Тема урока: Урок-закрепление знаний о глаголе в 5 классе.
Цель урока: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи: 1) Продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.
2) Развивать и обогащать устную и письменную речь.
3) Корригировать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, память.
4) Воспитывать трудолюбие; работать над культурой речи учащихся.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.
Метод: Словесный, практический.
Оборудование: презентация, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
Эпиграфом нашего урока я предлагаю выбрать следующие слова: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».
— Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)
— На уроке мы попытаемся доказать, что мы никогда не скучаем и не хнычем. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Умение находить глагол среди других частей речи.
Задание «4-е лишнее».
— Запишите в тетрадь только глаголы.
-Какие слова вы не записали, почему?
Проверка.
Цель нашего сегодняшнего урока – повторить материал по теме «Глагол как часть речи», а в качестве напутствия вам я расскажу притчу:
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
— Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь». Но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
— Назови, что ты выбираешь из них.
-Ложку, — ответил юноша.
— Произнеси это пять раз.
— Я выбираю ложку, — послушно повторил юноша пять раз.
— Вот видишь, — сказал мудрец, — повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…
— Что же надо, по-вашему?
— Надо протянуть руку и взять ложку.
— Вот и вам сегодня надо «взять» свои знания и применить их на практике, то есть совершить действие.
-Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление ваших знаний о глаголе.
III.
-Знаете, какое прекрасное время года наступило? Это пора пробуждения весны: прилетают перелётные птицы, распускаются первые цветы. И нам с вами надо, чтобы в конце нашего урока распустился свой цветик-семицветик.
-Вам предстоит познакомиться с текстом стихотворений о весне (каждый ряд читает своё стихотворение).
— Прочитать выразительно стихотворение.
Работа в паре.
— Выписать из текста стихотворения глаголы ( проверка выписанных глаголов – назвать недостающие глаголы)
Ответить на вопросы:
О чём это стихотворение? Каково его настроение?
Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас слово ВЕСНА?
Составление кластера на тему ВЕСНА (работа в паре).
Повторение времён глагола.
IV. Комментированное письмо.
— Дайте возможность глаголам попутешествовать во времени.
Строим «машину времени». Это 3 столбика. Определив, в каком времени стоит глагол, и впиши его в нужный столбик: блестит, полетел, съездил, пойдут, рисуем, видел, спал, зеленеет, расцветёт, поют, бегут, катались, покормили, посинеют, напишет.
Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время.
(Дети записывают глаголы в 3 столбика – по рядам).
— Проверка по «цепочке».
— Молодцы.
V. Устная работа.
1.Прочтите считалку про Семёна
Мы весной сажали сад,
А Семён лежал у гряд.
Вот мы яблоки едим,
А Семёну не дадим.
Нам лентяев здесь не надо
Уходи, Семён из сада.
(Беседа о лени и лентяях).
— Все народы всегда осуждали лентяев и уважали тружеников. У каждого народа есть очень много пословиц и поговорок о труде. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Еңбеқ етсең емірсің.
Ердің атын еңбек шығарады.
2. Работа по учебнику. (Упр. 588)
VI. Игра «Поймай свой глагол»
— Я буду читать глаголы, девочки должны записывать глаголы в единственном числе, а мальчики — во множественном.
Светит, любят, цветёт, греет, дружат, мечтают, помогает, дарят, желает, рисуют.
— Проверка (желающие)
VII. Физминутка.
Улыбнулось весеннее солнышко. Земля наряжается в праздничный наряд. И весна идёт повсюду, гонит зиму со двора. Улыбнёмся весеннему солнышку и немножко отдохнём.
Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.
— Назовите глаголы, которые вы запомнили при проведении физминутки.
— Запишите эти глаголы в тетрадь, придав им отрицание.
VIII. Вид глагола (повторение теории по картинкам)
Упр. 595 (1 вариант выписывают глаголы совершенного вида, 2 вариант – несовершенного вида, при этом обязательно указать неопределённую форму глагола).
IX. Развитие речи. Мини-сочинение «Весна».
— В течение 5 минут ребята работают под музыку П.И.Чайковского.
X. «Авторский стул».
— 3-4 ученика выходят к доске на «авторский стул», зачитывают своё мини-сочинение, и под аплодисменты проходят на своё место.
XI. Тесты на закрепление материала урока. (2 варианта)
-Взаимопроверка (правильные варианты ответов — на слайде).
XII. Итог урока.
Один ученик выходит к доске, где висит цветок и рассказывает о глаголе всё, что повторили на уроке.
XIII. Рефлексия.
XIV. Домашнее задание: Составить рекомендации на одну из тем, например: «Как разжечь костёр», «Как приготовить суп», «Как организовать привал», «Как поддерживать чистоту и порядок в своей комнате».
— При выполнении домашнего задания вам понадобятся знания о глаголе, которые мы закрепили на этом уроке.