Конспект урока на тему «Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами»

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ

С ГЛАГОЛАМИ

Урок 110 (99).

Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Напишите «Классная работа».

3 4

Словарная работа.

1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

Платье новое –

Вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт.

А костюм – наоборот,

Потому что плохо сшит,

Он на вешалке висит.

Какими словами играет поэт?

Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.)

А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.

Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.

Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:

«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или

«А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей…» (А. Блок).

Как вы запомните правописание слов платок, платье?

2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

Прил. – платок платок – сущ.

Глагол – платок

(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.


7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.







1 3 3

Используется мотивирующий приём.

Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.)

Постановка цели перед чтением:

Попробуйте подобрать название к стихотворению.


Завести велели мне Я согласен даже не

Новые привычки: Рисовать на карте!

Никогда девчонок не И согласен даже не

Дёргать за косички! Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне

Драться за обедом! Никаких упрёков,

На уроках больше не Если даже я и не

Говорить с соседом! Выучу уроков.


После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».

Как вы думаете почему?

Что же обозначает это слово?

Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

Запись темы на доске.

Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)

Составим план урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3 4 3

1. Наблюдение над употреблением частицы не.

Упр. 360.

Прочитайте предложения. В чём разница между ними?

Почему изменился смысл предложения?

Запись на доске:

Читал – не читал

Любит – не любит

Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)

Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

Вопросы после чтения.

Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.)

Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?

К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.)

Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)

Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть?

Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма?

3. Рассказ учителя. Творческое задание.

Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.


Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения».

Можно ученикам предложить словесное рисование, а рисунки-иллюстрации дать в качестве домашнего задания.

4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).

Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)

Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)

Это для вас закон.




IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль.

а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.

Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом?

Какое значение вносит частица не?

б) Запись пословиц по вариантам.

I вариант: первые 3 пословицы;

II вариант: 3 следующие пословицы.

2. Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать не с глаголами.

Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.

3. Упр. 363 – самостоятельная работа. Развиваются умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения.

Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами.

Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи (по рядам).

4. Упр. 364 – письмо по памяти.

Сначала отрабатывается артикуляционный навык, комментируется написание (с графическим обозначением в книге).


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?






VI. Домашнее задание.



1. Упр. 7, с. 119.

2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию).


Свежие документы:  Сочинение на лингвистическую тему по тексту В. Тендрякова


6

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: