Урок чтения
Тип урока: ОНЗ.
Тема: Звук [Ш], буквы Ш, ш.
(Учебник Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Моя любимая азбука», 1 класс)
Цель: познакомить учащихся с твёрдым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш, ш;
формировать навыки плавного чтения; умения работать в парах, группах, аргументировать ответы;
развивать речь, расширять кругозор, словарный запас учащихся;
формировать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности;
развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение
Демонстрационный материал: карточки букв для фронтальной работы, модели слов, «дерево успеха», портрет Виктора Драгунского, книга Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
Формы работы с учащимися:
а) фронтальная
б) групповая
в) парная
I. Самоопределение к учебной деятельности .
Цель:
1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
2. Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на I этапе.
1. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.
— Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)
— Как звенит комарик? ( З-з-з…)
— Как пыхтит тесто? ( Пых-пых-пых!)
— «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)
— Как шарик выпускает воздух ( С-с-с…)
— Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить изученные глухие мягкие и твёрдые согласные.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, классификация.
3. Организовать затруднение в учебной деятельности.
4. Зафиксировать необходимость введения нового звука и букв.
Организация учебного процесса на II этапе.
1. Распознавание функций изученных глухих согласных.
— Почему буквы-человечки взялись за руки?
— Дайте характеристику первым четырём звукам.
(Буквы-человечки обозначают глухие согласные звуки. Например, буква к обозначает звуки, которые бывают мягкими и твёрдыми: [к] и [к]!).
— Выберите головные уборы и башмачки для человечков. Мотивируйте свой выбор.
— Какие звуки называются согласными?
— Для какого звука оставлено место рядом с изученными звуками? (Не знаем)
— Хотим узнать? (Да)
2. Загадка: 3. Минутка-шутка:
Стоит высокий светлый дом, Как-то раз ушастый кролик
Ребят проворных много в нём. Вместе с братцем сел за столик.
Там пишут и считают, Столик был высоковат,
Рисуют и читают. (школа) Только ушки и торчат.
— Назовите новый звук.
Задание: назовите слова с новым звуком. ( Ушастый, ушки )
— Что можно сказать о данных словах? (Однокоренные, родственные)
— Назовите корень родственных слов ( уш )
4. Работа по учебнику: с. 82
— Рассмотрите рисунки, озвучьте их (Уши, шуруп, шляпа, шалаш)
— Что общего в произношении всех этих слов? (Слышится звук [ш])
III. Постановка учебной задачи.
Цель:
1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения звука [ш]
2. Согласовать цель урока.
Организация учебного процесса на III этапе.
— Какое задание мы выполняли?
— Что мы знаем и чего мы не знаем?
— Почему у человечка в руках восклицательный знак?
— Какова же цель урока? (Научиться распознавать звук [ш] в словах; ответить на вопрос: почему у человечка в руках восклицательный знак; почему буква Ш стоит в стороне от других согласных и чем она отличается от других согласных)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1.Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения правила написания Ш в словах.
2.Согласовать тему урока.
3.Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания и зафиксировать его в знаковой и вербальной форме.
Организация учебного процесса на IV этапе.
— Понаблюдайте, где пишется Ш?
1. Доскажи словечко:
Сегодня все ликуют. Если мы растём на ели,
В руках у детворы Мы на месте, мы при деле.
От радости танцуют А на лбах у ребятишек
Воздушные… (шары) Никому не нужно… (шишек)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему… (штанишки)
— Что вы заметили? (Ш пишется в начале, в середине слова и в конце слова).
2. Фронтальная работа.
— Закройте уши руками, произнесите звук [ш].
— Дайте характеристику звуку [ш]
( [ш] – согласный звук, так как нельзя пропеть; воздух встречает преграду; не может образовывать слог; глухой, твёрдый)
— Какой вывод можно сделать? ([ш] – всегда твёрдый)
— Звук [ш] на письме обозначается буквой ш (ша).
— Какова тема урока? (Звук [ш], буквы Ш, ш)
— Для какого звука оставлено место рядом с изученными звуками?
— Каким цветом раскрасим башмачки?
— Кто попробует зафиксировать сказанное в знаковой форме? Сравните с эталоном.
Ш
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
Цель
1.Зафиксировать умение распознавать звук [Ш] в словах
Организация учебного процесса на VI этапе.
1.Чтение слогов с буквой Ш:
а
О
Ш И
У
2.Фронтальная работа. Игра на внимание «Доскажи словечко»:
Ша – р
Шо – у
Шу – м
Ши – на
3.Чтение по цепочке и словарная работа.
Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений. (с. 82)
Шут –1) в старину: лицо при барском доме или дворце, развлекавшее забавными выходками господ и гостей; 2) комический персонаж в балаганных представлениях, паяц; 3) переносное: тот, кто балагурит на потеху другим.
Шторм – сильная буря на море.
Пышка – пухлая круглая булочка.
Мошка – мелкое двукрылое насекомое.
4. Работа в группах.
— Чем интересны пары слов?
1 группа: шнур, шнурок – однокоренные; шкура, шкурка – однокоренные, называют большой и маленький предмет.
2 группа: крошка (несколько значений: маленький ребёнок и маленький кусочек хлеба), окрошка (еда, приготовленная из кваса, зелени, овощей, мяса) – однокоренные; крыша, крышка – однокоренные, отличаются оттенками значений.
3 группа: шут (клоун), шутник (человек, который любит пошутить), шутка, шутил– однокоренные.
4 группа: шалун, шалунишка (ласково)– однокоренные,
— Оцените свою работу на данном этапе (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить навыки звуко-буквенного анализа слов с буквой Ш.
Организация учебного процесса на VII этапе.
1. Моделирование. Звуко-буквенный анализ слов: шуруп, шляпа, ушки, шасси, шипы, школа (Печатание слов в тетрадях, обозначение звуков кружочками нужного цвета. Цветные магниты используются в работе у доски)
— Как определить количество слогов в слове? ( В слове столько слогов, сколько гласных звуков)
— По какому признаку можно разделить слова? (1 группа – с ударением на 1 слоге, 2 – с ударением на 2 слоге).
— Назовите по 1 слову каждой группы. (Опрос детей. Корректировка, если нужна такова).
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу. Оцените работу.
— У кого всё получилось?
— У кого возникли затруднения?
— Кому нужна помощь?
— Оцените свою работу на данном этапе (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Выявить границы применимости нового знания;
Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения непрерывности.
Организация учебного процесса на VIII этапе.
1. Разучивание чистоговорок:
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
— Назовите слова, в которых встретился звук [ш].
— Проверьте (на контрольной доске появляются слова).
2. Работа в парах.
— Расскажите друг другу чистоговорки.
— Оцените свою работу на данном этапе (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)
3. Чтение текста «Паша-шутник».
— Рассмотрите иллюстрацию, прочтите название текста и предположите, о ком будем читать?
— Чтобы узнать, правы ли мы, давайте прочтём текст.( Чтение про себя, затем вслух по цепочке)
— Кто такой Паша?
— Кто такой клоун? ( Клоун – артист цирка)
— Что можно сказать о Паше? ( Он весёлый, шутник)
— К какому эпизоду текста относится картинка? Прочтите.
4. Чтение отрывка из рассказа Виктора Драгунского «Заколдованная буква» учителем. (Портрет В. Драгунского)
— Предположите по названию, о чём будет говориться в рассказе.
— Сколько героев в рассказе? (Алёнка, Мишка и рассказчик)
— Все рассказы Виктора Драгунского написаны от имени главного героя – мальчика Дениски. ( Демонстрация книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»)
— Можно ли определить возраст героев рассказа? (6 – 7 лет)
— Что помогло вам определить возраст? (У них выпали молочные зубы)
— В какое время года происходят события? (Зимой)
— Что помогло вам в этом? ( Скоро Новый год, привезли ёлку)
— Что рассмешило друзей?
— Какой звук оказался для всех троих трудным? (Звук [ш])
— А почему? (Воздух не встретил преграду, так как выпали зубы, а звук [ш] — согласный)
— Кто же из ребят был прав?
— Во время прочтения рассказа вы смеялись. Какой это рассказ? (Юмористический)
— Как правильнее, точнее сказать: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему? (Букву видим и пишем, а звук слышим и произносим)
X. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2. Оценить результаты учебной деятельности.
3. Согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на VII этапе.
Рефлексия
Работа в группах.
Каждая группа получает по 2 слова, вставляет пропущенные буквы: .уруп, .ала ., . ляпа, гру . а, су . ка, . утка, кры . ка, кро . ка ( Шуруп, шалаш, шляпа, груша, сушка, шутка, крышка, крошка)
— Оцените свою работу (поставьте знак «+», если всё правильно, знак «?», если имеется ошибка)
— Какие этапы учебной деятельности были на уроке?
— Какую цель мы перед собою ставили?
— Достигли её?
-Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки?
— Чем отличается?
— Каким способом вы учились? (Выясняли, что не получается, ставили
цель, делали выводы, чертили схемы, моделировали, …)
— В начале урока мы говорили о секретах, которые прячет алфавит. Открыл ли он вам ещё какую-нибудь тайну? (Да, о Ш )
— Какую? ([ш] – всегда твёрдый)
— Почему же у человечка в руках восклицательный знак? (Напоминание: оба башмачка синего цвета, звук [ш] – всегда твёрдый)
— Оцените свою деятельность на уроке. Выберите способ оценки:
2. Домашнее задание: страница 82 — 83
1 группа: чтение по ролям отрывка из рассказа Виктора Драгунского «Заколдованная буква»;
2 группа: чтение текста «Паша-шутник»;
3 группа: научиться читать слоги и слова с изученными буквами.