Конспект урока на тему «Правописание о – ё после шипящих и цв окончаниях существительных»

Урок 135. Правописание о – ё после шипящих и цв окончаниях существительных.

Знать: способ действия при выборе написания о—е в окончаниях существительных после шипящих и ц.

Уметь: применять правило написания о—е после шипящих и ц.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Чтение учителем стихотворения.

  1. Сказки



Сказки надо рассказывать ночью

Под лохматые шорохи звезд.

Тут и встретишься с чудом воочию,

Тут и лешего схватишь за хвост.

Сказки надо рассказывать ярко,

Околдовывать речью цветной.

Сказки надо рассказывать с толком,

Чтобы даль расступилась. И ширь.

Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,

А не страшно. Ты сам богатырь.

  1. Вопросы:

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему я прочитала вам именно это стихотворение?

Учащиеся: А может мы будем смотреть или слушать сказку?

А может мы будем играть?

Учитель: — Вы все правы, сегодня мы с вами попадем в сказку!

— А что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

— А какие герои есть в сказках? (Положительные – цари, принцессы, добрые звери; отрицательные – Баба Яга, Кощей, Змей-Горыныч и т.д.) – связь с литературой.

— Ну а если и мы с вами попали в сказку, но конечно и нас ждут приключения…

— Открывайте свои тетрадки, записывайте число, классная работа.

— А давайте, попробуем составить сказку месте?!!! Я начну…

Зачин сказки.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жили – были люди, не тужили, работали, времена года сменяли друг друга. Но вот как-то Кощей украл Весну, не отдает ее, 5 месяц Зимы пошел, устали люди, а сделать ничего не могут. Вот и решил им помочь Иван – царевич. (На доске картинка Ивана Царевича). Пошел он искать Кощея, но встретилась ему Баба Яга.

— (Открываю доску, а там начерчен кроссворд. Висит портрет Бабы – Яги.)

— Вот это да, проказница Баба – Яга уже начала задавать нам свои загадки. Мы не можем начать урок, пока не отгадаем кроссворд.

— ИМЯ, пожалуйста, помоги нам!



  1. Кроссворд.

  1. Как называется плод дуба? (Жёлудь)

2. Какой цвет у одуванчика? ( Жёлтый)

3. Как называется предмет для чистки зубов? ( Щётка)

4. Как называется разговор тихим голосом? ( Шёпот)

5. Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц? ( Шёлк )

  1. Место соединения сшитых кусков. (Шов)

  2. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета. (Крыжовник)





  1. Объяснение материала.

  1. Беседа.

Учитель: Ну что, ребята, сложно вам было? Конечно нет, вы же такие молодцы!

(Открываем доску, а там три дома.)

Учитель: Ох!!! Опять Баба – Яга проказничает, что же нам делать? Баба — Яга выгнала всех жителей из домиков, они все запутались и теперь не знают, кто где живет. Поможем им?

Учащиеся: Да.

  1. Игра «По домам».

На доске три дома, над одним радуга .

Учитель: Ребята, а на какую часть слова похожа наша радуга?

Учащиеся: На корень.

Учитель: Верно. А кроссворд, который мы с вами разгадывали , на какое правило был?

Учащиеся: О – ё после шипящих и ц в корне.

Учитель: А напомните мне, как звучит это правило?

Учащиеся: В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о.

Учитель: Правильно!!! А есть ли для этого правила исключения? Если есть, и вы их знаете, то поднимите обе ручки вверх, если вы не знаете или не помните, то вытяните ручки в стороны. – Физкультминутка.

Учащиеся: Крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

Учитель: Молодцы!!! Ну что, поможем нашим героям?



Учитель достает зайцев, у которых на животике написаны слова: Шоссе, щека, шоколад, чернеть, шок, шелковистый.

Ребята отправляют этих зверей в нужный дом.





Учитель: Друзья мои, а у меня остались еще бездомные жители, а у нас два домика, куда же мы их отправим?

— Давайте посмотрим, на что похож вот этот дом? (Дом, а над ним молния.)

Учащиеся: Дом похож на окончание под ударением.

— А второй дом на окончание, но уже без ударения.

Учитель: Верно, а у наших зайчиков есть слова – подсказки, давайте посмотрим!!!



Учитель достает зайцев с надписями: храбрецом, солнцем, ключом, красавицей, удачей, горцем, зайцев, врачом.


  1. Правило.

Учитель: Вы знаете, мне кажется, что сейчас мы с вами изучили какое-то новое правило, посмотрите на наши домики и скажите, какое правило здесь можно назвать?

Учащиеся: После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударение пишется о, без ударения – буква е.

Учитель: Молодцы, правильно!!! А теперь давайте еще раз повторим все вместе это правило!!!!

— А чтобы вам было легче запоминать это правило, благодарные за помощь зайчики прислали вам стихотворение, которое поможет лучше запомнить это правило!!!

Чтение стихотворения:

Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну, конечно, букву
о.
Если ж звук без ударенья
Вызвал сильное сомненье,
Напиши смелее букву
е.







  1. Закрепление материала.

  1. Беседа:

Учитель: Ой, ребята, посмотрите, кто это летит трехглавый?

Учащиеся: Змей Горыныч.

Учитель: Верно, и он хочет помешать нам, задает свои загадки. Посмотрите, принес нам листочки, и слова не может правильно поставить, и буквы не умеет правильно вставить. Нам задаёт. Справимся мы?

Учащиеся: Да.

  1. Запиши правильно предложение.

  1. Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а д.бротой.

  2. Слово коварного человека режет острым(нож) по доброму сер.цу.

  3. Жадный человек всегда недоволен (добыча).

  4. Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими п.гонишься.

  5. Каждая мать своих (птенцы) об.регает.

Ответы:

  1. Не железным ключом сердце открывается, а добротой.

  2. Слово коварного человека режет острым ножом по доброму сердцу.

  3. Жадный человек всегда недоволен добычей.

  4. Всех зайцев упустишь, если сразу за несколькими погонишься.

  5. Каждая мать своих птенцов оберегает.



  1. Беседа.

Учитель: Ребята, а вот сегодня я часто говорила, что наша Баба – Яга коварная, и сейчас мы читаем про коварного человека, а что же такое коварство?

  • Коварствозлонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.

Учитель: А вот улетая, Змей Горыныч подбросил нам загадки. Отгадаем их?

  1. Заполните таблицу.

На доске и в тетрадях чертим таблицу, один ученик выходит заполнять её.

1.Человека, который обладает чрезмерно большой физической силой, называют (силачом).

2.Человека с умелыми руками называют (умельцем).

3.Слабый мороз называют (морозцем).

4.Храброго человека называют (храбрецом).

5.Работника магазина, отпускающего товар, называют (продавцом)

6.Циркового артиста называют (циркачом).

7.Стукнешь о стенку – и я отскачу.
Бросишь на землю – а я подскачу.
Я из ладоней в ладошку лечу –
Смирно лежать я никак не хочу. (мячом)

8.Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнцем).





  1. Проверочная работа.

Учитель: Ой, ребята!!!! Смотрите, кто это? (На доске фигура Кощея.) А вот сам Кощей пожаловал. Требует от нас выкуп. Вот вам жемчужины, если выполните все верно, и у нас будет много правильных ответов, тогда отдаст Кощей нам Весну. Приступим.

  1. Храбрецом

  2. Солнцем

  3. Ключом

  4. Красавицей

  5. Удачей

  6. Горцем

  7. Каланчой

  8. Знаменосцем

  9. Зайцев

  10. Молодцом

  11. Встречей

  12. Чертежом

  13. Овцой

  14. Улицей

  15. Бойцов

  16. Братцем

  17. Гребцов

  18. Отцов



Выполняется проверочная работа, затем взаимопроверка. Результаты вывешиваются на доску, все видят чего они достигли.



  1. Заключение.

Учитель: Ребята, вы молодцы!!! Посмотрите, сколько у нас правильных ответов. Теперь Кощей освободит Весну.

(Появляется весна). Вот она!!! Красавица!!!! А кто это с ней? С кем она пришла?



Учащиеся: С зайцЕм, с ежОм, с птицЕй.

Учитель: А у Весны для нас есть тоже задание, но мы уже не успеем его выполнить, давайте сделаем его дома!!! (Запись домашнего задания).

Вы молодцы, спасли Весну!!! А чему вы научились? Что нового узнали? Спасибо за урок, до свидания!



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Члены предложения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: