Тема: Строение текстов разных типов.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о типах текстов.
Задачи: Совершенствовать знания учащихся о типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Тип: обобщение и систематизация знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме «Типы текстов», сигнальные карточки «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, картинка тигра, эскиз газеты, памятки, карточки с буквами Р,О,П .
Результаты обучения:
Умеет:
— определять тип текста;
— различать текст (описание, повествование, рассуждение) по их характерным признакам;
— самостоятельно составлять тексты разных типов, используя свои навыки, применяя ранее усвоенные знания;
— давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Ход урока.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Настроенье каково?
Во!!!
1.Организационный момент.
— Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!
— Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
— Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и приглашаю принять участие в создании «Классной газеты». (Показ заготовки газеты)
— Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам.
Деление на группы
1 группа-«Сообщаю» 2 группа –«Описываю» 3 группа –«Рассуждаю» 4 группа – «Составляю»
Психологический настрой:
Поприветствуйте друг друга, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе живём.
Наш девиз: «Один за всех и все за одного».
(У вас на столах есть рабочие листы под названием «Заметки журналиста») Запишите свою фамилию и имя.
Запишем число выхода нашей газеты в издание (Назовите орфограммы):
2.Сообщение темы и цели урока.
— Внимание на экран! ( Презентация)
— Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить из букв слово)
Верно, определить ТЕМУ нашего издания, поможет это задание.
-Соберите из букв слово: КЕТТС.
-Как связаны названия отделов с темой? (Сообщаю – текст-повествование; Описываю – текст-описание; Рассуждаю – текст-рассуждение).
Итак, тема нашей «Классной газеты» — ТИПЫ ТЕКСТОВ. (Записать на рабочих листах)
-Используя опорные слова, определите ЦЕЛЬ работы.
(Умею: РАЗЛИЧАТЬ – типы текстов по их характерным признакам; СОСТАВЛЯТЬ – текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
— Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист?
А) Первая колонка нашей газеты посвящена рубрике «Горячие новости» или «Это должен знать каждый»
– Повторим типы текстов и их характерные признаки.
Слайды. Памятки.
4. Работа с сигнальными карточками.
(Читаю тексты разных типов)
— Определите тип текста и покажите карточку.
— 5. Повторение и анализ основных понятий.
Б) Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:
Хищник сильный он, зубатый, полосатый и усатый.
И клыки большие есть. Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа, может сильно поцарапать,
А издалека на кошку этот зверь похож немножко. (Тигр) (Картинка)
— Так о ком пойдёт речь в следующем задании? (О тигре)
6. Возьмите файл №1. Прочитайте текст, определите его тип (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор. (Работа в парах, затем обсуждение всей группой)
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
4 группа. Составьте текст из предложений.
Тигр – это большое и сильное животное, самый крупный представитель семейства кошачьих.
Рисунок, расположенный на теле характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние.
Красавец, да и только!
РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Наши спец. корреспонденты подготовили заметки для рубрики «Это интересно» (Сообщение про тигров)
Физминутка.
7. Обобщение и систематизация знаний.
— Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности.
Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить текст.
(Индивидуальная работа) Восстанови текст. Определи тип текста.
(Текст – описание)
Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____. Шубка у него ____, а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.
Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая, красивая, капризная, острый.
(Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием)
(Текст – рассуждение)
Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это ____________друг. А ещё с ним можно__________________. А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________.
Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь, утешает в горе.
(Текст – повествование)
У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.
Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда у ____очень хорошее настроение он любит_______. Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________,
Вот такой он озорник!
— Какие тексты вы выбрали ? Докажите.
-Кто согласен ? (Сигнал)
8. Чтобы проверить ваши знания, предлагаю тестовое задание. (Индивидуальная работа)
Тест по теме «Типы текстов». (Взаимооценивание)
— Чтобы проверить ваши знания предлагаю тестовое задание
— Выставите отметку своему соседу, используя критерии – без ошибок- «5», 1 ошибки-«4», 2-3 ошибки-«3».
1. Текст-это:
А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически
Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически
В) словосочетания
2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»
А)текст- рассуждение Б) текст- повествование В) текст – описание
3. Как называется текст, в котором описаны предметы?
А) текст- рассуждении Б) текст- описание В) текст- повествование
4.Какая часть речи помогает описать предмет?
А) глагол Б) имя прилагательное В)имя существительное
5. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?
А) текст- описание Б) текст- рассуждение В)текст- повествование
РУБРИКА «РЕЗЮМЕ» (- краткий вывод о чём либо)
— Каждый журналист должен уметь резюмировать информацию, то есть делать вывод, подводить итог своей работы. Я вам предлагаю это сделать
9 .Инструктаж д/з.
Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?
— Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.
(Написать заметку для следующего выпуска «Классной газеты», о животном из семейства кошачьих, используя любой из типов текста)
10. Итог урока. Рефлексия.
— Перед вами первый выпуск «Классной газеты».
— О чём наша газета? (О типах текста, интересные факты о животных…..)
— Какой тип текста вы использовали во время ответа на этот вопрос? (Повествование)
— Какая получилась газета? (Интересная, классная, замечательная, лучшая….)
— Какой тип текста помог описать нашу газету? (Описание)
— Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом)
— А еще почему «классная»? (Лучшая, замечательная)
— А сейчас какой тип текста помог ответить на вопрос? (Рассуждение)
— Добились ли мы цели урока?
Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.
Мы газету закрываем и здоровья всем желаем!
( Притча с бабочками).