Обучение грамоте
Тема: Заглавная буква А. Чтение и написание слов и предложений с заглавной буквой А.
Цели:
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: буквы печатные и письменные.
Символы:
Ход урока
Деятельность учителя | |
Организационный момент
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | Слышишь звонкий голосок? Нам пора начать урок! Мы-умные! Мы-дружные! Мы-внимательные! Мы- старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! — У нас сегодня много гостей. Издавна русские люди говорили «Гости в дом, радость в нем» Тихо встали Повернулись и гостям все улыбнулись. Повернулись и друг другу улыбнулись. Настроенье каково? -Во! Сядет тот чье имя начинается с гласного звука. Затем с согласного твердого. А теперь с согласного мягкого. Молодцы, никто не остался без места. |
Актуализация знаний Цель: снятие усталости | На уроках обучения грамоте нам приходится много говорить. Давайте подготовим наш речевой аппарат к работе.
— Что мы произносили с помощью язычка? — Какие умения формировали?
— Мы подготовили наш речевой аппарат к работе и можем смело перейти к следующему этапу урока. |
Повторение ранее изученного |
— Мы повторили ранее изученные знания. Для чего мы это сделали? — Какие умения мы формировали с вами на этом этапе урока? |
Постановка проблемы
| 1. Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики слов. – Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.) – Сколько раз потребовалась заглавная буква А? – Прочитайте только имена людей. – Как ласково можно назвать Анну? – В каких именах удвоенные буквы? Какие? – А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных? – Прочитайте имена девочек. — Прочитайте имена мальчиков. 2. – Предложения или текст написаны под словами? Почему? – Сколько всего предложений? – Прочитайте. – Какие знакомые имена встретились в предложениях? – Кто из вас любит комиксы? А кто такой Микки-Маус? – Кто заболел ангиной? – Что делала Алла? – Кто учится в музыкальной школе? – Какое полное имя у этой девочки? – К какому предложению подходят картинки на кубиках? – А как по-другому называют гиппопотама? (Бегемот.) – Прочитайте все имена, которые встретились в предложениях. Подберите предложение соответствующее схеме. — Какие умения мы формировали с вами? 3. – Что обозначают слова 2-го столбика? – Прочитайте название реки. – Прочитайте название города. – Как вы думаете, почему он получил такое название? (Находится на берегу реки Ангары.) – Прочитайте название государства, которое находится в Африке. 4. Постановка ударения в словах 2-го столбика, выделение заглавной буквы. Если учитель проводит индивидуальный опрос, то учит детей алгоритму самооценки. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 5. – Какая буква нужна, чтобы записать слова 1-го и 2-го столбика в прописи? – Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. — Какую цель мы поставим с вами? — Как вы думаете, какой у нас урок «открытия новых знаний» или повторение ранее изученного? 6. Составление плана урока. — Давайте составим план нашего урока. План (примерный)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какие умения мы формировали с вами? |
Открытие нового знания | Работа в прописи. Знакомство с заглавной буквой А (с. 8). 1) Анализ буквы А. -Посмотрите в прописи на табло есть печатная и прописная буква А. -Перечислите из каких элементов состоит заглавная буква А. — Из каких элементов состоит прописная буква А? — Чем отличаются печатная от прописной? — Какие умения мы с вами формировали? 2) Анализ рисунка. – Посмотрите на рисунок. – Что делает старушка? – А что произошло с ниточкой? – Какое имя можно дать старушке? – А какое имя ей дали авторы, узнаем позже. – Обведите ниточку у старушки. Что заметили? – А какую кличку дадим котёнку? 3) Показ образца учителем и объяснение последовательности написания буквы А: – Начинаю писать, как и букву Л, чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляю вправо и веду наклонную линию вверх (счёт: -и-), затем опускаю прямую наклонную линию до нижней строки (счёт: -раз-) и начинаю писать петлю: веду вверх по написанному, отвожу линию влево в сторону, загибаю вправо и пересекаю написанное (счёт: -и-). 4) Письмо в воздухе. 5) – А теперь на табло обведите эту букву. Точка и стрелки помогают определить направление движения. Написание заглавной буквы А на строке. Учитель анализирует ошибки, показывает пути их исправления. 6) Написание заглавных букв К, Н. – Посмотрите на третью строку. Какие буквы там написаны? Почему? – Напишите на доске одинаковый элемент этих букв. – Назовите по 5 слов, которые начинаются с этих заглавных букв. – Напишите буквы разными цветами. Сначала зелёным цветом все буквы К, потом синим цветом все буквы Н. 7) Написание ол, ом. Отработка нижнего соединения. – Какие соединения написаны на следующей строке? – Напишите соединения ручками двух цветов каждое. 8) Написание соединений с заглавной буквой А. 9) Написание слов с этими соединениями: Аким, Анна, Алик. – Мы выполнили с вами сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось? – Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи. |
Применение новыхо знаний
| Работа в «Букваре». 1) Чтение слов, работа над их лексическим значением. – Откройте «Буквари» на с. 90. – Прочитайте слова, которые написаны над схемами. – Что такое пустыри? (Это пустынное место, где ничего не растёт, кроме сорняков, нет построек.) – Что такое пустыни? (Природная зона с песчаной поверхностью, без леса, со скудной растительностью и жарким климатом.) – Чем похожи пустырь и пустыня? – Что общего в значении этих слов? (У них общий корень -пуст-, от слова пустой. Значит, это однокоренные слова.) – Кто такие туристы? (Люди, которые ходят в походы, путешественники.) – В чём отличие: пустырь – пустыри; пустыня – пустыни? |
| 2) Звуко-буквенный анализ слов пустыри, пустыни, туристы (работа в парах по вариантам)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. |
Итог | – Какую букву научились писать? – Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кому сегодня было легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике. |
2