Тема: Путешествие по стране Глаголии.
Цель: Закрепить имеющиеся знания по теме «Глагол».
Продолжить работу по развитию интереса к предмету, развитию речи, мышления, умение рассуждать.
Способствовать воспитанию таких черт личности, как взаимопомощь, взаимовыручка.
Тип урока: традиционный, нестандартный.
Форма: урок — путешествие.
Методы: словесный, частично — поисковый, наглядный.
Оборудование: диск с записью музыки, открытки, оценочные листы.
Ход урока.
1. Организационный момент (презентация к уроку).
— Нас сегодня пригласили на уроке русского языка совершить путешествие по очень интересной стране и посетить сказочный дворец.
— Как вы думаете, что это за страна?
— Почему вы так считаете?
— Кто там живет?
— Что вы знаете о глаголах?
— Для чего отправляемся в путешествие?
(Чтобы повторить и закрепить знания о глаголах.)
2. Сообщение темы и цели урока.
— Итак, путешествуя, вы покажете все имеющиеся знания по теме « Глагол ». Для этого нужно будет думать и рассуждать, помогать друг другу, четко отвечать на вопросы. Свою работу на каждом этапе вы будете оценивать в оценочных листах (см. в приложении).
Но подойти к дворцу не так-то просто. Невидимые жители страны будут нам готовить все новые и новые испытания на проверку наших знаний об изучаемой части речи — глаголе. Как вы думаете, справимся?
— Ну, тогда отправляемся в путь.
— Ребята, а как же найти туда дорогу?
3. Словарная работа.
— Кто нам в этом поможет?
— Обратите внимание на первые буквы слов, написанных на доске:
1 )К…рмить, л… жит, ул… тит, бр… сает, отд… вал, кр… влялся. (клубок)
— Его заколдовали, чтобы расколдовать, что мы должны сделать?
(Вставить безударную гласную и доказать, что это глаголы)
— Какой глагол лишний?
— Почему?
— Докажите.
— Что мы знаем о глаголах неопределенной формы?
2) Береч(?), стере(?), печ(?), жеч(?),
— Справились с первым испытанием? Расколдовали клубок. Оцените свою работу.
5. Выборочный диктант.
— На пути стоит лес, через который надо проложить три дорожки, ведущие во дворец. Такими дорожками могут стать 3 группы глаголов.
— Что это за группы?
— Как различить время глаголов?
Работа по рядам:
Режет, жарит, солит, варил
Мешает, кипятил, наливал, добавлял
Намажет, испечет, украсит, пробует
Проверка.
— Назовите глаголы настоящего времени; прошедшего времени; будущего времени. Докажите.
— Что помогло нам справиться с этим испытанием?
— Оцените свою работу.
.
— А вот и дворец.
7. Самостоятельная работа. (Задания по выбору.)
— Подкатился клубок к дворцу.
Дверь закрыта во дворец на 3 замка: зелёный, синий и красный. Откроется она только тогда, когда справимся с еще одним испытанием: нужно выполнить задания, написанные на ключах. С помощью ключей мы откроем дверь.
— Справимся с заданием?
1) Береч(?), стере(?), печ(?), жеч(?), купает(?)ся, смеят(?)ся, умыват(?)ся, одевает(?)ся, гуляеш(?), смотриш(?), ходиш(?), (не) выучил, (не) писал, (не) навидеть
2) Образовать глаголы неопределенной формы:
Кусает, ходит, зашумит, прыгал, сверкает, замерз.
(Запись на зелёном ключе)
2).Напишите пропущенные, подходящие по смыслу глаголы.
Старик —- неводом рыбу, старуха— свою пряжу. Волк — всю ночь у проруби, хвост у него и— . Девочка — лесное яблоко и спасибо — .
(Задание на синем ключе)
— В чем сходство этих глаголов?
3) Помогите глаголам вернуться домой! Распределительный диктант. Рисуем, катит, темнеет, сидишь, лечит, плавает, прыгаешь, дарим
(Задание на красном ключе)
Проверка.
— Как справились с заданием?
— Оцените свою работу
4. Работа над предложением.
Докатился клубок до широкой реки.
— Наша задача — разобрать предложение, чтобы благополучно преодолеть реку. Проверка. (Дополнительное задание: рассказать все о глаголе – докатился.)
— Как прошли по мостику?
Оцените.
8. Итог.
7. Мост Контроля: «Мост перейдешь — не перейдешь?!»
Тест по теме “Глагол”. .
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета.
2. Глаголы отвечают на вопросы:
а) Кто? Что?;
б) Какой? Какая? Какое?;
в) Что делать? Что сделать?;
3. Глаголы изменяются:
а) по падежам;
б) по временам;
в) по месяцам;
4. Суффикс -л- имеет глагол:
а) в прошедшем времени;
б) в будущем времени;
в) в настоящем времени;
5. Глаголы изменяются по родам
а) в прошедшем времени;
б) в будущем времени;
в) в настоящем времени.
6. В предложении глагол обычно бывает:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) дополнением
7. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
а) склонением;
б) спряжением.
8. Найдите строку, где написаны глаголы только I спряжения:
а) работать, открыть;
б) купить, встречать;
9. Найдите строку, где написаны глаголы только II спряжения:
а) готовить, лепить;
г) подпрыгнуть, краснеть;
Взаимопроверка. «5» — 0 ошибок
«4» — 1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — 5 и более ошибок
Ключ:1.а.2в. .3.б, 4.а, 5.а,6.б, 7б,8.а9.а
8.Подведение итогов урока.
-Молодцы! Мы добрались до дворца Дядюшки Глагола. Как здесь красиво!
-Что мы повторили на уроке?
-Чему учились?
-Вы доказали, что знаете правила и законы страны Глаголии. И имеете полное право пользоваться их помощью каждый раз, когда вам будет необходимо. Дядюшка Глагол говорит вам спасибо и сообщает, что двери его страны всегда открыты для таких прилежных учеников как вы!
9. Домашнее задание.Написать сказку 10. Комментированное выставление оценок. А сейчас прошу вас поставить отметку за урок классу, своей группе, себе при помощи сердечек:
“5” — зелёное сердечко,
“4” — желтое сердечко,
— Двери открываются, мы попали во дворец.
— Что же тут происходит?
(Аукцион)
— Что такое « аукцион »?
Здесь у нас аукцион.
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
(«Висят» слова, выставленные на «продажу». Возле каждого — открытка со словом — «Молодец!»)
— На этом аукционе подведем итог нашему путешествию по стране Глаголии. Покупаете товар за свои знания.
— Расскажите все о товаре, предложенном на продажу:
Польет, объявил, завязать, скользят, заблестит, летать, выпрямляли.
— Товар продан.
Оцените работу.
9. Рефлексия. Итог.
— Путешествие подошло к концу.
— Каким оно было для вас?
— Что повторили во время путешествия? Для чего?
— Что понравилось?
— Вспомните ребят из рассказа М. Зощенко « Великие путешественники ».
— Что отличает нас от них?
— Почему они вернулись из путешествия, а мы дошли до конца?
Звучит музыка.
— Я вам вручаю открытки на память о нашем путешествии.
10. Домашнее задание. 2. Написать сочинение о нашем путешествии (свои впечатления).
Оценочный лист
5 | 4 | 3 | |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
Словарная работа К…рмить, л… жит, ул… тит, бр… сает, отд… вал, кр… влялся. (клубок
Перейди по мостику Докатился клубок до широкой реки.
Слайд 4
Проложи три дорожки наст. вр.прош. вр.буд. вр
Задания на ключах Образуйте глаголы неопределённой формы: кусает, ходит, зашумит, прыгал сверкает, замёрз. Напишите пропущенные глаголы. Старик —- неводом рыбу, старуха — свою пряжу. Волк — всю ночь у проруби, хвост у него и —. Девочка — лесное яблоко и спасибо —. Запишите глаголы, используя окончания: — ут, -ют, -ат, -ят, -ит, -ть.
Аукцион Здесь у нас аукцион, Подведет итоги он. Тот, кто больше, лучше знает, Тот награду получает. польет объявил завязать скользят заблестит летать выпрямляли
Слайд 8