Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ
С ГЛАГОЛАМИ
Урок 110 (99).
Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами
– Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3 4 Словарная работа. 1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Платье новое – Вполне Хорошо сидит на мне. Это платье мне идёт. А костюм – наоборот, Потому что плохо сшит, Он на вешалке висит. – Какими словами играет поэт? – Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.) – А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу. – Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок. – Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например: «Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей…» (А. Блок). – Как вы запомните правописание слов платок, платье? 2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам: Прил. – платок платок – сущ. Глагол – платок (Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы.
| 1 3 3 Используется мотивирующий приём. Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.) Постановка цели перед чтением: – Попробуйте подобрать название к стихотворению. Завести велели мне Я согласен даже не Новые привычки: Рисовать на карте! Никогда девчонок не И согласен даже не Дёргать за косички! Танцевать на парте! Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне Драться за обедом! Никаких упрёков, На уроках больше не Если даже я и не Говорить с соседом! Выучу уроков. После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не». – Как вы думаете почему? – Что же обозначает это слово? – Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется? – Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.) Запись темы на доске. – Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.) – Составим план урока. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. | 3 4 3 1. Наблюдение над употреблением частицы не. Упр. 360. – Прочитайте предложения. В чём разница между ними? – Почему изменился смысл предложения? Запись на доске: Читал – не читал Любит – не любит – Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.) – Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица». 2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112. Вопросы после чтения. – Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.) – Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете? – К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.) – Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.) – Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть? – Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма? 3. Рассказ учителя. Творческое задание. – Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. – Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения». Можно ученикам предложить словесное рисование, а рисунки-иллюстрации дать в качестве домашнего задания. 4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112). – Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.) – Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!) – Это для вас закон.
|
|
IV. Развитие умений. | 3 4 6 1 3 Работа в учебнике. 1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль. а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо. – Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом? – Какое значение вносит частица не? б) Запись пословиц по вариантам. I вариант: первые 3 пословицы; II вариант: 3 следующие пословицы. 2. Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать не с глаголами. Осложнённое списывание с обозначением орфограмм. 3. Упр. 363 – самостоятельная работа. Развиваются умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения. Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами. Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи (по рядам). 4. Упр. 364 – письмо по памяти. Сначала отрабатывается артикуляционный навык, комментируется написание (с графическим обозначением в книге). Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока.
| 4 4 – Изобразите изученную орфограмму в виде схемы. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
|
VI. Домашнее задание.
| 1. Упр. 7, с. 119. 2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию). |
|
6