Тема: Суффикс и его роль в слове.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.
Задачи: — систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат:
Предметные: Находить в словах суффикс. Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова. Определять значение суффикса. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Цель, задачи, планируемые результаты этапа | Содержание этапа | |
1. Самоопределение деятельности. | Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Задачи: -создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.
| Громко прозвенел звонок – — Ребята что нам понадобится для успешной работы? + быть внимательными, ….. — Я предлагаю начать урок с девиза — «Кто ищет, тот всегда найдет» Будем в роли сыщиков Запишем число Классная работа |
2. Актуализация опорных знаний.
3. Формулирование темы и постановка цели урока
| Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся Активизировать ранее полученные знания учащихся. Задачи: — Применить на практике умения находить в словах окончание, основу, корень. Планируемый результат: Выполняя различные роли («учителя», исполнителя) в группе (паре), сотрудничать.
— Фиксирование темы урока и целей Задачи: определить тему урока, поставить цели. Планируемый результат: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
| — Назовите, какие части слова вы знаете хорошо + приставка, корень, окончание, основа. Приставка. Перед корнем есть приставка, Окончание. На конце любого слова — Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:
«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три» + суффикс — Сформулируйте задачи урока. На какие вопросы предстоит ответить? +Что такое суффикс? +Как найти суффикс? +Какие бывают суффиксы? — На строчку посмотрите, Что заметили, скажите. + суффикс — ок Пропишите первую строчку |
4. Создание проблемной ситуации (с затруднением) | Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением. Задачи: -Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. -Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного (Познавательные УУД) | — Прочитайте слова второй строчки. Поработайте в парах. Найдите в словах суффикс, и объясните свой выбор. + Суффикс -енок, ик . Корень -кот — После, какой части слова стоит суффикс? + после корня — Начертите схему слова котенок _______________ Суффикс. После корня он стоит, |
5.Построение проекта выхода из ситуации затруднения. | Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.
| Откроем учебник с 154, упр. 193 Читаем слова — Что у них общего? (корень) — К какой группе слов отнесем все слова? (однокоренные) Запишем слова в столбик — Найдите и выделите в словах окончание и основу. — Выделим корень — Выделите часть слова между корнем и окончанием (это суффикс) — Для чего служит суффикс? (для изменения значения слова) — Чем отличаются? + одинаковый корень, разные основы и разные значения. Вывод: суффикс — служит для образования новых слов. Река, речушка, реченька, речная рыба. — Что интересного заметили в корне? + чередование согласных (кч) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Цель: Применять на практике новое знание (нахождение суффиксов в словах) -Выполнить задания с проговариванием в громкой речи -Провести наблюдение над значением суффиксов.
| — А вот что я вам расскажу Суффикс — удивительная часть слова. + название имен в ласковой форме, например, Настенька, Оленька… Интерактивная доска, электронное приложение. — К какой группе суффиксов мы можем отнести данные суффиксы? + уменьшительно – ласкательные — Суффиксы могут придавать словам уменьшительный или ласкательный оттенок. — Запишите имена собственные + Машенька, Мишенька. Выделите суффиксы. — Как вас называет мама, какое ласковое имя вам нравится? — Запишите свое имя. Какие суффиксы вы использовали? — еньк, оньк, ечк, ичк, |
7. Физкультминутка | Цель: Снять утомляемость, улучшить мозговое кровообращение
| Гимнастика для глаз: 1. Быстро поморгать с закрытыми глазами, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считаем до 5. — ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ 2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх, вниз. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ 3. Сидя на стуле 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ |
|
| Работа в группах: — С помощью чего вы образовали эти слова? + с помощью суффикса |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности. Задачи: — организовать самопроверку по эталону, самоанализ и самооценку. | Интерактивная доска, электронное приложение. Самостоятельно по рядам 1 ряд 2 ряд 3 ряд — арь — -ир- -ник — Самопроверка Изменилось значение слова аптека- здание Аптекарь – профессия
|
| Дифференцированный подход | Выполнение задания на карточках 3 вида заданий Н, П, М Ученики сами выбирают задания и выполняют в тетрадках. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель:— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: — Ответить на вопросы, поставленные в начале урока — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -отметить эмоциональное состояние на уроке. Планируемый результат: Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Рефлексия (Познавательные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | -Как вы думаете, что проиллюстрировал художник в упр. 196? + Художник проиллюстрировал образование слов с помощью суффиксов. Котище, котик. — Составьте свои слова с корнем кот: котенок, котеночек, котяра. Вернемся к началу урока и допишем новое слово, выделив суффикс. — Чему мы учились на уроке? Попробуйте задать друг другу вопросы по теме урока и ответить на них + Где стоит суффикс? + Для чего нужны суффиксы? — Вернемся к девизу урока и определим, подошёл ли он к нашему уроку? + Учащиеся сами говорят, что хорошо потрудились, много сделали – девиз был подобран правильно. Оцените свою работу на уроке с помощью световых сигналов — Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу. — Я усвоил тему, но объяснить не могу. — Эта тема для меня трудная Д. з. с 164 упр. 6 |