Конспект урока на тему «[Ш], буквы Ш, ш»

Урок чтения

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Звук [Ш], буквы Ш, ш.

(Учебник Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Моя любимая азбука», 1 класс)

Цель: познакомить учащихся с твёрдым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш, ш;

формировать навыки плавного чтения; умения работать в парах, группах, аргументировать ответы;

развивать речь, расширять кругозор, словарный запас учащихся;

формировать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности;

развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение

Демонстрационный материал: карточки букв для фронтальной работы, модели слов, «дерево успеха», портрет Виктора Драгунского, книга Виктора Драгунского «Денискины рассказы»

Формы работы с учащимися:

а) фронтальная

б) групповая

в) парная


Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности .

Цель:

1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

2. Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на I этапе.

1. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

— Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

— Как звенит комарик? ( З-з-з…)

— Как пыхтит тесто? ( Пых-пых-пых!)

— «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

— Как шарик выпускает воздух ( С-с-с…)

— Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить изученные глухие мягкие и твёрдые согласные.

2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, классификация.

3. Организовать затруднение в учебной деятельности.

4. Зафиксировать необходимость введения нового звука и букв.

Организация учебного процесса на II этапе.

1. Распознавание функций изученных глухих согласных.

DSC01155

— Почему буквы-человечки взялись за руки?

— Дайте характеристику первым четырём звукам.

(Буквы-человечки обозначают глухие согласные звуки. Например, буква к обозначает звуки, которые бывают мягкими и твёрдыми: [к] и [к]!).

— Выберите головные уборы и башмачки для человечков. Мотивируйте свой выбор.

DSC01152

— Какие звуки называются согласными?

— Для какого звука оставлено место рядом с изученными звуками? (Не знаем)

— Хотим узнать? (Да)

2. Загадка: 3. Минутка-шутка:

Стоит высокий светлый дом, Как-то раз ушастый кролик

Ребят проворных много в нём. Вместе с братцем сел за столик.

Там пишут и считают, Столик был высоковат,

Рисуют и читают. (школа) Только ушки и торчат.

— Назовите новый звук.

Задание: назовите слова с новым звуком. ( Ушастый, ушки )

— Что можно сказать о данных словах? (Однокоренные, родственные)


— Назовите корень родственных слов ( уш )

4. Работа по учебнику: с. 82

— Рассмотрите рисунки, озвучьте их (Уши, шуруп, шляпа, шалаш)

Свежие документы:  Конспект урока по Физике "Расчет массы и объема тела" 7 класс

— Что общего в произношении всех этих слов? (Слышится звук [ш])

III. Постановка учебной задачи.

Цель:

1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения звука [ш]

2. Согласовать цель урока.

Организация учебного процесса на III этапе.

DSC01157

— Какое задание мы выполняли?

— Что мы знаем и чего мы не знаем?

— Почему у человечка в руках восклицательный знак?

— Какова же цель урока? (Научиться распознавать звук [ш] в словах; ответить на вопрос: почему у человечка в руках восклицательный знак; почему буква Ш стоит в стороне от других согласных и чем она отличается от других согласных)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1.Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения правила написания Ш в словах.

2.Согласовать тему урока.

3.Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания и зафиксировать его в знаковой и вербальной форме.

Организация учебного процесса на IV этапе.

— Понаблюдайте, где пишется Ш?

1. Доскажи словечко:

Сегодня все ликуют. Если мы растём на ели,

В руках у детворы Мы на месте, мы при деле.

От радости танцуют А на лбах у ребятишек

Воздушные… (шары) Никому не нужно… (шишек)


Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему… (штанишки)

— Что вы заметили? (Ш пишется в начале, в середине слова и в конце слова).

2. Фронтальная работа.

— Закройте уши руками, произнесите звук [ш].

— Дайте характеристику звуку [ш]

( [ш] – согласный звук, так как нельзя пропеть; воздух встречает преграду; не может образовывать слог; глухой, твёрдый)

— Какой вывод можно сделать? ([ш] – всегда твёрдый)

— Звук [ш] на письме обозначается буквой ш (ша).

— Какова тема урока? (Звук [ш], буквы Ш, ш)

DSC01154 DSC01158


— Для какого звука оставлено место рядом с изученными звуками?

— Каким цветом раскрасим башмачки?

DSC01152

— Кто попробует зафиксировать сказанное в знаковой форме? Сравните с эталоном.

Ш


V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

Цель

1.Зафиксировать умение распознавать звук [Ш] в словах

Организация учебного процесса на VI этапе.

1.Чтение слогов с буквой Ш:

а

О

Ш И

У

DSC01171

2.Фронтальная работа. Игра на внимание «Доскажи словечко»:

Ша – р

Шо – у

Шу – м

Ши – на

3.Чтение по цепочке и словарная работа.

Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений. (с. 82)

Шут –1) в старину: лицо при барском доме или дворце, развлекавшее забавными выходками господ и гостей; 2) комический персонаж в балаганных представлениях, паяц; 3) переносное: тот, кто балагурит на потеху другим.

Свежие документы:  "Интернет-ресурсы в преподавании русского языка и литературы" ( из опыта работы)

Шторм – сильная буря на море.

Пышка – пухлая круглая булочка.

Мошка – мелкое двукрылое насекомое.

4. Работа в группах.

Чем интересны пары слов?

1 группа: шнур, шнурок – однокоренные; шкура, шкурка – однокоренные, называют большой и маленький предмет.

2 группа: крошка (несколько значений: маленький ребёнок и маленький кусочек хлеба), окрошка (еда, приготовленная из кваса, зелени, овощей, мяса) – однокоренные; крыша, крышка – однокоренные, отличаются оттенками значений.

3 группа: шут (клоун), шутник (человек, который любит пошутить), шутка, шутил– однокоренные.

4 группа: шалун, шалунишка (ласково)– однокоренные,

Оцените свою работу на данном этапе (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить навыки звуко-буквенного анализа слов с буквой Ш.

Организация учебного процесса на VII этапе.

1. Моделирование. Звуко-буквенный анализ слов: шуруп, шляпа, ушки, шасси, шипы, школа (Печатание слов в тетрадях, обозначение звуков кружочками нужного цвета. Цветные магниты используются в работе у доски)

— Как определить количество слогов в слове? ( В слове столько слогов, сколько гласных звуков)

— По какому признаку можно разделить слова? (1 группа – с ударением на 1 слоге, 2 – с ударением на 2 слоге).


DSC01182 DSC01183

— Назовите по 1 слову каждой группы. (Опрос детей. Корректировка, если нужна такова).

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу. Оцените работу.

— У кого всё получилось?

— У кого возникли затруднения?

— Кому нужна помощь?

Оцените свою работу на данном этапе (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  1. Выявить границы применимости нового знания;

  2. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения непрерывности.

Организация учебного процесса на VIII этапе.

1. Разучивание чистоговорок:

Ша-ша-ша — мама моет малыша.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

— Назовите слова, в которых встретился звук [ш].

— Проверьте (на контрольной доске появляются слова).

2. Работа в парах.

— Расскажите друг другу чистоговорки.

— Оцените свою работу на данном этапе (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)

3. Чтение текста «Паша-шутник».

— Рассмотрите иллюстрацию, прочтите название текста и предположите, о ком будем читать?

— Чтобы узнать, правы ли мы, давайте прочтём текст.( Чтение про себя, затем вслух по цепочке)

— Кто такой Паша?

— Кто такой клоун? ( Клоун – артист цирка)

— Что можно сказать о Паше? ( Он весёлый, шутник)

— К какому эпизоду текста относится картинка? Прочтите.

4. Чтение отрывка из рассказа Виктора Драгунского «Заколдованная буква» учителем. (Портрет В. Драгунского)

DSC01180


— Предположите по названию, о чём будет говориться в рассказе.

— Сколько героев в рассказе? (Алёнка, Мишка и рассказчик)

— Все рассказы Виктора Драгунского написаны от имени главного героя – мальчика Дениски. ( Демонстрация книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»)

— Можно ли определить возраст героев рассказа? (6 – 7 лет)

— Что помогло вам определить возраст? (У них выпали молочные зубы)

— В какое время года происходят события? (Зимой)

— Что помогло вам в этом? ( Скоро Новый год, привезли ёлку)

— Что рассмешило друзей?

— Какой звук оказался для всех троих трудным? (Звук [ш])

А почему? (Воздух не встретил преграду, так как выпали зубы, а звук [ш] — согласный)

— Кто же из ребят был прав?

— Во время прочтения рассказа вы смеялись. Какой это рассказ? (Юмористический)

— Как правильнее, точнее сказать: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему? (Букву видим и пишем, а звук слышим и произносим)

X. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2. Оценить результаты учебной деятельности.

3. Согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на VII этапе.

  1. Рефлексия

Работа в группах.

Каждая группа получает по 2 слова, вставляет пропущенные буквы: .уруп, .ала ., . ляпа, гру . а, су . ка, . утка, кры . ка, кро . ка ( Шуруп, шалаш, шляпа, груша, сушка, шутка, крышка, крошка)

Оцените свою работу (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)

— Какие этапы учебной деятельности были на уроке?

— Какую цель мы перед собою ставили?

— Достигли её?

-Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки?

— Чем отличается?

— Каким способом вы учились? (Выясняли, что не получается, ставили

цель, делали выводы, чертили схемы, моделировали, …)

— В начале урока мы говорили о секретах, которые прячет алфавит. Открыл ли он вам ещё какую-нибудь тайну? (Да, о Ш )

— Какую? ([ш] – всегда твёрдый)

— Почему же у человечка в руках восклицательный знак? (Напоминание: оба башмачка синего цвета, звук [ш] – всегда твёрдый)

— Оцените свою деятельность на уроке. Выберите способ оценки:


DSC01110 DSC01108

2. Домашнее задание: страница 82 — 83

1 группа: чтение по ролям отрывка из рассказа Виктора Драгунского «Заколдованная буква»;

2 группа: чтение текста «Паша-шутник»;

3 группа: научиться читать слоги и слова с изученными буквами.

Свежие документы:  Технология развития критического мышления на уроках русского языка. Опыт работы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: