Тема: «Правописание парных согласных в корне слова»
Цель: создать условия для формирования умения находить орфограмму «Парный согласный в корне», подбирать проверочные слова, применять полученные знания на практике.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формировать умение видеть орфограмму;
уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД
— соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
— находить информацию в учебнике;
— осуществлять сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным и заданным основаниям, выделение лишнего, анализа, обобщения.
Регулятивные УУД
— принимать и сохранять учебную задачу;
— определять и формулировать цель деятельности;
— осуществлять прогнозирование своей деятельности, осознанно осуществлять выбор
деятельности;
— оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
— адекватно воспринимать оценку своей работы;
— принимать роль в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД
— уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
— взаимодействовать в парах, группах, договариваться, приходить к общему решению;
— выбирать адекватные речевые средства, строить понятные для партнера высказывания;
— строить монологическое высказывание.
Личностные УУД
-формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, принятые решения;
— развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
-формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Ход урока
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу.
— Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите одноклассникам своего солнечного друга. Пожелайте им удачи. А теперь тихо сядем.
— Мы продолжаем наше путешествие по стране грамматики. Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.
— Запишите число и классная работа.
2. Формулирование темы и целей урока.
Ребята, сегодня у нас на уроке еще одна гостья. Угадайте, о ком речь. (2 слайд)
Сне… на ша…ках,
Сне… на шу…ках,
Сне… на варе…ках блестит.
Это в гости к нам пришла
Раскрасавица ….(Зима)
Если вы определите, какая орфограмма пропущена, то сможете сформулировать тему урока.
Тема: Правописание слов с парным согласным в корне. (3 слайд)
Цели: (4 слайд)
Учиться …(узнавать слова с парной согласной в корне слова)
Правильно писать слова с … (этой орфограммой)
Подбирать …( проверочные слова).
3. Чистописание. (5 слайд)
Букву, которую вы будете писать на минутке чистописания, попробуйте определить сами. Она находится в корне имени существительного множественного числа, состоящего из 3 слогов и обозначает в нём непарный твердый, парный глухой согласный звук. ж
Жжш Жжжш (почему эти буквы я записала вместе?)
Какие еще парные согласные вы знаете? Запишите их
бп вф гк дт зс
4. Словарно-орфографическая работа (6 слайд)
(индивидуальная работа по карточкам)
Кто это мастер на стёкла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)
Что объединяет эти слова? (имя существительное, словарные, 2 слога, орфограмма парный согласный в корне слова). Подберите и запишите еще 3 словарных слова в которых есть эта орфограмма. Чем можно воспользоваться? (Справочником правописания)
5. Актуализация знаний ( работа в малых группах, парах)
Зима предлагает нам поиграть в снежки. Но сначала давайте восстановим в памяти вывод, который мы сделали на прошлом уроке.
Работа в малых группах (7 слайд) для проверки.
Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости ___________ звук -это орфограмма.
Чтобы проверить, измени ______________слова или подбери____________________ слово , чтобы после согласного оказался _____________ звук или __________________согласный . Например: ____________________________________________. (проверить)
Распределить слова на 2 группы по орфографическому признаку. (1 пара у доски)
Зима, ледок, гладкий, сугроб, холод, скользкий, шубки
Запишите группу слов, соответствующую теме урока. Какое задание вы можете предложить? (Отметить слабую позицию. Подобрать проверочные слова)
6. Физминутка
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмешь – вода в руке. (снежинка)
— Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат зимы. (Глубокий вдох). Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Полюбуйтесь их красотой, сдуньте их, отпустите на волю. Дуйте так, чтобы снежинки закружились в вальсе. (Звучит музыка)
— Ой, ребята, что-то холодом подуло с моей ладони (разжимаю ладошку, а там снежинка).
— Вы дули на нее, а я поймала.
7. Работа с деформированным предложением. (Комментированное письмо у доски)
На ваши парты тоже опустились снежинки. Они принесли с собой очередное задание зимы. Как вы думаете, какое?
Гладким, покрылись, на, лужи, дорожках, ледком. (Слова с орфограммой «Парный согласный в корне» разберите по составу. Что заметили?)
Включить доску
8. Самостоятельная дифференцированная работа.
— Написать рассказ из 2-3 предложений на тему : «Зимний лес», используя опорные слова (снеговые шапки, пушистый наряд, верхушки елей, высокий сугроб, весёлые снежинки, белое покрывало, уснул, как в сказке, робкий луч солнца) (слайд)
— Составить и записать предложения, вставить пропущенные буквы:
Сне…, деревья, укутал.
Стоит, в, ду…, шапке, мохнатой.
Ёлочка, в, молодая, сугро…, спряталась.
— Списать, вставить пропущенные слова:
Хлопьями л…тит пушистый …
На оз…ре трещит хру…кий …
Всё вокруг стало белым.
Проверка.
9. Обобщение знаний (тест)
Фамилия, имя______________________________
1. Подчеркни слова с орфограммой «Парный согласный в корне»:
Дом, снежки, сад, берёзы, шапка, день.
2. Найди и подчеркни проверочные слова к словам дубки, мишка, грибки
Медведь, дуб, мишутка, дубок, грибник, гриб, грибы.
3. Поставь, где нужно букву т:
тор…, сле…, схва…ка, ло…ка, пило…ка.
4. Подчеркни лишнее слово:
шапка, книжка, утка, лапка, марка.
Сравни свои ответы с шаблоном, оцени свою работу.
Без ошибок – «5» — отлично
1-2 ошибки – «4» — хорошо
3-4 ошибки – «3» — надо постараться
более 4 ошибок – мне надо быть более внимательным и всё получится..
10. Подведение итога, рефлексия
Давайте вернемся к теме урока
Какая тема?(слайд)
Какие цели мы ставили перед собой?
Как вы думаете, чтобы достичь поставленных целей, нам достаточно одного урока?
Продолжи фразу: (слайд)
Мне больше всего удалось…
Я получил от этого урока…
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить …. за …
Итог по оцениванию
Давайте подведем итог вашей работы. Кто доволен собой?
Нарисуйте горку.
Если вы довольны собой, хорошо потрудились, научились подбирать проверочные слова, то нарисуйте снежинку на самой вершине горы.
Если были затруднения, нарисуйте на середине горы.
Если вы вообще ничего не поняли, вам было очень трудно, то внизу горы.
Покажите свое настроение при помощи смайликов.
Зима прощается с вами , ей очень понравилось как вы работали. Давайте прочитаем её пожелание.(слайд)