| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 30» города Прокопьевска Кемеровской области
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Урок-игра «Звездные войны» — по теме «Повторение. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
учитель русского языка и литературы первой категории Шишкина Анжелика Николаевна г. Прокопьевск 2013год
|
|
|
Введение
Что представляет собой игра в жизни человека?
Особенность игры — подчинять поведение условным правилам. Игра учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Это значит, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Лучший способ организовать внимание ребенка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у него не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться.
Следовательно, игра – это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Цель урока: систематизация знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи».
Задачи урока: – развивать пунктуационные, орфографические и речевые
навыки,
— совершенствовать умения правильной постановки знаков
препинания в простом и сложном предложении,
выполнять синтаксический разбор предложения;
– развивать память (зрительную, слуховую), внимание и
образное мышление детей;
— воспитывать интерес и любовь к русскому языку; чувства
уважения друг к другу; развивать творческие способности и
познавательный интерес; воспитывать уверенность в себе и
умения быстро сосредоточиться на главном.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок – игра: развитие воображения и
творческих способностей учащихся.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), таблицы
иллюстрации-жетоны к конкурсам.
Ход урока
1. «Сегодня у нас урок-игра. Мы должны решить очень важную задачу – освобождение жителей планеты «Синтаксис». Ребята, что вы знаете о синтаксисе?
— Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучают словосочетание и предложение, правила их построения.
Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет называться?…. Другая….
Итак, мы отправляемся в путешествие в космос к звездам. Только звезд на небе. Для того, чтобы на вашем небе загорелась звезда, её необходимо заработать. В этом нам поможет первый конкурс –
«Разминка» (по поднятой руке, кто ответит первым):
— Дайте определение словосочетанию (Это два или несколько слов, связанных между собою по смыслу и грамматически).
— Что называют грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое).
— На какие виды делятся предложения по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные, вопросительные).
— Что называют сказуемым? (Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак, отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? кто он такой?).
— Какие второстепенные члены предложения вам известны? (Определение, дополнение, обстоятельство).
— Какие виды предложений по интонации вы знаете? (Восклицательные, невосклицательные).
— На какие вопросы отвечает второстепенный член предложения определение? (Какой? какая? ? какие? чей? чья? чье? чьи?).
— Дайте определение подлежащему (Это главный член предложения, который называет предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
— На какие виды делятся предложения по второстепенным членам? (Распространенные, нераспространенные).
— Какие три вида знаков препинания вам известны? (Завершающие, разделительные, выделительные).
Итак, мы готовы к полету. Отправляемся в путь. И на пути нам встречается первое препятствие —
Ребус. (Словосочетание)
Команды должны отгадать этот ребус на скорость. Вам дано слово. Кто быстрее выполнит задание – тому и звезда.
Ребята, как вы знаете путешествие не бывает без приключений. Недаром наша игра называется «Звездные войны». Я предлагаю вам сыграть в «Звездный бой». Команда располагает свом корабли с заданиями на игровом поле. Противник стреляет по игровому полю и должна вскрыть все 5 его звездных кораблей, выполнив при этом задание.
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
а | б | в | г | д | е | ж | з | |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | ☺ | |
3 | | ☺ | | | | | | |
4 | | | | ☺ | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | ☺ | |
7 | ☺ |
| | | | | | |
Задания:
Найдите грамматическую основу предложения: Я вышел из палатки и отправился к реке. (я вышел)
Расставьте знаки препинания в предложении, объясните их постановку: Но тут прилетела маленькая синичка села на молодую березу и весело защебетала. (однородные сказуемые: прилетела, села, защебетала)
Выделите из предложения словосочетание, разберите его: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Расставьте знаки препинания в предложении, объясните их постановку: Ученье свет а неученье тьма. (тире между подлежащим и сказуемым, сложное предложение)
Найдите в предложении дополнение, задайте к нему вопрос: Свежий ветерок играет зелеными листочками. ( играет (чем?) листочками)
Расставьте знаки препинания в предложении, объясните их постановку: На смелого собака лает а трусливого кусает. (однородные сказуемые лает и кусает)
Найдите в предложении обстоятельство, задайте к нему вопрос: Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (пряли (где?) под окном, пряли (когда?) вечерком)
Расставьте знаки препинания в предложении, объясните их постановку: Маша подай мне синий карандаш. (обращение – Маша)
Найдите в данном предложении обобщающее слово, поставьте в предложении знаки препинания: В тайге водятся хищные животные волки рыси медведи. (животные)
Расставьте знаки препинания в предложении, объясните их постановку: Язык средство передачи мыслей знаний чувств человека. (тире между подлежащим и сказуемым, однородные дополнения)
Мы одержали победу. Но наши корабли сильно пострадали в бою. Их необходимо починить.
«Ремонт».
Из данных слов составьте предложение, соблюдая правила, произведите синтаксический разбор составленного предложения.
Снег, сверкает, утро, ранний, блеск, волшебный (Ранним утром снег сверкает волшебным блеском)
Луна блестит, пруд, лес над за, темный, полная (За темным лесом над прудом блестит полная луна)
Поступило задание «Совершенно секретно». Его должен выполнить самый надежный человек в команде – это капитан.
«Совершенно секретно».
Задание:
Расставьте знаки препинания в предложении, произведите его полный синтаксический анализ, составьте схему предложения.
— Полная луна блестит над прудом и возле берега резвится волна с холодным ручьем.
— Уж за горой дремучею погас вечерний луч едва струей гремучею сверкает жаркий ключ.
Пока капитаны справляются с заданием, мы напишем «Письмо родственникам на Землю», чтобы они не скучали. Используя слова, напишите небольшое письмо домой, в котором вы расскажите о своих приключениях.
Мы отправили ваши письма родственникам, и они прислали вам посылку из дома. Но, к сожалению, все что было в посылке перепуталось. Необходимо разобраться, что же отправили ваши родственники вам.
Следующее задание называется «Овощи в банке».
Перед нами банки с овощами. В каждой банке по пять овощей разного вида. Определите что это за овощи. Составьте из данных слогов слова:
ку-ку-ру-за, ка-пус-та, то-мат, свек-ла, ук-роп
пе-рец, о-гу-рец, тык-ва, бак-ла-жан, го-рох
После трудного пути необходимо подкрепиться!
Подведем итог и каждая команда получит свою награду за спасение нашей планеты от безграмотных инопланетян!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания:
Найдите грамматическую основу предложения:
Я вышел из палатки и отправился к реке.
Расставьте знаки препинания в предложении,
объясните их постановку: Но тут прилетела
маленькая синичка села на молодую березу
и весело защебетала. (однородные сказуемые:
прилетела, села, защебетала)
Выделите из предложения словосочетание,
разберите его: Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку.
Расставьте знаки препинания в предложении,
объясните их постановку: Язык средство
передачи мыслей знаний чувств человека.
Расставьте знаки препинания в предложении,
объясните их постановку: Ученье свет а
неученье тьма.
Найдите в предложении дополнение,
задайте к нему вопрос: Свежий ветерок
играет зелеными листочками.
Расставьте знаки препинания в предложении,
объясните их постановку: На смелого собака
лает а трусливого кусает.
Найдите в предложении обстоятельство,
задайте к нему вопрос: Три девицы под
окном пряли поздно вечерком.
Расставьте знаки препинания в предложении,
объясните их постановку: Маша подай мне
синий карандаш.
Найдите в данном предложении
обобщающее слово, поставьте
в предложении знаки препинания:
В тайге водятся хищные животные
волки рыси медведи.
Найдите грамматическую основу
предложения: Я вышел из палатки
и отправился к реке.
Расставьте знаки препинания в
предложении, объясните их постановку:
Но тут прилетела маленькая синичка
села на молодую березу и весело
защебетала.
Выделите из предложения словосочетание,
разберите его: Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку.
Расставьте знаки препинания в
предложении, объясните их постановку:
Ученье свет а неученье тьма.
Найдите в предложении дополнение,
задайте к нему вопрос: Свежий ветерок
играет зелеными листочками.
Расставьте знаки препинания в
предложении, объясните их постановку:
На смелого собака лает а трусливого
кусает.
Найдите в предложении обстоятельство,
задайте к нему вопрос: Три девицы
под окном пряли поздно вечерком.
Расставьте знаки препинания в
предложении, объясните их постановку:
Маша подай мне синий карандаш.
Найдите в данном предложении
обобщающее слово, поставьте в
предложении знаки препинания:
В тайге водятся хищные животные
волки рыси медведи.
Расставьте знаки препинания в
предложении, объясните их постановку:
Язык средство передачи мыслей
знаний чувств человека.
Снег сверкает утро
ранний блеск
волшебный
Луна блестит
пруд лес над за темный полная
Задание:
Расставьте знаки препинания в предложении, произведите его полный синтаксический анализ, составьте схему предложения.
Полная луна блестит над прудом и возле берега резвится волна с холодным ручьем.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание:
Расставьте знаки препинания в предложении, произведите его полный синтаксический анализ, составьте схему предложения.
Уж за горой дремучею погас вечерний луч едва струей гремучею сверкает жаркий ключ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(для конверта)
«Совершенно секретно».
Кому_____________
Куда_____________
Индекс___________
От кого______________
Откуда______________
Индекс______________
ку ку ру за ка пус та
то мат
свек ла
ук роп
пе рец
о гу рец
тык ва
бак ла жан
го рох
Литература
П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
Львов М.Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. — М., 2007.
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; под ред. М.Т.Баранова.- М.,2001.
Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Е.В.Архипова, М.Т.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; под ред. Р.Б.Сабаткоева.- М., 2007.
Антонова Е.С. Преподавание русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие.- 2007.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб.пособие для студ. пед. вузов.- М., 2004.
Дейкина А. Роль и место учебного предмета «русский язык» в системе развития личности школьника // Русский язык (Приложение к газете «Первое сентября»).- 1999. — № 25.
Капинос В.И.,Сергеева Н.Н.,Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.,1994.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.- М., 1991.
Лингвистическое развитие школьников: Сб.статей.- М.,2009.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пособие для студентов пед.институтов.- М.,1988.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.- М., 2006.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград,.1998.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку.- М.,2004.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллект..авторов; под ред. Н.В.Бордовской.- М.,2010.
Хрестоматия по методике русского языка: Организация учеб.процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя / Авт.-сост. Б.Т.Панов, Л.Б.Яковлева.- М.,1991.
Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учебных заведениях: Пособие для учителя / Авт.сост. В.Ф.Иванова, Б.И.Осипов. – М.,1995.
Хрестоматия по методике русского языка: Рус.яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В.Текучев.- М.,1982.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. – М., 1997.
Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учебное пособие для студентов пед. вузов.- М.,2008.