Конспект урока по теме «Наклонение глагола. Повелительное наклонение» 6 класс

МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Исилькульского района Омской области












Конспект урока по русскому языку в 6 классе

«Наклонение глагола. Повелительное наклонение»












подготовила учитель русского языка

и литературы

Игнатенко Елена Борисовна










с. Украинка

2012

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Обучающие: уметь находить в тексте глаголы, определять их наклонение, развивать навыки правописания глаголов в различных наклонениях.

  2. Развивающие: развивать речевую культуру, формировать умения высказывать свои мысли связно и логично.

  3. Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, его значению; прививать любовь к родному языку.


1.Организационный момент (приветствие и организация класса).

-« Здравствуйте,»- скажем руками.

-« Здравствуйте,»- скажем глазами.

-« Здравствуйте,»- скажем словами.


2.Определение темы урока учащимися.

Игра «3- лишнее»

Задание классу устно:

1)Разберите слова по составу: напишете, напишите, полюбите.

2)Найдите лишнее слово.

3)Объясните свой выбор.

-Чем на уроке мы будем заниматься?

-Сформулируйте тему урока.


3.Цель урока: уметь находить в тексте глаголы, определять их наклонение, развивать навыки правописания глаголов в различных наклонениях.


4.Итак, чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

Оформление тетрадей.


5.Проверка домашнего задания:

На доске составить логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме «Повелительное наклонение».

-Рассказать теоретический материал по данной цепочке.


-Сочинение-миниатюра на тему «Прекраснейшая музыка души – доброта»

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.


6.Повторение:

1)Индивидуальные задания для учащихся со слабой мотивацией (карточки «Выполняй по образцу»)


-Выпишите глаголы, обозначая спряжение по образцу: бор..тся – бороться (на -оть – 1спр.).


Карточка № 1.

1.Не тот стрелок, кто стреля..т, а тот, кто попада..т. 2.Смелый побежда..т, трус погиба..т. 3.Солдатское братство рожда..тся в бою. 4.Кто робе..т, того бьют. 5.Труд всё побежда..т. 6.Золотые руки на серебро не куп..шь. 7.За двумя зайцами погон..шься – ни одного не пойма..шь.


Карточка № 2.

1.Чего в других не люб..шь, того и сам не делай. 2.Весною час упуст..шь – годом не наверста..шь. 3.Учёный идёт, а неучёный спотыка..тся. 4.Книга в счастье украша..т, а в несчастье утеша..т. 5.Знайка всё с полуслова понима..т, а незнайка всё только рот разева..т. 6.Хлеб пита..т тело, а книга пита..т разум. 7.Наука в лес не ведёт, а из лесу вывод..т.


2)Синтаксический разбор предложения:

Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним ум..рает.

-Как называется орфограмма? (чередующаяся гласная в корне слова)

-Определите наклонение глаголов (изъявительное)


3)Тест:

-Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих глаголов:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


1.Пиш..т е

2.Держ..тся и

3.Кол..т е

4.Слыш..т и

5.Смотр..т и

6.Ищ..т е

7.Се..т е

8.Стел..т е

9.Обид..т и

10.Вид..т и


-Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете? (хотеть, бежать, есть, дать)

-Почему они так называются?


4)Занимательная лингвистика

— Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, краб? (Лей, лён, фол, ток, парк.)

-Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоны – одинаково звучащие слова.)


5)Работа с классом (повторение словарных слов, изученных в разделе «Морфология»).

Лексический (предупредительный) диктант.

-Записать слово, угадав его по лексическому значению.

Кто первый поднимет руку, тот называет и проговаривает слово.

-Подчеркнуть самостоятельно те буквы, которые надо запомнить, поставить ударение.

1.Описание жизни (биография)

-Можно ли сказать «биография жизни»?

2.Научное описание книг, статей, подборка названий книг (библиография)

3.Любовь к Родине (патриотизм)

4.Уважительное отношение друг к другу, терпимость (толерантность)

5.Научное справочное пособие в форме словаря (энциклопедия)

6.Предприятие, где производится набор и печатание изданий (типография)

7.Систематизированное собрание каких-нибудь предметов (коллекция)

8.Большое помещение при входе в общественное здание (дворец, музей, театр) (вестибюль)

9.Украшение в виде узора, представляющее собой сочетание геометрических, растительных элементов (орнамент)

10.Высшее или среднее учебное заведение, научное учреждение в Англии, США и других странах (часто входит в состав университетов) (колледж)


-Как называется наука, которая изучает правильное произношение слов?

Ударение? (орфоэпия)


7.Проверка заданий, выполненных на доске.

Оценки, комментарий.


8.Работа с сигнальными карточками.

Опрос:

— Какие наклонения глаголов вы знаете? (изъявительное, условное, повелительное)

-Что обозначают глаголы изъявительного наклонения?

-Условного наклонения?

-Повелительного наклонения?

-Перед вами лежат сигнальные карточки И У П:

И-изъявительное, У-условное, П-повелительное

-Найти глаголы, определить их наклонение


1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы. (Изъявительное)

2.Я сыграл бы на рояле, коль умел бы. (Условное)

3.Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.

(Условное)

4.Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо. (Повелительное)

5.Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы. (Изъявительное)

6.Вытрите пыль с письменного стола. (Повелительное)

7.Пожар снежком не погасишь. (Изъявительное)

8.На печи не храбрись, а на поле не трусь. (Повелительное)

9.Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет? (Условное)



9.Творческое задание.

«Одну минуту на ответ»

-Составьте слово из разных морфем данных слов:

«От глагола написать возьмите приставку, от существительного поклон-корень, от существительного объявление-суффикс, от существительного солнце-окончание» (наклонение)

-Произведите морфемный разбор.



10.Работа в парах.

-Продолжаем развивать навыки правописания глаголов в различных наклонениях.

-ите или -ете?

-В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких — -ете?

Задание: (конверты с разрезными предложениями)

-Составить предложение из отдельных слов, записать, найти глагол, определить наклонение, вставить пропущенную букву, объяснить.


Конверт № 1.

Нежности, чувство, милой, к, любовь, природе, северной, к, выраз..те, земле.

(Выразите чувство нежности к природе, любовь к милой северной земле.)


Конверт № 2.

Электроприборы, выключ..те, грозы, все, приближении, при, приборы.

(При приближении грозы выключите все электроприборы.)


Конверт № 3.

Картине, если, буд..те, напиш..те, вы, сочинение, по, использовать, опорные, и, слова, упражнения, данного, словосочетания.

(Вы напишете сочинение по картине, если будете использовать опорные слова и словосочетания данного упражнения.)



Конверт № 4.

Взглядом, что, формат, удлинённый, выбер..те, картины, для, чтобы, изобразить, можно, то, охватить.

(Выберите для картины удлинённый формат, чтобы изобразить то, что можно охватить взглядом.)


Проверка выполненного задания.

-Поднимите руки, у кого получилось предложение с глаголом повелительного наклонения?

-Прочитайте предложение, объясните орфограмму.

-У кого получилось предложение с глаголом изъявительного наклонения?

-Прочитайте предложение, объясните, от чего зависит гласная в окончании данных глаголов.


11.Групповое задание (группа из 4 человек)

Игра «4-лишнее» (карточки)

-Найти 4-лишнее, доказать.


Карточка № 1.

1.Запряч.. (подарок)

2.Познаком.. (с сестрой)

3.Ляг.. (на диван) +

4.Обеспеч..те (явку)


Карточка № 2.

1.Взять пилу

2.Принести дров

3.Заниматься воспитанием +

4.Не распилил досок


Карточка № 3.

1.Гордитесь друзьями +

2.Чувствуешь усталость

3.Видел картину

4.Выучишь уроки


12.Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

Словарная работа: ровесник, сверстник.

-Объясните лексическое значение слов? ( Ровесник – ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах небесный, чудеса, словесник. Сверстник – «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова – верстать, верстак.)


-Составьте с одним из них распространённое предложение.


13.Итог урока.

Рефлексия.

-Чему научились?

-Что повторили?

-В каких случаях в глаголах пишется –ите, а в каких –ете?


14.Домашнее задание:

Подготовиться к диктанту: параграфы 80-85, повторить словарные слова, орфограммы.

Для слабых – упр.429.

Для сильных – составить рекомендации с использованием глаголов повелительного наклонения. Темы: «Как готовиться к походу?» «Как разжечь костёр?» «Как организовать привал?» «Как поставить палатку?» (использовать энциклопедические словари)





Литература:

1.Учебник «Русский язык .6 класс». Под редакцией С. Г. Бархударова.

Москва «Просвещение», 2010.

2.Н.В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс». Москва «Вако», 2010.

3.Л. А. Кулюкина, А. А. Позднякова «Дидактические материалы по русскому языку.6 класс». Москва «Экзамен», 2009.

4.Е. М. Сергеева «Тесты по русскому языку. 6 класс». Москва «Экзамен», 2011.





Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Эмоции человека"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: