Тема: Обобщающий урок по теме «Сложносочинённые предложения»
Цель урока:
отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений. развитие культуры речи учащихся, качества хорошего собеседника
разбудить стремление к самооценке, умение осознать собственные интеллектуальные и духовные возможности
воспитание любви и уважения к родителям, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений
Оборудование: сигнальные карточки, карточки-задания для самостоятельной работы, отрывки из художественных текстов, презентация «Обобщение темы «Сложносочиненные предложения» (Приложение 1), музыкальное сопровождение урока (Приложение 2), компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Методические приемы: анализ предложений, восстановление текста с пропущенными союзами, конструирование предложений, выполнение тестовых заданий, написание сочинения-миниатюры.
Ход урока
Организационный момент.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы — как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Я произношу эти слова из стихотворения Е.А.Евтушенко и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.
Опрос
1) Назовите главную единицу синтаксиса.
2) Какие виды предложений вы знаете?
3) Что представляет собой сложносочиненное предложение?
4) Какими союзами выражаются соединительные отношения?
5) Какие союзы относятся к противительным?
6) В чем состоит отличительная особенность союза «же»?
7) Каким союзом выражается единственное ограничение? Приведите примеры.
8) Назовите разделительные союзы.
9) Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях?
10) Когда между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?
Практическая часть.
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Кто на свете всех умнее,
Всех любимей и добрее?
И ей зеркальце в ответ:
Все девицы так прекрасны,
В том, конечно, спору нет!
Только есть такое слово,
Что дороже дорогого!
В этом слове — первый крик,
Радость солнечной улыбки,
В этом слове – счастья миг
Дорогой и очень близкий!
Все хором: Это слово – мама!
Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Это значит то, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День Матери. А когда же у нас отмечают этот праздник? И поэтому и наши предложения о матерях.
Определите вид предложения:
2)Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – мать!
3) И всё-таки лучше всех на земле –Мама.
4) Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплаченном долгу – это мать.
.
Найдите среди данных предложений ССП
А. Ты одна мне помощь и отрада, и ты одна мне несказанный свет.
Б. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матерей.
В. Любовь к Родине начинается с любви к матери.
5. . Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложения и тип союза, выделите грамматическую основу, составьте схемы предложений.
Вариант 1
1) Уходишь ты и сердце в час разлуки
Уж не звучит желаньем и мольбой.
(В. Соловьев)
(ССП с соединительным союзом «и».)
2) Родная земля – матушка но чужая сторона – мачеха.
(ССП с противительным союзом «но».)
3) Она сидела на полу и груду писем разбирала.
(Ф. Тютчев)
(Простое предложение с однородными сказуемыми.)
4) В ноябре люди отмечают этот праздник и все поздравляют своих матерей.
(ССП с общим второстепенным членом и запятая не ставится)
Она глядит и сердце в ней забилось чаще и сильней. (ССП, тире ставится, когда вторая часть СП обозначает неожиданность, быструю смену событий)
ВЫВОД
6. Работа по тексту
Ю.Яковлев.
———-«Сердце матери» Ю.Яковлев.
1)«Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. 2)У меня для нее было другое слово «мамочка». 3) Даже, став большим, я не мог изменить этому слову. 4) Я пытался назвать ее «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское – «мамочка». 5) Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.
6) Последний раз я произнес его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звук тревожных гудков паровоза, под крик команды «по вагонам». 7) Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. 8) Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. 9) Я шептал «мамочка» ей на ухо, и чтобы никто не видел моих мужских слез, вытирал их о ее волосы. 10) Но когда теплушка тронулась – не выдержал. 11) Забыл, что мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, сквозь грохот колес, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:
— Мамочка! Мамочка!».
7. Задания по тексту
Озаглавьте текст.
Определите стиль и тип текста.
Составить вопрос по тексту, соответствующий его содержанию .
Придумать вопрос, на который в тексте нет ответа.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.(5 – стеснялся слова)
Найдите в тексте синоним к слову «пытался» (предложение 4 – хотел, старался) .
Из предложения 9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (вытирал)
Из предложений 2-3 выпишите слово с проверяемой безударной гласной (изменить).
Найдите ССП (4,9).Определите значение сложносочиненных предложений.
Среди предложений 8-10 найдите однородные члены (9)
Найдите в предложениях 1-2 словосочетания со связью согласование. (своя мать, другое слово)
Найдите в предложении 5 словосочетания со связью управление.(стеснялся слова, произносил на людях не называл мать)
Найдите в предложении 5 словосочетание со связью примыкание.(чуть слышно)
Замените словосочетание солдатская теплушка (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. (теплушка солдата).
Укажите количество грамматических основ предложения 8. (2 грамматические основы).
ВЫВОД
16.Обобщение
Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, старательно выговаривает «мама», и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый.
Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица — мать».
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину — мать!».
Вы, сидящие в классе, счастливые, все вы познали материнскую ласку и выросли под заботливым теплом и светом материнского взгляда.
Вот статистика одного журнала, который приводит такие цифры:
в среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных ночей;
мамы, которые не имеют квалификации повара, готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд;
а еще они стирают гору белья. Если сложить все постиранное ими за жизнь белье, то получится гора по высоте с Эльбрус;
если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара;
мамы поют песни и читают стихи, вяжут и шьют;
радуются и огорчаются;
чаще всего из-за нас, детей;
а еще мамы плачут. Мамины слезы – это море или даже океан, который можно назвать Океаном грусти
А какие пословицы вы знаете о маме?
Родина — всем матерям мать.
Природа-мать – начало всех начал.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Птица рада весне, а младенец матери.
Нет милее дружка, чем родимая матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Вот и ваши слова благодарности маме . Напишите стихотворение о маме. (синквейн, диамонд, хайку, штрихи, цзацзуань)
Оценивание.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей сильнее мела
Выбелила косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней!
Мать уйдет, в душе оставив рану,
Мать умрет, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать! Р.Гамзатов
-Сегодня очень хорошо поработали, молодцы. Все полученные знания помогут вам при сдаче ОГЭ по русскому языку.