Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока по теме
«Описание одежды»
6 класс
Выполнила
Сурова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
р.п. Дмитриевка
Тема: Описание одежды
Форма: урок-путешествие в музей одежды
Цель: развитие творческих речевых способностей учащихся.
Задачи:
повторить тип речи – описание;
познакомить с русской национальной одеждой;
научиться описывать одежду;
пополнить словарный запас;
повторить правописание слов на тему «одежда».
Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
Учитель:
— В мире существует великое множество музеев: художественные музеи, музеи колоколов, лошадей, птиц, мельниц, музыкальных инструментов, роз. Существует даже настоящий музей шоколада.
Мы с вами сегодня отправимся в музей одежды. Экскурсия наша необычная. Мы побываем в музее, не выходя из кабинета, но мы будем не только наблюдателями. Мы научимся описывать одежду. Этот музей огромен. Сегодня мы сможем посетить лишь некоторые из его залов: «Русская национальная одежда», «Одежда в литературе», «Карнавальный костюм», «Современная одежда».
К началу нашего путешествия мы должны подготовиться. Сегодня вы будете работать по группам. У нас получилось 4 группы.
Работа в группах.
1. Повторение теоретического материала
1)Что такое описание?
2) Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
3) В текстах какого стиля чаще всего встречается описание?
4) Какие предметы можно описать?
2. Практическая часть. Работа с текстом (см. Приложение)
— Назовите тип вашего текста. Почему вы так решили? Какие предметы у вас описаны?
Изучение нового материала.
— А знаете ли вы, что можно описывать и одежду? Сегодня мы научимся это делать.
Задание:
— За 1 минуту мальчики запишут детали мужской одежды, а девочки — детали женской одежды. Что же у вас получилось?
Словарная работа:
— Каким одним словом можно назвать всю одежду человека? (слайд 3)
Запишите в тетрадь значение этого слова. Какой же гардероб был у наших предков? Чтобы это узнать, нам нужно посетить первый зал нашего музея, который называется «Русская национальная одежда».
Первый зал “Русская национальная одежда” (слайды 4-9)
Учитель:
Основу старинного женского костюма составляла рубаха с длинными рукавами из домотканого холста – льняного или конопляного, в основном белого цвета. Она служила нательной и одновременно выходной одеждой. Ворот – круглый, присборённый. Праздничные рубахи украшались вышивкой, в основном красного цвета.
Поверх рубахи молодые девушки и девочки носили сарафан, который являлся их гордостью. Для его пошива использовалась разнообразная ткань – домотканая тёмно- синего или красного цвета, шёлк, лён.
Женщины поверх рубахи надевали понёву. Она представляла собой подобие юбки и шилась из шерстяной домотканины в крупную клетку. Чаще всего цвет поневы был синим или красным.
В некоторых местах носили не понёву, а юбку, которая была сшита из ткани в полоску или клетку. Были и юбки из белого холста («подол»), которые надевали под понёву или шерстяную юбку.
Поверх рубахи с понёвой или юбкой надевали передник.
На груди разрез треугольной формы. По сторонам центрального полотнища вшивали по три полосы ткани различных цветов. Края рукавов и подола также украшались полосками. Грудь украшалась прямоугольной аппликацией или тесьмой.
Пояс — обязательная часть женской одежды. Это оберег, окружавший хозяйку от недобрых сил. Он был неширокий, но длинный (до трёх метров).
Головными уборами были кокошник или платок.
Русский крестьянин носил рубаху и штаны (портки). Рубаха была сшита из двух кусков домотканой ткани. Рубахи носили поверх штанов, на выпуск. У пожилых мужчин они доходили до колен, а молодые парни носили более короткие. Рубаху подпоясывали поясом или кушаком.
Штаны шили из белого или синего в белую полоску холста. Верх либо собирали на шнурок, либо обшивался пояском и застёгивался на медную пуговицу.
Работа в группах:
— Перед вами национальные костюмы. Опишите их, используя названия русской национальной одежды (слайд 10)
Учитель:
— А знаете ли вы, что во многих произведениях авторы тоже прибегают к описанию одежды героев. Если вы узнаете героя по его описанию, то мы с вами побываем во втором зале музея, который называется «Одежда в литературе» (слайд 11)
1) Этому литературному герою папа вырезал из бумаги курточку коричневого цвета и ярко-зелёные штанишки. На голове он носил шапочку- колпачок с кисточкой, сделанной из старого носка (слайд 12)
2) Этот герой носил белый костюм с очень длинными, до колен, рукавами. На груди – большие пуговицы (слайд 13)
3) Обычно он носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки, оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу
(слайд 14)
4) Обычно дома она ходила в стареньком платьице, но на бал отправилась в наряде из золотой парчи, богато расшитой драгоценными камнями и в хрустальных туфельках (слайд 15)
5) Эта девочка ходила одна через лес к бабушке (слайд 16)
Учитель:
— Красивые костюмы, не так ли? А ведь вы иногда на праздники одеваетесь точь-в-точь, как эти герои. Когда это происходит? Как называются такие костюмы? И сейчас мы с вами посетим третий зал нашего музея «Карнавальный костюм».
Угадайте, костюмы каких персонажей здесь изображены? ( слайд 17)
Работа с текстом.
Пал Палыч выбрал мне костюм клоуна.
Вот это был костюм!
Колпак- весь в серебряных звёздах!
Штаны- все в клетку, как будто шахматы.
И ещё куртка в красных кругах.
И жабо! У меня просто дух захватило, когда я жабо увидел. Вот это я понимаю — жабо! Хоть сейчас прямо в цирк выступать!
— Рассмотрите костюм нашего клоуна (слайд 18) Чем он отличается от костюма, описанного в тексте? Измените в тексте описание некоторых элементов одежды, чтобы получился костюм клоуна, изображённого на экране.
Учитель:
-А в каком из двух костюмов клоуна вы пошли бы на праздник?
А в какой одежде вам хотелось бы ходить в школу, отдыхать, заниматься спортом, ходить на дискотеки? Сегодня мы это узнаем.
Вам было дано опережающее задание: нарисовать проект-модель современной одежды. Чтобы увидеть эту одежду, нам надо посетить четвёртый зал «Современная одежда», который вы создали сами (слайд 19)
Защита проектов.
1 группа: Спортивная одежда ( слайд 20)
2 группа: Одежда для отдыха (слайд 21)
3 группа: Школьная форма (слайд 22)
4 группа: Платье для бала, дискотеки (слайд 23)
VI. ИТОГИ УРОКА.
— Итак, мы с вами завершили экскурсию в музей одежды. Вы все очень хорошо поработали.
— Что нового вы узнали сегодня? Чему научились?
— Было ли вам интересно?
— Прошу тех, кому понравился урок, нарисовать в тетради солнышко.
Домашнее задание.
На «3»: Опишите любой предмет детской одежды.
На «4» и «5»: Напишите сочинение-описание школьной формы современного школьника.
Приложение.
Текст №1.
Липовые яблоки были крупные и прозрачно- жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В.Солоухину)
— Определите тип речи.
— Найдите сравнение?
Текст №2.
В кустах расцвёл красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чём-то думал.
(Ю. Куранов)
— Определите тип речи.
— На что похож цветок?
Текст №3.
Матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.
В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой — соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.
(К. Паустовский)
— Определите тип речи.
— Найдите сравнения.
Текст №4.
Мамина ваза стоит в буфете на самом видном месте. Это настоящая фарфоровая ваза. Она хрупкая, красивая, гладкая, с нежной синей росписью на белом фоне. Цветы и листья незабудок искусно переплетены, образуя орнамент. Внимательно разглядывая вазу, можно увидеть разнообразные оттенки, напоминающие синеву и голубизну океана. Ваза выглядит очень нарядно и празднично.
— Определите тип речи.
— Какие оттенки цвета использует автор для описания матрёшки?
Использованная литература.
1. В.И.Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик Развитие речи: теория и практика обучения.- Москва, 1994, 189 с.
2. Е.И.Никитина Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл сред. Шк. – М.: Просвещение, 2010 – 192 с.
3. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М – М., 2011
Использованные Интернет-ресурсы
1. https://ricolor.org/history/hr/byt/dress/
2. https://festival.1september.ru/articles/512887/