Конспект урока на тему «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Написание строчной буквы м»

Интегрированный урок обучения грамоте и письма.

Тема: «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Написание строчной буквы м»

ТИП УРОКА: Урок предъявления новых знаний

Цель: Знакомство с согласными звуками [м], [м’], буквами М, м.

Задачи:

Образовательные:

— научить детей находить в словах звуки [м], [м’] и уметь их различать;

— познакомить с буквами М, м и формировать умение обозначать звуки [м], [м’] буквой м, находить их

в слого-звуковых схемах

— формировать умение давать характеристику звукам;

— устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко — буквенный анализ слов;

— выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;

— формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами

— писать буквы Мм по образцу и слоги с ними

Воспитывающие:

— воспитывать любовь, интерес, уважительное отношение к Родине и её столице городу Москве;

— воспитывать чувство патриотизма;

— воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки друг к другу;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Развивающие:

— развивать читательский интерес;

— развивать познавательный интерес и активность учащихся;

— развивать устную речь и фонематический слух;

— развивать мышление, память, внимание.

Метапредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник В.Г. Горецкий «Азбука» 1 часть, пропись В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова 3 часть, предметные картинки, слайдовый материал, индивидуальные карточки, интерактивная доска.

Организация учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.













2.Актуализация знаний.

























3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
































Урок начинается с проверки готовности к уроку и эмоционального настроя на работу.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Приготовь скорей, дружок,
Аккуратно по порядку
Учебник, ручку и тетрадку.

— Молодцы. Садитесь. Желаю на уроке всем сегодня удачи. Начнем урок.



Организация фронтальной работы.

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

На доске: А О П У И Е Ы

— Какая буква «лишняя»? (Буква П – обозначает согласный звук).

— Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

— Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали? (Буква Е).

— Прочитаем слоги. (Чтение проводится по индивидуальным карточкам).

Взаимопроверка в паре.(Повторить правила работы в паре).

— Сегодня к нам на урок пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов.

— Давайте посмотрим на них. Кто это? (Маша и Медведь)

— Посмотрите, что они с собой принесли

(На слайде иллюстрации: малины, мяч, морковь, аквариум)

Произнесём хором эти слова.

— Что общего в этих словах?

(звуки [м], [м’])

А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [м], [м’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?(«эм»)

— А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема урока: Звуки [м], [м’], буква М, м.

— О чём же мы сегодня будем на уроке разговаривать? Чему научимся?

1. Составим характеристику звуков.

2. Будем работать со схемами слов.

4. Будем читать слоги, слова

5. Научимся писать строчную и заглавную букву Мм

Дети слушают.

Проверяют готовность к уроку.













Работа с информацией

Дети отвечают.

Самостоятельное чтение по карточкам. Проверка в парах.



















Дети отвечают.

Дети высказывают свои мнения.

Дети пытаются сформулировать тему урока.






























Личностные:

— Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

— Волевая саморегуляция








Познавательные УУД:

Поиск и нахождение необходимой информацию

— Контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности

Коммуникативные: — Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

















Познавательные:

— Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.

Личностные:

Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение общаться , прислушиваться к высказываниям других








4.Работа по теме урока.
































































































































5. Применение нового знания.

































































































6. Итог урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Развитие внимания.

Карточки с фигурками человечков.

— Как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия)

— Как называется столица России?

— Я вас приглашаю на экскурсию по городу Москва.

— Какие достопримечательности вы узнали на слайдах? (Спасская башня, Московский зоопарк, Собор Василия Блаженного)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 84 учебника. Что на ней изображено?

( Красная площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, а еще резиденция президента России В.В. Путина.)

Чтение хорошо читающим учеником текста под картинкой.

 В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», — воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва.

Выделение звуков / м /, /м’ / из слов «дом», «семь». Работа с карточкой схема слова. Приготовьте карточку простой карандаш, зеленый и синий карандаши.

1.Чем стал для многих россиян главный город страны? (домом)

— Сколько звуков в слове дом? Посчитаем вместе. (3)

-Сколько клеточек обведём?

-Какой звук в слове дом последний? / м /, дайте ему характеристику:

1.согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?)

2.твёрдый или мягкий?

3. звонкий или глухой?

— Каким цветом обозначим этот звук на схеме?



1.На скольких холмах стоит Москва? (на семи)

— Сколько звуков в слове семь? Посчитаем вместе. (3)

-Сколько клеточек обведём?

-Какой звук в слове семь последний? / м’ /, дайте ему характеристику:

1.согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?)

2.твёрдый или мягкий?

3. звонкий или глухой?

— Каким цветом обозначим этот звук в схеме?

Давайте сделаем вывод о звуках [м], [м’].

Вывод: согласные, звонкие, может быть твердым и мягким.



ФИЗМИНУТКА:

Определение звука в словах твердый или мягкий:

Твердый хлопнем в ладоши, мягкий потопаем ногами.

Машина, мир, гном, мишка, мыло, метро.



Знакомство с буквами М, м.

— На что похожа буква М?


Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!


Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.


Почему этих букв две?





Обучение навыкам чтения с новой буквой.

Чтение с доски (открытые и закрытые слоги, слова):

ам ма

ом мо

ум му

им ми

ым мы

ем ме

мир, мама, Рома, малина, Москва, Мила

— Назовите собственные имена.

— Назовите односложные, трехсложные слова.

— Назовите слова, в которых звук /м/ — мягкий.





Работа в прописи.

Откройте прописи с. 6 и приготовьте синюю гелевую ручку и цветные карандаши зеленого и синего цвета.

Пальчиковая гимнастика.



с. 6-7 – Кто нарисован? Какой звук первый?

Дайте характеристику. Каким цветом раскрасим? Раскрасьте.

Рассмотрите письменную букву Мм. Похожа ли она на печатную букву?

Из каких элементов состоит? В каких буквах мы их уже встречали эти элементы?( л, и)



Сели прямо, ноги вместе, 
Под наклон возьмём тетрадь. 

Левая рука на месте, 
Правая рука на месте,
 

Можно начинать писать.



— Комментирование кинем (слайд с. 6 прописи)

— Какие буквы расположились на второй строке? Какое соединение у букв л? (нижнее)

Пишем не отрывая руки буквы л.

— Комментирование кинемы с буквой м, показ учителем, прописывание в воздухе.

Следующая строка:

Слоги ма ме мы.

— Какой слог лишний? ( с мягким звуком, с верхним соединением)

Комментирование учителем, запись на доске

Просмотрите свою работу, сравните с образцом., подчеркните ту букву м, которая получилась лучше всех



— Что мы делали сегодня на уроке?

Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [м] и [м’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?

Дети выполняют упражнения.





Дети слушают.

Дети отвечают на вопросы.





































Один ученик на интерактивной доске работает со схемами. Остальные дети работают с карточками.





Дети отвечают на вопросы.

Беседа.



Ответы детей.





Произносят звуки и выполняют звуковой анализ.

Один мягкий, другой – твёрдый.

Они согласные, они звонкие.

Дети отвечают по алгоритму.

























Беседа: дети отвечают на вопрос.

















Чтение слогов

За учителем, про себя, по строчкам, столбиками.

Чтение слов читающими детьми, хором.

Называют слова имена собственные, односложные, трехсложные, с мягким звуком/м’. Дети отвечают на вопрос и делают вывод















Беседа. Ответы на вопросы.



























Дети работают в прописи.































Дети отвечают на вопросы







Познавательные:

— Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.

— Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

— Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог

Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.























































































Познавательные:

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



























Познавательные:

Формирование умения делать выводы.

— Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

— Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.








7. Рефлексия.

-Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?

Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то поднимите зелёный круг.

Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите красный круг.

Дети отвечают на вопросы и показывают знаки.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные:

— самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

— принятие целей урока

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Измерение массы тела на рычажных весах"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: