Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей»
г.Калачинска Омской области
Конспект урока русского языка
«Подготовка к сочинению-рассуждению
по тексту Ю.Яковлева «Багульник»
(ГИА С2.2. 9 класс)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Майер Елена Николаевна
г.Калачинск- 2011
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник» (ГИА С2.2. 9 класс).
Цели:
Образовательные:
— научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;
— научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;
— научить подбирать доказательства, примеры;
Воспитательные:
— на основе текста Ю.Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;
— учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.
Развивающие:
— продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;
— способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.
Использованная технология: технология развития критического мышления.
Приёмы технологии критического мышления: синквейн, таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения, чтение с остановками, 6 шляп критического мышления.
Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся), текст рассказа Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни «Багульник».
Ход урока
I. Стадия вызова.
1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2
1.______________
2. человеческая, разная
3. болит, страдает, радуется
4. есть у каждого человека
5. характер
— Определите первое слово синквейна (душа).
— Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её удивительных свойствах).
— Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?
2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». (Приложение №1).
Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).
3) «Верные – неверные утверждения»: Слайд №3
1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
2. Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.
4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно. (обсуждение)
4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы (что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).
— Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).
— Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №4
5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.
(1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! — раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
— Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»?
(5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №5
(6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.
— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(9)И однажды веник зацвел. Слайд №6 (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! — буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.
— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
— (Звонок) Итак, звенит звонок.
— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, куда?
(24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто…
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.
— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?
(27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся…
(40)- Я болею… не волнуюсь…(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, — после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего… тяну на тройки… только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся… ну мы пошли…ты…болей… не волнуйся…
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.
— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?
(49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…
— Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к «верным – неверным утверждениям»: Слайд №7
1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
2. Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.
4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.
(обсуждение)
1) Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли? — Вспомните, что помогло вам сделать это открытие? — Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?
II. Стадия осмысления.
Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…»
Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить над характером главного героя разными способами, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления».
1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель): Слайд №8
Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. – О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?
2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): Слайд №9
Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?
3 группа – черная шляпа (взыскательный критик): Слайд №10
выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.
— Кем считали Косту в классе? Почему?
— Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»? Как вы относитесь к подобным людям? Почему? Найдите значение этого слова в словарях. Какие из значений подходят к Косте? Почему? (Молчальник – нелюдимый — скрытый — никто не знает, что у него на уме — вызывал раздражение – думают, что плохой — неинтересный человек).
4 группа – желтая шляпа (позитивная): Слайд №11
Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование. Подберите прилагательные — определения к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях? Почему? Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека — милосердный).
5 группа – синяя шляпа (философская): Слайд №125
поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.
1) Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.
2) Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
— Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений. Что общего между этими стихотворениями и рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?
6 группа – зеленая шляпа (творческая): Слайд №13 поиск новых граней в изученном материале.
— Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно соотнести название рассказа с героем? Почему? Предположите, что будет дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.
(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).
2) Работа в группах. Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит запись песни «Багульник»)
3) Выступление групп (по одному представителю).
III. Рефлексия.
1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2). Напомню задание. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…»
2) Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:
Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.
3) Работа над частями сочинения-рассуждения:
1 абзац – все вместе в группе (зачитываем, обсуждаем).
2и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).
4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).
Примерное сочинение уч-ся. (Приложение №2).
2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».
Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.
— Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? — Какие предположения подтвердились? — Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Домашнее задание: доработать сочинение.
Приложение №1. Знаю – Хочу узнать – Узнал.
Что я хочу узнать | Что я узнал | |
|
|
|
Самооценка: |
|
Приложение №2. Примерное сочинение учащихся.
С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…»
В последнем предложении текста Ю.Я.Яковлев сравнивает Косту с веточкой багульника неслучайно. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека. Точно так, как неожиданно расцветает пучок тонких прутиков багульника.
Одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста вызывал неприятные чувства (предложения 2 , 18). Удивление и любопытство появились в отношении к Косте после того, как расцвели веточки багульника (предложения 19, 20).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, учительница сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце. Именно поэтому Женечке оказалось трудно подойти к Косте, наверно, она чувствовала себя виноватой, что не смогла разглядеть душу своего ученика.
Таким образом, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
1. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Русский язык. 9 класс.- М.: Астрель, 2011.
2. uchimcauchitca.blogspot.com› (задание С2.2)
4. lingsoch.ru›articles26-144.html
5. resolventa.ru›data/dgiarus/d101211.pdf
6. www.fipi.ru.
7. ru.wikipedia.org›wiki/Яковлев Яковлев — Википедия
9