Конспект урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник» (ГИА С2.2. 9 класс)

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей»

г.Калачинска Омской области












Конспект урока русского языка

«Подготовка к сочинению-рассуждению

по тексту Ю.Яковлева «Багульник»

(ГИА С2.2. 9 класс)

















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Майер Елена Николаевна



г.Калачинск- 2011

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник» (ГИА С2.2. 9 класс).

Цели:

Образовательные:

— научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;

— научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;

— научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

— на основе текста Ю.Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;

— учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

— продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

— способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.


Использованная технология: технология развития критического мышления.

Приёмы технологии критического мышления: синквейн, таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения, чтение с остановками, 6 шляп критического мышления.

Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся), текст рассказа Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни «Багульник».

Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2

1.______________

2. человеческая, разная

3. болит, страдает, радуется

4. есть у каждого человека

5. характер

— Определите первое слово синквейна (душа).

— Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её удивительных свойствах).

— Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». (Приложение №1).

Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

3) «Верные – неверные утверждения»: Слайд №3

1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

2. Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно. (обсуждение)

4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы (что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).

— Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №4



5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.

(1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! — раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
— Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»?

(5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №5

(6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.

— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(9)И однажды веник зацвел. Слайд №6 (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! — буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.

Свежие документы:  Конспект и презентация к уроку русского языка "Сложные предложения с различными видами связи" 9 класс

— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
— (Звонок) Итак, звенит звонок.

Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, куда?

(24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто…
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.

— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?

(27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся…
(40)- Я болею… не волнуюсь…(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, — после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего… тяну на тройки… только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся… ну мы пошли…ты…болей… не волнуйся…
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.

— Вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?

(49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…

Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к «верным – неверным утверждениям»: Слайд №7

1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

2. Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

(обсуждение)

1) Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли? — Вспомните, что помогло вам сделать это открытие? — Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации"

II. Стадия осмысления.

Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…»  

Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить над характером главного героя разными способами, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления».

1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель): Слайд №8

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. – О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?

2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): Слайд №9

Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?

3 группа – черная шляпа (взыскательный критик): Слайд №10

выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.

— Кем считали Косту в классе? Почему?

— Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»? Как вы относитесь к подобным людям? Почему? Найдите значение этого слова в словарях. Какие из значений подходят к Косте? Почему? (Молчальник – нелюдимый — скрытый — никто не знает, что у него на уме — вызывал раздражение – думают, что плохой — неинтересный человек).

4 группа – желтая шляпа (позитивная): Слайд №11

Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование. Подберите прилагательные — определения к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях? Почему? Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека — милосердный).

5 группа – синяя шляпа (философская): Слайд №125

поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.

1) Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.

В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.

Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.

И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.

Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.

2) Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

— Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений. Что общего между этими стихотворениями и рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?

6 группа – зеленая шляпа (творческая): Слайд №13 поиск новых граней в изученном материале.

— Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно соотнести название рассказа с героем? Почему? Предположите, что будет дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Языковой состав населения. Лексика заимствованных слов"

(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).

2) Работа в группах. Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит запись песни «Багульник»)

3) Выступление групп (по одному представителю).

III. Рефлексия.

1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2). Напомню задание. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…»  

2) Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:

Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.

3) Работа над частями сочинения-рассуждения:

1 абзац – все вместе в группе (зачитываем, обсуждаем).

2и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).

4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).

Примерное сочинение уч-ся. (Приложение №2).

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.

— Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? — Какие предположения подтвердились? — Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?



Домашнее задание: доработать сочинение.




Приложение №1. Знаю – Хочу узнать – Узнал.


Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал






Самооценка:




Приложение №2. Примерное сочинение учащихся.

С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…»  

В последнем предложении текста Ю.Я.Яковлев сравнивает Косту с веточкой багульника неслучайно. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека. Точно так, как неожиданно расцветает пучок тонких прутиков багульника.
Одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста вызывал неприятные чувства (
предложения 2 , 18). Удивление и любопытство появились в отношении к Косте после того, как расцвели веточки багульника (предложения 19, 20).

Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, учительница сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце. Именно поэтому Женечке оказалось трудно подойти к Косте, наверно, она чувствовала себя виноватой, что не смогла разглядеть душу своего ученика.

Таким образом, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.















































Список используемой литературы:

1. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Русский язык. 9 класс.- М.: Астрель, 2011.


2. uchimcauchitca.blogspot.com (задание С2.2)

3. nsportal.ruШколаЛитература…-yuyakovleva-bagulnik


4. lingsoch.ruarticles26-144.html



5. resolventa.rudata/dgiarus/d101211.pdf



6. www.fipi.ru.



7. ru.wikipedia.orgwiki/Яковлев Яковлев — Википедия

9


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: