Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Зри в корень!»
Обобщение и закрепление изученного по теме
«Правописание гласных в корне слова»
(по УМК Г.Г.Граник «Русский язык. 5 класс»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Дмитриева Светлана Георгиевна
Тема урока «Зри в корень!»
(Обобщение и закрепление изученного по теме «Правописание гласных в корне слова» ).
Цели урока:
Обучающие: повторение и закрепление основных тем раздела «Смотри в корень!», развитие творческих способностей учащихся, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
Воспитательные:
воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету,
воспитывать ответственность за выполненную работу.
Развивающие:
развивать логическое мышление;
формировать навыки само и взаимооценки.
Средства обучения:
-дидактический материал ( языковые понятия и термины, тексты, раздаточный материал, учебник)
— выставка словарей
— технические средства ( компьютеры, проектор, экран).
Форма урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Тип урока: комплексный.
Методы обучения:
— теоретические
— теорико-практические
— методы контроля
— методы проверки домашнего задания
— инновационные методы.
Дома ученики по словарю определяют значение слов: корень, душа.
Язык есть вековой труд целого поколения.
В.И.Даль
Ум – око души, но не сила ее, сила души – в сердце.
Вовенарг
ХОД УРОКА
1 .Вступительное слово учителя.
Представьте себе красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение существовать не сможет? Конечно же, без корня.
Заглянем в словарь В Даля:
Корень – 1) часть растения;
2) основа, суть, источник;
3) начало, происхождение;
4) часть слова.
Без корней не может жить растение, человек без «корней», без семьи, без родовой памяти не выживет в мире.
Слова тоже имеют свое начало. Это корень. Что такое корень слова?
Ученик: корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение.
Учитель: корень может нам рассказать историю слова, историю его семьи. И прав был Козьма Прутков, обращаясь к нам: «Зри в корень!»
Этими словами я хочу озаглавить тему нашего урока. Знакомство с целями урока.
Научишься правильно находить корень слова – научишься грамотно писать, применять правила правописания.
2. Чтение сказки М. Скребцовой «Цветок кактуса». Работа с текстом.
— Определите тему сказки.
— Определите тип речи. (Повествование с элементами рассуждения).
— Почему?
— Определите основную мысль текста. ( Главное в человеке, в живом существе – это красота души. Красота души может проявляться во всех и во всем. Даже в цветке кактуса.)
Как важно увидеть душу, ощутить счастье, для этого не обязательно говорить, а главное чувствовать.
3. Практическая часть.
Задание 1
Выписать предложение из текста под №1. Расставить пропущенные знаки препинания.
Они не молчат… Если безмолвствует их язык то говорят их глаза сердце и душа говорили кактусу звезды.
«Да, они не молчат… Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», — говорили кактусу звезды.
— Расставить знаки препинания.
— Составить схему предложения.
— Подчеркнуть ошибкоопасные места.
— Каким правилом мы должны руководствоваться при написании гласных в корне слова, стоящих в слабой позиции ?
(Главное фонемное правило, 80%. Схема.)
Давайте вспомним ГФП.
( слайд – правило)
— Что мы будем делать, если правописание слова не подчиняется ГФП?
(Смотрим относится ли корень к корням с чередующимися гласными. )
— Если нет?
( Правописание слова следует запомнить или обратиться к орфографическому словарю.
Информация об орфографическом словаре.
Последний академический «Русский орфографический словарь» издан в 1999 году. Словарь подготовлен в секторе орфографии и орфоэпии Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Он содержит 160 тысяч словарных единиц
Задание 2
Итак, наша задача – видеть в слове его главную часть – корень, и тогда слово станет нам понятным, и мы сможем написать его грамотно. А слово, как человек , отплатит нам благодарностью за то, что мы всмотрелись в него и попытались понять его душу.
— Определите значение слова «душа».
Душа – внутренний, психологический мир человека. (В.Даль) – дети дома работают со словарем.
Этимологический словарь: Душа – общеславянское слово, образованное от той же основы, что и ДУХ.
ДУХ – имеет тот же корень, что глаголы ДОХНУТЬ, ДЫШАТЬ.
— Чего не могла терпеть душа кактуса? (см. предложение №2)
Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце.
— Что вы можете сказать о правописании слова ХОЛОДНОСТЬ?
Полногласные и неполногласные сочетания — это 1-ый блок.
Есть в тексте еще слово с полногласным и неполногласным сочетанием. Какое? БЛАГОУХАНИЕ
Этимологический словарь: БЛАГО («добро, счастье»)– существительное возникло на основе прилагательного среднего рода БЛАГО – «хорошо». Исконно русская форма слова имела вид БОЛОГО и сохранилась лишь в названии города Бологое.
Работа со слайдом.
Задание 3
Выписать из текста слова с пропущенными буквами (они подчеркнуты), объяснить их правописание.
Рассказать правила. Работа со слайдами.
Озарялись — блок с запоминанием всего корня
росли, вырастали — влияние последующего согласного звука
замирали, полагалась, прикоснулись — влияние суффикса –А-.
Задание 4 Магический квадрат
Учитель диктует по одному слову, ученик вписывает в клеточку только чередующуюся гласную букву. Затем соединяет все буквы И и получают одну большую букву И.
СЛОВА:
2. приберу
| 3. отпереть
| 4. натирать | |
5. расстилает
| 6. блестящий
| 7. поднимать
| 8. зажигать
|
9. отмирают
| 10. блистать | 11. взберешься | 12. взбираться |
13. начинать | 14. расстелю | 15. уберет | 16. выпирает |
2 | 3 | 4 | |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
Задание 5
О правописании каком еще блоке корней мы не вспомнили? Расскажите правило.
( Написание безударной гласной связано со значением слова)
Задание 6
В каждом правиле есть слова-исключения. Давайте их вспомним и решим кроссворд. Сами оцениваем свой результат. Ключевое слово — отлично.( Работа с магнитной доской)
КРОССВОРД
Человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Предметы, принадлежности какого-н. обихода.
Отдельная область деятельности, науки, производства.
Соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое
Быстрое движение прыжком.
Ровная, без высоких холмов земная поверхность, а также (спец.) участок дна моря или океана без резких колебаний высот.
Спортсмен, занимающийся плаванием, а также вообще тот, кто плывет, плавает.
|
| 1 р | о | с | т | о | в | щ | и | к | |
|
|
|
|
|
| 2 у | т | в | а | р | ь |
|
| 3 о | т | р | а | с | л | ь |
|
|
|
4 с | о | ч | е | т | а | н | и | е |
|
|
|
|
|
|
| 5 с | к | а | ч | о | к |
|
|
|
|
|
| 6 р | а | в | н | и | н | а |
|
|
|
|
|
| 7 п | л | о | в | е | ц |
|
Задание 7
О красоте души, о доброте, внимательности, чуткости говорится и в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок». С произведением мы знакомились на уроке литературы. В тексте употреблены слова, правописание которых мы рассматриваем сегодня на уроке. Запишем словарный диктант.
(Один ученик у доски)
Трава не росла, семена умирали, семечко стало расти, поднимал листья, сторожил росу (не подчиняется правилу) и собирал, вырастил, луч касался, расти, зарос травами, вырос новый цветок, безмолвный голос.
Задание 8
«Украшаем кактус»
• Чем цветок кактуса отличается от других цветов?
• Какой характер был у кактуса из сказки?
• Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса?
Назовите черты характера кактуса.
Какие качества характеризуют красоту души?
Педагог рисует на доске большой кактус и просит детей перечислить качества кактуса из сказки. Каждое новое качество дарит кактусу цветок. В результате игры на доске рождается кактус с волшебными цветами доброты, любви, красоты, чуткости и др. качествами.
Помните: «Ум – око души, но не сила ее, сила души – в сердце». (Вовенарг)
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему « Загляни в собственную душу» (Плиний Младший)
Список использованной литературы
1. Гранин Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н.Русский язык.5 класс – М.:Мнемозина,2012
2. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Цитадель — Москва, 1998 г.
3. Лопатина А., Скребцова М. Книги проекта «Добрые сказки» — Амрита-Русь, 2008 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно информационный портал «Русский язык» https://www.gramota.ru
2. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка https://yamal.org/ook/