
—Ребята, к этим выводам мы пришли с вами самостоятельно, а вдруг они ошибочные?
— Сверьте правило, выведенное вами, с правилом в учебнике.
— У кого получилось точнее? Молодцы.
— Пишется ли в окончаниях существительных буква ё? (дополнительный бонус за правильный ответ).
—Успех любого исследования зависит от правильного порядка действий. Как мы называем такой порядок? (Алгоритм).
—И в рубрике «Полезные советы» вы – редакторы.
Задание 5. Возьмите следующую карточку и прочитайте задание.
Перед вами поврежденный алгоритм применения данной орфограммы, пользуясь правилом в учебнике, проставив цифры от 1 до 6, попробуйте восстановить последовательность действий.
Поврежденный алгоритм.
Поставь знак ударения.
Определи часть речи
Прочитай слово.
Подчеркни щипящий или Ц.
Выдели окончание.
Сделай вывод.
Верный ответ:
5.Поставь знак ударения.
4.Определи часть речи
1.Прочитай слово.
2.Подчеркни щипящий или Ц.
3.Выдели окончание.
6.Сделай вывод.
Выступление одной из групп. Остальные учащиеся слушают и сверяют со своими вариантами.
-У кого иначе?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов (обсуждение алгоритмов), приходят к общему мнению, исправляют ошибки, допущенные при выполнении задания.
-Запишите исправленный алгоритм в тетрадь.
Подведение итогов данного этапа, коррекция знаний.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Метод, прием обучения: исследовательский.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, формировать умения самостоятельно вычитывать информацию, анализировать, сравнивать, сверяясь с целью, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно исправлять ошибки, а также понимать позицию другого, организовывать работу в группе.
Условия достижения положительных результатов: активизация мыслительной деятельности, включение в исследовательскую работу, в самоорганизацию процесса учения, осознание учебного материала.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: качество ответов учащихся, активное участие класса в учебной самостоятельной работе.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Микроцель этапа: закрепить знания и УУД, которые необходимы для самостоятельной работы, добиться повышения уровня осмысления материала, глубины его понимания.
Примерное время: 15мин.
-Следующая рубрика «Точка зрения», и вы — дикторы.
Задание 6. О или Е?
-Пользуясь алгоритмом, грамотно, четко обоснуйте свою точку зрения.
Работаю над чертеж..м, с открытым сердц..м, разговаривать с продавц..м, подставить плеч.., быть врач..м, под ярким солнц..м, следить за кож..й, открыть ключ..м.
Каждая группа может прокомментировать по два словосочетания по выбору и получить красные медальки за грамотные ответы.
Физкультпауза.
Цель физкульминутки: удержать и повысить умственную работоспособность учащихся на уроке, создать кратковременный активный отдых, состояние комфорта во время учебного процесса.
Сегодня первое апреля день шуток, и вместо рекламной паузы — игра «Верю – не верю». Если верите – хлопаете в ладоши, нет – топаете и веселитесь.
-Знаете ли вы? Что…
Суп со свёклой называется ухой (борщом).
Небольшой лес иначе называют – тайгой (рощей).
Рисунок, картину, изображающую природу – (пейзажем).
Границу по-другому называют рубежом.
Человека, лечащего людей – продавцом (врачом).
Невежливого, грубого человека – невежей.
— Какое орфографическое правило встретилось в словах борщом, рощей, врачом, невежей? Дополнительный бонус группе, первой ответившей на этот вопрос.
— Следующая рубрика «Письмо в газету, а вы — корректоры. Вот текст письма.
Задание 7. Используя новое правило, алгоритм, отредактируйте текст, исправьте ошибки в письме.
Дорогая редакция!
Недавно я сочинил сказку, но не уверен в знании орфографического правила «О – Е после шипящих в окончаниях имен существительных».
Жили-были король Ударение и его две дочки – принцесса О и принцесса Е. Но иногда они выходили из-под королевского контроля: могли быть ударными и безударными. Однажды король Ударение с принцессами отправился в сад. Королевский сад охранял сторож Ц, его ничего не раздражало, потому что он был твёрдым и глухим.
Вдруг принцесса О увидела маленькую змею и побежала к ней. Когда это увидел король Ударение, то от страха закричал на дочь:
— Это хорошо, что ты встретилась с ужём. А, может, надо бежать за врачём?
От страха он побледнел лицом и предложил:
— Принцесса, я накормлю тебя борщом, и ты займёшься своим любимым делом: рисованием карандашём.
А принцесса Е, испугавшись гнева короля, убежала и заплакала. Король стал уговаривать свою дочь:
— Не плачь, будь умницой. Я угощу тебя грушой.
За этим зрелищем следил сторож Ц.
-Сколько допущено ошибок в письме? Проверка отредактированного письма у одной из групп проверяется при помощи документ — камеры, остальные учащиеся сверяют свои тексты, при необходимости дополняют, комментируют, исправляют допущенные ошибки.
-А как, по – вашему, могла закончиться сказка? И теперь вы – соавторы.
Задание 8. Придумайте концовку сказки, включив в свои предложения, слова на изученную на уроке орфограмму.
Следующая рубрика «Контрольная проверка», и вы – эксперты.
Задание 9. Перед вами карточка со словами на изученную орфограмму, вы записываете только буквы О или Е.
Скрипач..м, училищ..м, лиц..м, удач..й, тираж..м, калач..м, борц..м, дворц..м, солнц..м, туч..й, круч..й, полотенц..м, чертеж..м, шалаш..м, шприц..м.
Взаимопроверка (обмен между группами) по заранее подготовленному учителем образцу. При проверке обязательно обратить внимание на произношение последнего слова.
Подведение итогов этапа, коррекция знаний.
Метод, прием обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, анализировать, работать по алгоритму умение находить ошибки и самостоятельно их исправлять, умение оценивать правильность выполнения действия, понимать позицию другого, делать выводы, организовывать работу в группе, а также осуществлять контроль, коррекцию знаний.
Условия достижения положительных результатов: оперирование полученными знаниями в решении практических задач, закрепление знаний, дополнение, уточнение, исправление ошибочных суждений, определение качества освоения материала.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: выяснение прочности и уровня осознанности знаний, умение узнавать и соотносить факты с правилами, умение воспроизводить основные идеи нового материала, конкретизировать их.
V. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж его выполнения.
Примерное время — 4 минуты.
Микроцель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность.
Содержание этапа: Для того чтобы закрепить новое правило, вам необходимо дома выполнить следующие задания: задания по выбору: упр. 536, 537 по выбору, упр. 540 составить предложения, включив в них словосочетания из упражнения, сочинить свою сказку на орфографическое правило. Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте задания к упражнениям. Какие возникли вопросы по выполнению домашнего задания? Параграф 88.
Метод, прием обучения: объяснительно-иллюстративный.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению.
Условия достижения положительных результатов: подробный инструктаж, выполнение этапа в границах урока, полное внимание учащихся.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: правильное выполнение домашнего задания (выясняется на следующем уроке).
VI. Рефлексия.
Микроцель этапа: подведение итогов урока, самоанализ деятельности и ее результатов.
Примерное время: 3 — 4 минуты.
Содержание этапа:
А сейчас подведем итог урока:
-Интересная у нас получилась передача? Кем вы сегодня были, работая в нашей телепередаче?
-С каким новым правилом познакомились, участвуя в телепередаче «Хочу все знать»?
— Давайте вернемся к гипотезе. Подтверждена ли наша гипотеза? Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Какие задания в рубриках вызвали особый интерес, встретились ли затруднения при выполнении заданий? Какие?
Оценивание знаний:
-А теперь – заслуженные награды. Посчитайте полученные вами баллы и бонусы. Если ваша группа набрала 9 – 10 баллов, ваша оценка – «5», если 7-8 баллов – оценка «4». Если менее 6 баллов, не огорчайтесь, у вас есть возможность, выполнив правильно домашнее задание, набрать дополнительные баллы и получить положительную оценку.
-Как вы знаете, ни одна телевизионная программа не обходится без прогноза погоды.
-Последняя рубрика нашей передачи «Прогноз погоды».
Дать точный прогноз погоды нам поможет «Барометр настроения» Перед вами смайлики: солнышко, солнышко и тучка, и грозная тучка. Вы сами выберете такой, который соответствует вашему настроению: солнышко — радость от проделанной работы, солнышко и тучка – в целом, все получилось, но были небольшие затруднения, грозная пасмурная тучка — вы считаете, что зря потратили время.
Спасибо за урок, мне с вами было очень приятно сотрудничать, оставьте на доске в виде смайлика свое настроение.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, контроль, оценка, самоанализ деятельности, коррекция знаний.
Условия достижения положительных результатов: эмоциональный настрой, организация внимания.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: хорошее настроение, грамотно сделанные выводы, объективность самооценки.
Учитель русского языка и литературы: Е. В. Дерябина