Конспект урока на тему «Суффикс и его роль в слове»

Тема: Суффикс и его роль в слове.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи: — систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Предметные: Находить в словах суффикс. Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова. Определять значение суффикса. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).









Этап

Цель, задачи, планируемые результаты этапа

Содержание этапа

1. Самоопределение деятельности.

Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи:

-создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.


Громко прозвенел звонок –
Начинается
урок,
Мы пришли сюда
учиться,
Не лениться, а
трудиться.
Работаем
старательно,
Слушаем
внимательно.

— Ребята что нам понадобится для успешной работы?wirelesssecuritysystems

+ быть внимательными, …..

— Я предлагаю начать урок с девиза — «Кто ищет, тот всегда найдет»

Будем в роли сыщиков

Запишем число

Классная работа

2. Актуализация опорных знаний.





















3. Формулирование темы и постановка цели урока












Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся

Активизировать ранее полученные знания учащихся.

Задачи:

— Применить на практике умения находить в словах окончание, основу, корень.

Планируемый результат:

Выполняя различные роли («учителя», исполнителя) в группе (паре), сотрудничать.



Фиксирование темы урока и целей

Задачи: определить тему урока, поставить цели.

Планируемый результат:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя


— Назовите, какие части слова вы знаете хорошо

+ приставка, корень, окончание, основа.

Приставка.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Окончание.

На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

— Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:



«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»

+ суффикс

— Сформулируйте задачи урока. На какие вопросы предстоит ответить?

+Что такое суффикс?

+Как найти суффикс?

+Какие бывают суффиксы?

— На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.0016 (494x700, 131Kb)

+ суффикс — ок

Пропишите первую строчку

4. Создание проблемной ситуации

(с затруднением)

Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи:

-Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

-Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного (Познавательные УУД)

— Прочитайте слова второй строчки. Поработайте в парах. Найдите в словах суффикс, и объясните свой выбор.

+ Суффикс -енок, ик . Корень -кот

— После, какой части слова стоит суффикс?

+ после корня

— Начертите схему слова котенок _______________

Суффикс.

После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.

5.Построение проекта выхода из ситуации затруднения.

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Откроем учебник с 154, упр. 193

Читаем слова

— Что у них общего? (корень)

— К какой группе слов отнесем все слова? (однокоренные)

Запишем слова в столбик

— Найдите и выделите в словах окончание и основу.

— Выделим корень

— Выделите часть слова между корнем и окончанием (это суффикс)

— Для чего служит суффикс? (для изменения значения слова)

— Чем отличаются?

+ одинаковый корень, разные основы и разные значения.

Вывод: суффикс — служит для образования новых слов.

Река, речушка, реченька, речная рыба.

— Что интересного заметили в корне?

+ чередование согласных (кч)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Применять на практике новое знание (нахождение суффиксов в словах)

-Выполнить задания с проговариванием в громкой речи

-Провести наблюдение над значением суффиксов.


— А вот что я вам расскажу Суффикс — удивительная часть слова.
Иногда они звонят, как колокольчики: -еньк-, -оньк-, -ушк-,
стучат каблучками: -ик-, -ек-, -чик-, -ник-;
иногда поют, как птицы: -ец—чив-, -лив-;
ласкают слух: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-.
-Скажите, где в повседневной жизни вам может пригодиться знание этих суффиксов?

+ название имен в ласковой форме, например, Настенька, Оленька…

Интерактивная доска, электронное приложение.

— К какой группе суффиксов мы можем отнести данные суффиксы?

+ уменьшительно – ласкательные

— Суффиксы могут придавать словам уменьшительный

или ласкательный оттенок.

— Запишите имена собственные

+ Машенька, Мишенька. Выделите суффиксы.

— Как вас называет мама, какое ласковое имя вам нравится?

— Запишите свое имя. Какие суффиксы вы использовали?

— еньк, оньк, ечк, ичк,

7. Физкультминутка

Цель: Снять утомляемость,

улучшить мозговое кровообращение


Гимнастика для глаз:

1. Быстро поморгать с закрытыми глазами, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считаем до 5. — ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ

2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх, вниз. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ

3. Сидя на стуле 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,

3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ



Работа в группах:
— С помощью суффиксов образуйте новые слова.
Каждая группа получает части слов и суффиксы. Выделите суффиксы.
1-ая гр.: мал + еньк, береза + оньк, изба + ушк,
2-ая гр.: ключ + ик, зверь + ек, вагон + чик, лес + ник,
3-я гр.: мороз + ец, измена + чив, трус + лив, лес + ок
4_ая гр.: мышь + онок, кот + енок, мышь + ат, утка + ят,

— С помощью чего вы образовали эти слова?

+ с помощью суффикса

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

— организовать самопроверку по эталону, самоанализ и самооценку.

Интерактивная доска, электронное приложение. Самостоятельно по рядам

1 ряд 2 ряд 3 ряд

— арь — -ир- -ник —

Самопроверка

Изменилось значение слова аптека- здание

Аптекарь – профессия



Дифференцированный подход

Выполнение задания на карточках

3 вида заданий Н, П, М

Ученики сами выбирают задания и выполняют в тетрадках.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

— Ответить на вопросы, поставленные в начале урокаорганизовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-отметить эмоциональное состояние на уроке.

Планируемый результат:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Рефлексия (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

-Как вы думаете, что проиллюстрировал художник в упр. 196?

+ Художник проиллюстрировал образование слов с помощью суффиксов.

Котище, котик.

— Составьте свои слова с корнем кот: котенок, котеночек, котяра.

Вернемся к началу урока и допишем новое слово, выделив суффикс.

— Чему мы учились на уроке?

Попробуйте задать друг другу вопросы по теме урока и ответить на них

+ Где стоит суффикс?

+ Для чего нужны суффиксы?

— Вернемся к девизу урока и определим, подошёл ли он к нашему уроку?

+ Учащиеся сами говорят, что хорошо потрудились, много сделали – девиз был подобран правильно.

Оцените свою работу на уроке с помощью световых сигналов

— Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу.

— Я усвоил тему, но объяснить не могу.

— Эта тема для меня трудная

Д. з. с 164 упр. 6






Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Безударные гласные в корне слова"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: