Тема: Звуки [Х], [Х,]. Буква Х.
Цели: Знакомство с буквой X, звуками /х /, /х /.
Обучение чтению через воспитание любви и уважения к хлебу и людям
труда, осознание зависимости судьбы человека от его характера, характера
от поступков.
Развитие фонематического слуха, образного мышления, связной речи
учащихся, их фантазии и стремления совершенствоваться.
Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми, уважения к
чужому мнению.
Оборудование: — Магнитофон.
— Аудиозапись песни «Русское поле» муз. Я.Френкеля, ст. И.Гофф в сполнении Ю. Гуляева.
— Аудиозапись «Симфоническая поэма». — — — Гербарий: рожь, пшеница.
— Ржаной и пшеничный хлеб, паек — 125г.
— — Репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь».
Список используемой литературы:
1. А.Лопатина, М.Скребцова — кн.6.
2. Толковый словарь под ред. Ожегова.
Предварительная работа:
Подобрать пословицы о хлебе.
Ход урока.
1. Огрмомент.
Активизация систем организма обоих полушарий. Подготовка к усвоению знаний:
Массаж ушных раковин, перекрестные движения рук и ног.
II. 1) Звучит фрагмент песни Я.Френкеля «Русское поле». На доске — репродукция картины И.Шишкина «Рожь».
— Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о некоторых человеческих ценностях, о том, что ценится человеком и что ценят в человеке.
-Что же ценит в своей жизни человек?
2) — Каждый из вас по-своему прав. И о многом мы будем говорить на наших уроках.Но сегодня, сейчас, посмотрите, что лежит у вас на столах?
( на столах кусочки ржаного и пшеничного хлеба).
— Какой это хлеб?
— Из чего он сделан?
— Рассмотрите в гербарии колосья ржи и пшеницы. Чем они отличаются?
— Где растет рожь, пшеница?
— Кто видел такое поле? Какое оно?
— Красоту русского поля воспевают музыканты и художники, писатели и поэты.
Вы слышали песню Я.Френкеля «Русское поле» в исполнении Ю.Гуляева.
Что старались показать авторы песни?
— Перед вами репродукция картины И.Шишкина «Рожь».
Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на нее?
3) Из ржи и пшеницы после переработки изготавливают хлеб. Зачем он нужен?
Во время Великой Отечественной войны хлеб был самым ценным продуктом. А в городе Ленинграде ( сейчас — Санкт-Петербурге), когда его окружили враги, с продуктами питания было очень трудно. Хлеба выдавали по 125 г. в день на человека — паёк. Если человек работал на заводе — 250 г. (показать паёк).
С давних времен уважение к хлебу, почитание его передается от поколения к поколению. Это находит отражение в пословицах.
— Какие пословицы о хлебе вы знаете? Как понимаете их значение.
4) Действительно мы с вами увидели, как ценит народ хлеб. Однако, в Библии — ревнейшей мудрой книге человечества- сказано(запись на доске):
Не хлебом единым жив человек. (читают дети)
Чем же еще жив человек? Что помогает ему жить?
Что мы ценим в человеке?
А откуда берутся хорошие душевные качества?
5) Вы знаете, в памяти народа сохранилась еще и такая мудрость (запись на доске):
Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу.
(читают дети).
— Что вы понимаете под словом «судьба»? ( ход жизненных событий, будущее — пословарю.)
— Какая может быть судьба у человека?
— От чего она зависит, если судить по этим мудрым словам?
— Что же такое характер? Как вы понимаете? (совокупность психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении — по словарю)
— А от чего зависит характер человека? (по пословице)
6) — А какой характер должен быть у людей, выращивающих хлеб?
— Какими должны быть хлеборобы, почему?
Чтение сказки М Скребцовой «Волшебный каравай» — кн. 6, с. 145.
-Почему вырос волшебный колосок?
-Что испекли из колоска?
-В чем заключалось волшебство каравая? (значение слова КАРАВАЙ – синонимы и по словарю)
-Почему каравай потерял свои волшебные качества?
-Успел ли измениться характер хлеборобов? Докажите.
-Можно ли назвать колосок мудрым учителем для жителей деревни?
-Почему?
7) Мы говорили о ХЛЕБЕ, ХЛЕБОРОБАХ, ХАРАКТЕРЕ.
Какой звук слышится в начале этих слов? Дайте ему характеристику.
Есть ли у него «брат»? В каких словах он встречается?
Звуки /х / и /х / обозначаются буквой Х.
III Физкультминутка.
Снятие напряжения; гармонизация деятельности дыхательной, сердечнососудистой, нервной систем; расслабление глаз, мозга, позвоночника. Дыхательная гимнастика: вдох-выдох на счет 7 — покачивания колосков (или медвежьи покачивания), руки на лоб и затылок.
V. 1) Теперь буква X ведет нас за собой на новые страницы Азбуки.
С. 126 — чтение скороговорки.
Назовите обобщающее понятие к строке «бублик, баранку, батон и буханку»
Как вы думаете, сколько времени трудятся хлеборобы?
Чтение текста — с.127.
2) Выборочное чтение.
Что хлеборобы делают зимой? Весной? Летом?
Когда убирают урожай?
Какие машины помогают хлеборобам? (Домашнее задание: Для чего нужны трактора? Комбайны?)
Найдите в тексте родственные слова. Докажите, выделите корень.
3) Людям труда посвящено и стихотворение в нашей Азбуке.
Чтение учителем и учащимися.
4) Вот с такой замечательной буквой и словами «с ее участием» мыпознакомились.
Давайте сделаем ей подарок: нарисуем ее портрет.
Дети рисуют портрет буквы X под звучание «Симфонической поэмы».
V. Итог урока.
Рефлексия: На уроке я узнал, что хлеб …
Судьба человека зависит от …
На уроке мне понравилось …
Сегодня я узнал …
Урок окончен.
Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна.