Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | Осуществляемые действия | Формируемые УУД |
I. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя Метод контроля | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на изучение новой темы:(Слайд 1) Долгожданный дан звонок- Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? — С каким настроением вы пришли на урок. Поднимите смайлики. — Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? | Приветствуют учителя.Слушают, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе. Выбирают и показывают своё настроение.Высказывают свои предположения. | Личностные : —понимать значение знаний для человека и принимать эти знания; желать и стремиться хорошо учиться. регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли | Фронталь-ный. Индивиду-альный. Наблюде-ние учителя за организа-цией учащимися рабочего места и их настроения. |
Ι Ι. Актуализация знаний и фиксация индивидуаль-ного затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Фронтальная. Метод проблемной ситуации. Игровой метод «Найди заблюдившуюся букву». Проблемно-поисковый метод. Приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза: через работу по алгоритму. Словесный Метод поощрения. | — Ребята я предлагаю вам провести наш урок на борту космической ракеты и совершить полёт в космос. (Слайд 2) — Согласны ли вы? — Итак, повышенное внимание! Включаю экран телевизора! На экране гласные и согласная буква “п”.(Слайд 3) — Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, какая буква заблудилась и почему? — Согласны ли вы, ребята?
— Что о ней вы можете рассказать?
-Молодцы! — Прочитайте твёрдые слоги-слияния; мягкие слоги- слияния. ПЕ, ПА, ПИ, ПЫ, ПУ, ПО (Слайд 4 ) — В каких вежливых словах встречаются эти звуки? -Ребята, пожалуйста, не забывайте их употреблять в своей речи | (Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя о предстоящей работе) — Да. А,О,У,П,Ы,И,Е — Заблудилась буква “пэ”. (Дети поднимают сигнальные флажки. Отвечают.) — Это буква согласного звука. -На письме буквой “пэ” записывают глухие, твёрдые и мягкие звуки [п], [п’];. Буква”пэ” бывает большая и маленькая … (Дети распознают [п], [п’] и читают слоги- слияния) (Дети слушают, рассуждают, отвечают на вопросы) — “Спасибо”, — “Пожалуйста” | регулятивные: — осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; коммуникатив-ные: — слушать и понимать речь других; — уметь выражать свои мысли и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; предметные: — правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки познавательные: — выполнять классификацию; — обосновывать основание для классификации; — ориентировать-ся в своей системе знаний (определять границы знания /незнания) — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматически-ми и синтакси-ческими и культурными нормами родного языка. | Фронталь-ный. Устные ответы Индивиду-альный. Чтение. |
III. Постановка учебной проблемы Цель: обсуждения затруднений («Почему возникли затруднения? «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | Фронтальная. Словесный. Игровой Наглядный метод с исполь-зованием интерактивной доски, практический. Дифференциро-ванный метод Проблемно-поисковый метод, создание проблемной ситуации. Побуждающий к гипотезам диалог. | — Внимание! Экипажу занять свои места в ракете! Надеть шлемофоны, пристегнуть ремни! — Ребята, теперь вы не только ученики, а члены космического экипажа! Наш полёт будет длительным, целых два урока, а чтобы он прошёл успешно необходимо выполнять следующие условия. (Открывает задание на интерактивной доске и предлагает прочитать): 1). Точно и правильно выполнять задания 2) Не допускать ошибок. 3) Быть очень вни*ательны*и. 4)По*огать друг другу. — Поняли ли вы последние два условия? — Почему? – Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 5) | (Дети выполняют игровые действия) (Дети 1-го уровня (читающие) читают условия) (Дети 2- 3-го уровня слушают) — Нет. — Незнакомая буква. (Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву). | регулятивные: — высказывать свое предположение; — развивать речевой и слуховой аппарат; коммуникатив ные: — точно и полно выражать свои мысли. личностные: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: -определять и формулировать задачи урока под руководством учителя. | Фронталь-ный. Устные ответы. Чтение. |
IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: Решение (устной задачи) и обсуждение проекта её решения. 1. Знакомство со звуками [м], [м’] 2. Упражнения в различении звуков. | Мотивационный компонент учебной деятельности, через игровую деятельность Метод нагядного моделирования. Приём сравнения, сопоставления, анализа и синтеза. Подводящий к открытию знания диалог. Приём обобщения и конкретизации. Игровой
Метод контроля, самоконтроля и взаимоконтроля Приём анализа и синтеза Метод поощрения. | — Один, два, три- пуск! Мы в полёте. За бортом нашей ракеты обнаружен неопознанный космический объект. (Слайд 6) — Что это? — Что вы можете сообщить о нём?
( Загадывает загадку) — Разгадайте его и соотнесите отгадку со схемой. Солнце жжёт мою макушку. Хочет сделать погремушку. Голова на ножке, В голове горошки. — Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. — Кто затрудняется пользуется алгоритмом. (Слайд 7) — Согласный он или гласный? — Звонкий он или глухой? — Мягкий он или твёрдый? Докажите! — Подумайте, всегда ли он твёрдый? — Докажите, придумав слова с мягким звуком [м’]. — Так с какими новыми звуками мы познакомились? Какие тайны этих звуков вы раскрыли? — Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли. А нам пришло время подкрепиться. Мы можем съесть продукты питания в названии которых есть звуки [м], [м’] (Знакомит с правилами игры) — Я буду называть эти продукты питания. Если в слове услышите звук [м], поднимите синюю сигнальную карточку, если звук [м’] — зелёную. Правильно выполненное задание пополнит наше меню. (Называет продукты питания) — Мясо, мандарины, мёд, масло, молоко, майонез, морковь, сметана, макароны, пельмени, компот,вермишель, суп. — Суп. — Молодцы! — Что же ещё необходимо узнать? — А какой буквой обозначается звук [м]? | (Дети слушают, смотрят, отвечают на вопросы) — Схема (модель) слова. — Слово состоит из твёрдого слога слияния и согласного звука. В нём один слог т.к один гласный звук. ( Дети отгадыва-ют загадку с последующим слого-звуковым анализом слова-отгадки). — Мак. (Дети дают характеристику звуку, если затрудняются пользуются алгоритмом). — [м] — согласный, звонкий, твёрдый. (Дети высказыва-ют свои предполо-жения, называют слова,формулиру-ют вывод) — Мы познакоми-лись с согласными, звонкими, парными твёрдыми и мягкими звуками [м], [м’]. (Дети работают с сигнальными карточками): (Дети слушают, думают, анализируют, отвечают) — В слове “суп” нет звуков [м], [м’] (Высказывают предположения, что нужно узнать новую букву). | познавательные: —преобразовы-вать пространственно- графическую модель в объект словесной формы; формулировать тему урока. коммуникатив-ные: — владеть монологической и диалогической формами речи; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — инициативное сотрудничество с поиске и сборе информации; — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. регулятивные: -воспринимать на слух ответы учащихся; -осуществлять взаимоконтроль за правильно-стью ответа; — отличать верно выполненное задание от неверного; — высказывать своё предполо-жение на основе учебного материала. | Фронталь-ный. Индивиду-альный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова, анализ ситуации. Коллектив-ный. Игра. |
3) Физкульт-минутка | Коллективная. Словесный и практический методы. Наглядный метод. Фронтальная работа Здоровьесберегающая технология. | ( Проводит физминутку. Проговаривает и демонствирует правильное выполнение упражнения) Ждут нас быстрые ракеты- Для полётов на планеты. На какие захотим, На такие полетим. Но у нас такой секрет- Здесь лентяям места нет. | (Дети вслух проговаривают слова, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя). | регулятивные: — нацеливание на необходимую деятельность выполнения. коммуникатив-ные: – управление коммуникацией;–осуществление взаимного контроля личностные- – ценностное отношение к здоровью. | Коллектив-ный Правильное выполнение движений. |
V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала Цель: Решение (практической задачи) и обсуждение проекта её решения.
1) Знакомство с новой буквой | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа. Моделирование буквы. Метод самоконтроля и взаимоконтроля Метод комментирова-ния Здоровьесбере-гающие технологии Метод поощрения Дифференциро-ванный ИКТ технологии (использование интерактивной доски) Самостоятель-ная работа | — А теперь мы продолжим свой полёт. Сядем поудобнее (парами), посмотрим вперёд. — Перед нами ещё один неопознанный объект. (Слайд 8) — Кто знает? Что это? — Найдите эту букву в алфавите и на «ленте букв». — Из каких элементов состоит буква “эм”? — А теперь вы смоделируете букву эм самостоятельно, и проверьте друг у друга. Если пара готова, покажите это с помощью сигнальной карточки. — Я знаю про это стихи. (По шелчку мышки показ построения буквы из палочек) Палочка и палочка. Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква “эм”! — Почему одна буква большая, а другая маленькая? — Давайте научимся её печатать. (Приложение1) — Напечатаем эти буквы в наш бортовой журнал. М м М м М м М м М м М м (Учитель следит за правильной посадкой детей при письме) — Хорошо! Замечательно! — Дети, а для чего нам нужна эта буква? — Вернёмся к двум нашим последним пожеланиям, вставим букву и прочитаем их. 3) Быть очень внимательными. 4) Помогать друг другу. | (Дети 1-ой группы могут назвать букву, если называ-ют неправильно учитель помогает) — Это буква М (эм) ( Дети отвечают). (Работая в парах конструируют букву из счётных палочек,проволоки. Осуществляют самопроверку и проверку в парах). (Дети слушают, сверяют свою букву с образцом) — Первое слово в предложении, имена собственные пишутся с боль-шой, заглавной буквы. (Дети смотрят на экран, повторяют написание элементов в воздухе, работают в тетрадях по печатанию) — Без буквы “эм” мы не сможем записать и прочи-тать многие слова. (Дети 2-3-го уров-ня печатают букву в словах на интер-активной доске, слушают; 1-го уровня читают пожелания с новой буквой) | познавательные: -моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель. регулятивные: — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. коммуникатив-ные: — владение монологической и диалогической формами речи; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Фронтальный. Устные ответы, моделиро-вание. Парный. Устные ответы. Индивиду-альный Коллектив-ный |
VI. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, запись ввиде опорного сигнала. 1) Чтение слогов- слияний и договаривание их до целых слов. | Дифференциро-ванный метод, групповой. Поэтапное усвоение материала по методу Талызиной и Гальперина. (звук- буква) -слог-слово). Словесный. Игра. | — Подружим новую букву согласного с гласными. (Слайд 9) И а ы о У м — Дружит гласная с согласной, образуя вместе слог.
— Поиграем в игру «Эхо» и «Договори словечко» (Слайд 10) — (Сегодня «эхо» будет …) — Вспомним тему урока. Так какие новые звуки и букву вы узнали? (Слайд 11) | (Дети читают слоги-слияния. договариваю слоги до целых слов: 1группа (3-й уровнь) слог в начале слова; 2группа (2-й уровнь) — в конце слова; 3группа (1-й уровнь) — слог в средине слова) (Делают выводы, что темой урока является звуки [м], [м’] и буква «М». | регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Коллектив-ный Игра Групповой |
2) Физкульт-минутка Цель: ориентирование на здоровый образ жизни, профилактика утомления. | Коллективная. Практический. Здоровьесбере-гающая технология Показ упражнений | (Предлагает ещё раз отдохнуть) Поработали, устали? На зарядку дружно встали! Руки вверх! Руки вниз! Выше руки! Шире плечи! 1-2-3, дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. | (Дети встают, произносят, выполняют физические упражнения) | регулятивные: —оценивать правильность выполнения. познавательные —правильно выполнять команды. коммуникатив-ные: —формирование умения слышать, повторять. личностные: — быть тактичным и уважительным при выполнении упражнений. | Коллектив-ный Правильное выполнение движений. |
3) Дидактичес-кая игра «День-ночь».
4) Работа с иллюстрацией по учебнику с.84
5) Рассказ подготовленных учителем детей. Просмотр слайдов.
| Игровой Объяснительно-иллюстративный Метод опережающего обучения ИКТ технологии (использование ЭОР) | -Наш трудовой день сменила ночь. Поиграем в игру «День ночь»? (Слайд 12 ) Слово – слова — Что изменилось? мама Москва — Почему второе слово записано с большой буквы? — Как приятно вспомнить всё, что связано с нашей родной землёй. Откроем экран- книгу на с.84 — Рассмотрите иллюстрацию. Кто догадался, как называется этот город? — Что вы знаете о Москве? — Название столицы России тоже начинается с буквы М. — Послушаем сообщение об этом городе?
| (Дети читают слова, отвечают на вопросы) (Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике с.84. Строят самостоятельно связные высказы-вания о столице России, слушают информацию подготовленных учащихся, просмотр слайдов) Москва- это главный город нашей Родины. В самом центре вид-ны стены Кремля. (Слайд 13). В этих зданиях работает наше правитель-ство. (Слайд 14) Рядом Красная площадь.(Слайд15)Весь мир слушает бой часов на Спасской башне. (Слайд 16) В Москве много высотных домов, исторических памятников культуры, музеев, театров, парков, а так же святых мест, церквей, храмов, соборов. Перед вами храм Василия Блаженно-го. (Слайд 17) | регулятивные: — работать по предложенному плану; — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; — осуществлять самоконтроль; познавательные: -ориентировать-ся в учебнике, в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникатив-ные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксически-ми нормами родного языка. | Коллектив-ный. Игра. Устные ответы |
VII. Самостоятель-ная работа с самопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет 1). Работа со схемой слова и лексическим значением этого слова. | Фронтальный Словесный Метод декодирования, моделирования | — Внимание! Перед нами новый космический объект. (Слайд 18)
— Чтобы отгадать его произнесите названия цветов и из первых звуков каждого слова составьте новое слово. — Проверим, обозначив звуки буквами: МИР — Как вы понимаете значение этого слова? — А есть и другое значение этого слова. ( Слайд 19 )
МИР- вся земля т.е. Земной шар, планета Земля, а так же люди, население земного шара (нашей планеты). | (Дети разгадывают ребус, выделяют звуки, составляют слово) (Дети высказывают свои предположения) — МИР- это дружба, или когда нет войны. (Слушают объяснения учителя) | познавательные — замещение, кодирование/декодирование, моделирование. регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. — формирование правильного отношения к социальным проблемам | Фронталь-ный, индивиду-альный. Устные ответы. чтение |
2) Физкульт-минутка (музыкальная) Цель: ориентирование на здоровый образ жизни, профилактика утомления. | Здоровьесбере-гающая технология Показ упражнений | — Итак, наша ракета стремительно несётся ввысь. Экипаж работает чётко, слаженно, не нарушая условий полёта. Сейчас предстоит выход в открытый космос. (Слайд 20) (Показывает упражнения. Отмечает отличившихся, поощряет) | ( Слушают и выполняют движения под музыку и комментирование) | личностные: -ориентация выполнения моральных норм, регули-рующих поведе-ние в классе, быть тактичным и уважительным при выполнении упражнений. | Коллектив-ный. Правильное выполнение движений. |
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученным 1). Работа с пословицами | Дифференциро-ванное задание Словесный Метод опережающего обучения. Практический, словесный. | — Ребята, у вас на партах говорящие полоски. Прочитайте (прожужжите) эти предложения. — Найдите и подчеркните букву М в словах. — Как одним словом можно назвать эти предложения? — Прочитаем это объяснение в толковом словаре. ( Слайд 21)
— Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. В каком значении употреблено слово МИР? 1) МИР СТРОИТ, А ВОЙНА РАЗРУШАЕТ. — Найдите в этой пословице слова- антонимы т.е слова противоположные по значению. 2) КТО СЕЕТ МИР — ПОЖНЁТ СЧАСТЬЕ 3) МИРУ – МИР! — Ребята! А вам нужна война? Поднимите сигнальные карточки. — Я очень рада вашему решению. | (Дети 2-3го уровня читают пословицы) (Дети 1-го читают пословицы и работают с тол-ковым словарем) — Пословицы — это краткое народное изречение, с назидательным ( поучительным) смыслом. (Раскрывают смысл пословиц, высказывают своё мнение. Находят и подчёркивают буквы М в словах). — Люди строят, а война всё рушит, ломает. — МИР – ВОЙНА — МИР – ДРУЖБА — Кто живёт дружно, имеет много друзей, тот счастлив. — Всем людям на Земле нужен мир, дружба и не нужна война. (Дети работают с сигнальными карточками). — нет — да | регулятивные: — работать по предложенному плану; — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; коммуникатив-ные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксически-ми нормами родного языка. предметные: — правильно выделять изученные буквы, личностные: — формировать толерантное отношение к окружающим | Фронталь-ный. Чтение. Устные ответы |
IХ Рефлексивно- оценочный. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Игровой Подводящий к обобщению знаний диалог. Метод обобщения и конкретизации Метод поощрения Словесный метод Метод контроля и самоконтроля Метод поощрения | — А сейчас всем членам экипажа занять свои места, поправить шлемофоны, пристегнуть ремни. Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли. (Проводит беседу по вопросам): — Итак, мы выполнили большую часть работы. А поскольку наш полёт не закончен. Я включаю рацию. — Что можно сообщить на Землю? — С какой буквой сегодня познакомились? — Какой звук обозначает буква М? — Что было интересным на уроке? — Возникали затруднения? — Вы смогли их преодолеть? (На партах изображение красных, зелёных, жёлтых звезд). — Я благодарю вас за работу. — И звёзды тоже говорят вам слова благодарности. —Удалось вам сохранить хорошее настроение? -Оцените свою работу — Выберите для себя звезду, вставьте изученную букву, прочитайте слова благодарности и верните её на наше небо. У. НИЦА! .ОЛОДЕЦ! — А если вы вдруг захотели почитать слова с новой буквой, ещё больше узнать о главном городе нашей страны Москве, выберите себе карточку с текстом. ( Приложение 3) Подготовьте чтение целыми словами и подчеркните карандашиком новую букву «эм». | ( Отвечают на вопросы учителя) (Дети работают с сигнальными карточками-звёздами) (Выбирают и показывают своё настроение) (Дети по цвету выбирают карточку с текстом) | познавательные — рефлексия способов и условий дейст-вия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; личностные: — устанавливать связь между целью деятель-ности и ее результатом. регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассни-ками; — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникатив-ные: — владение монологической и диалогической формами речи; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Индивиду-альный, фронталь-ный. Устные ответы. |