Конспект урока на тему «Приставка как часть слова»

Урок русского языка

по теме «Приставка как часть слова»

Цель урока: 

1.Познакомить с приставкой как значимой  частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.

2.Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, умение анализировать.

3.Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.


Цель урока: Формирование умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок

 

Задачи урока:

— создавать условия для формирования у учащихся   умения выделять приставки в словах, образовывать    новые слова с помощью приставок;

— способствовать созданию ситуаций, помогающих   овладению учащимися алгоритмом нахождения   приставок в словах;

— содействовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, орфографической  зоркости, познавательной активности каждого   ученика посредством использования элементов рейтинговой системы.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Словарно-орфографическая работа.

  3. Чистописание.

  4. Повторение изученного.

  5. Изучение нового материала.

  6. Закрепление нового материала.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

Оборудование:

Карточки со словами для индивидуальной работы, презентация «Приставка как часть слова», проектор, ИД, учебники, тетради.


Ход урока:


  1. Организация урока. 1 кадр-заставка

— Прозвенел звонок,

Начинать пора урок.

— Прочитайте фразу. 2 кадр

Как вы это понимаете?

— Сегодня мы начинаем новую тему. Начинать трудно? А интересно? Почему?

Запись числа в тетради.

  1. Словарная работа. 3 кадр. (на доске записаны слова)

В…робей, уч…ник, т..традь, с…рока, к…р…ндаш, в…рона, учит..ль.

— Прочитайте слова.

— На какие группы вы можете разбить эти слова?

(школа и птицы, живые предметы, отвечающие на вопрос кто? и неживые, отвечающие на вопрос что?)

— Подумайте, какие гласные вы вставите, приготовьтесь писать.

(письмо с комментированием, на интерактивной доске вставляет буквы один человек).

— Назовите группу родственных слов. (ученик- учитель). Какие слова мы называем родственными? Как по-другому их можно назвать? Докажите, что эти слова родственные, т.е. однокоренные.

— От какого слова образовались эти слова? (учение — учиться)

— Назовите корень слова.

— Что мы называем корнем слова? (часть слова, в которой содержится смысловое значение слова).

— С помощью какой части слова образовались эти слова? (При помощи суффикса).

— Что такое суффикс? (часть слова, служащая для образования новых слов).

— Как называется способ образования слов с помощью суффикса? (суффиксальный).

— А теперь попробуем от оставшихся слов с помощью суффиксального способа образовать родственные слова. (воробей – воробышек, тетрадь – тетрадка, карандаш – карандашик, сорока — сорочонок, ворона — воронёнок).

3. Чистописание. Подчеркните в словах одинаковые сочетания букв. (Подсказка: в словах, называющих птиц). –оро-. Пишу на доске, дети в тетрадях – одну строку.



  1. Актуализация знаний.

— Молодцы. Давайте обобщим.

— Без какой части слова не может быть слова? Почему? 4 кадр

— Какую роль играет окончание? 4 кадр

— А суффикс? 4 кадр

— Мы с вами выделяли группу родственных слов. На какую тему они? (школа) 5 кадр

— Образуйте форму этого слова.

-А теперь образуйте родственные слова. 6 кадр

5. Выведение темы урока.

Какое слово образовано не только суффиксальным способом? (пришкольный)

— Объясните значение слова школьный.

— Какое значение приобретает слово пришкольный? (Какая часть слова даёт значение слову «находиться вблизи школы»?)

— Эту часть слова я могу назвать корнем? Почему?

— Окончанием?

— Суффиксом?

Что это значит? (мы имеем дело с новой частью слова). С ней мы встречались? Может, кто-то знает, как она называется.

— Назовите тему урока. 7 кадр

— Как вы думаете, зачем нам надо изучать приставку?

— Что вы хотите узнать про приставки?

— Молодцы, вам многое интересно. Начнём изучать приставку.

  1. Работа по закреплению новой темы.

Найдите упр. 1 (с.143). Прочитайте задание.

— Что надо сделать? 8 кадр. Надо добавить так, чтобы была завершённость действия.

— Как называется недостающая часть слова? Значит, мы будем добавлять приставки.

— Прочитайте первое сочетание слов.

— Какую приставку вы добавите?

— У меня возникает вопрос, а как написать приставку со словом? Почему вы так думаете? (название приставка)

Пишем первое словосочетание., обозначаем приставку с слове вот таким значком:¬ (аналогично 2)

— Кому не понятна работа? Дальше самостоятельно.

— Сделаем проверку. (один на доске).


  1. Физкультминутка. (включить «Физминутку с учеником»)

7. Обобщение. Правило приставки.

— Прочитайте слова, в которые вы вставляли недостающую часть. Что заметили?

Какую часть слова вы вставляли?

— Тайну золотого ключика на стр. 128 нам откроет Карина. (знакомство с определением)

— Что такое приставка? 9 кадр

— Где стоит приставка?

— Как она пишется со словом?

— Какую роль выполняет приставка?

— Каким значком она обозначается?

Повторим хором правило.

— Нам давали готовую приставку, мы её не находили в слове, а только добавляли.

— А как найти приставку в слове? Давайте порассуждаем. 10 кадр


8. Самостоятельная работа.

— Прочитайте задание упр.2

Вместе разберём 1 столбик устно. Будьте внимательны.

— Прочитайте слова. Что заметили? (однокоренные) Докажите.

— Что надо сделать?

— Как найти приставку? С чего начать?


9. Алгоритм выделения приставки.

— Теперь будете работать самостоятельно.

Девочки списывают 2 столбик и выполняют задание, а мальчики 3.

(2 человека на доске пишут)

Взаимопроверка.

— Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.


10. Итог урока.

— С какой частью речи мы сегодня познакомились?

— Расскажите, что такое приставка?

— В русском языке очень много приставок, каждая имеет своё значение, а вот какое – мы будем узнавать на следующих уроках.

Оценивание.

11. Дифференцированная работа.

— Ребята, посмотрите, птички из первого задания прилетели к вам на парты и принесли каждому карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.

Зелёная карточка

«Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить


Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить


Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин


Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-


12.Домашнее задание: упр.4 с.146. Попробуйте сочинить сказку о приставке 5- 6 предложений).


13. Рефлексия

Заканчивая, я хочу вернуться к фразе, которая прозвучала в начале урока. Трудно узнавать новое? 11 кадр

— Мы с вами трудились (слово на доске) целый урок.

Используя новые знания, определим степень оценки своей работы и своё настроение.


Трудились (всё понравилось, но было трудно).



-Трудились на славу, с пользой, всё понравилось, как сказать? Добавьте приставку.

Потрудились


И трудились, но было скучно, трудно, устали. Какую приставку добавить?

Перетрудились

— Определите своё настроение и приготовьтесь его обозначить.

Время отдыхать, поэтому отправляем на перемену в первую очередь тех, кто перетрудился. Есть такие?

-Теперь тем, кто трудился.

— А теперь выйдут те, кто потрудился на славу.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Глагол. Времена глагола"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: