Тема: Разделительный ь.
Цель: формирование умения распознавать в слове разделительный ь, правильно писать слова.
Межпредметные связи: ИЗО, познание мира, литература.
Планируемые результаты:
предметные: знание и применение правил написания разделительного мягкого знака;
личностные: воспитывать положительное отношение к учебе;
системно-деятельностные: умение сопоставлять слова с мягким и разделительным мягким знаком.
этап урока: Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Приветствие. Создание ситуации. На доске слова: полёт и польёт-, картинки с изображением самолета и цветов. Учитель: Соедините слова и картинки. Чем различаются слова? Сравните их написание и значение. Какая буква изменила значение слов?
Сообщает тему и цель урока.
Постановка поисковых задач урока: Чем отличается мягкий знак от разделительного мягкого знака? Как распознать разделительный ь? Его место в слове?
Минутка чистописания: буквы, сочетания букв по выбору учителя.
Словарно-орфографическая работа (в «Тетради для словарной работы»),
этап урока: Учебно-познавательная деятельность.
Цель: освоение содержания темы.
Актуализация знаний учащихся. Что вы знаете о ь? Приведите примеры слов с ъ. Какова роль ь в слове? Как переносятся слова с мягким знаком?
Работа над новой темой. 1) Запись примеров: пьеса, вьёт, воробьи, вьюга, семья. Комментирование правила: Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.
Сравнительный анализ слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. Чем они отличаются? Перед какими буквами пишется разделительный ь? Подчеркни эти буквы.
Полить — полью, солить — солью, пить — пью, вить — вью, шить — шью. Сравнивают слова с мягким знаком и разделительным мягким знаком. Делают вывод об их различиях: мягкий знак — показатель мягкости согласных, его место на конце или в середине слова после согласных; разделительный ь стоит перед йотированными гласными.
этап урока: Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
Упражнения для закрепления материала.
Упр. 209. Измени слова по образцу. Подчеркни разделительный мягкий знак.
Упр. 210. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.
Упр. 211. Вставь подходящие по смыслу слова. Спиши. 11одчер- кни разделительный мягкий знак.
Развитие памяти, упр. 213. Вставь пропущенные буквы. Выучи наизусть. Напиши по памяти.
Развитие догадки, упр. 214. Доскажи пословицы. Объясни, чему учат нас пословицы. Досказывают и объясняют смысл пословиц. Рассуждают, в каких жизненных ситуациях можно использован, пословицы для воспитания.
Контрольное списывание, упр. 216.
этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.
Что вы узнали на уроке? Чему научились?
Результаты учебной работы:
Предметные: знают и применяют правило написания разделительного мягкого знака.
Личностные: умеют ценить красоту природы, умеют ее описать.
Системно-деятельностные: умеют сопоставлять слова с мягким и разделительным мягким знаком.
Домашнее задание.