Автор: Кудряшова Наталья
Анатольевна, учитель
русского языка и литературы
Цели:
повторить теоретический материал, посвященный теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»,
проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.
развивать способности грамотно и быстро определять тип придаточного предложения, верно использовать в письменной и устной речи сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
воспитывать у учащихся интерес русском языке.
Ход урока
Орг. момент
Приветствие учителя:
— Добрый день, ребята. «Как приятно знать, что ты что-то узнал» — говорил английский учёный Генри Бокль, который верил в безграничную силу разума и общественный прогресс. Очень хочется, чтобы сегодняшний урок был для вас приятным временем познания.
Откройте тетради, подпишите число к классная работа.
У доски работают:
_________-– карточка с заданием (начертить схемы сложных предложений) — схемы каких предложений ты начертила?
____________ – карточка с заданием (синтаксический разбор сложносочиненного предложения)
__________ – карточка с заданием (сосчитать количество букв и звуков) – это умение потребуется при выполнении задания А4
Проверка домашнего задания.
Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных, теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными.
Орфографическая пятиминутка.
Кодированный диктант. Я читаю лексическое значение слова, а вы записываете само слово и выделяете орфограмму (у доски ______________)
Вьющееся растение — плющ.
Накидка от дождя — плащ.
Кухонная утварь – нож.
Бывает звездной – ночь.
Доктор иначе – врач.
Маленькое серое животное- мышь.
Озимая культура — рожь.
Дамское украшение – брошь.
Слышится громкий — плач.
С любимым там рай – шалаш.
— __________, расскажи как пишутся сущест. 3скл. , оканчивающиеся на шипящий?
(самопроверка:10 слов –«5», 8 слов – «4», 6 слов- «3»)
Проверка работы у доски.
— ___________, схемы каких предложений ты начертила?
— ______________, с помощью каких групп смысловых союзов соединяются простые предложения в составе сложносочиненного?
— ________________, когда гласные обозначают два звука?
Оценка.
Сообщение темы урока.
— О чем мы говорили на прошлом уроке?
— Сегодня мы с вами продолжим работу по теме “Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными», для этого нам необходимо вспомнить теоретический материал, изученный на предыдущем уроке. В этом нам поможет тестовое задание:
«Правда ли, что…».
Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.
2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.
3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.
4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.
5.В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.
Ответы:
1.да
2.нет
3.да
4.да
5.нет (взаимопроверка: 5 правильно – «5», 4 правильно – «4», 3 – «3»)
— Поднимите руку, у кого все правильно.
Задать вопрос по ошибке
-Как вы думаете, для чего нужно было выучить теоретический материал? (для того чтобы потом применять эти знания на практике).
4.Работа по теме урока. Закрепление изученного о сложноподчиненном предложении с придаточным изъявительным.
Задание: Начертить схемы сложноподчиненных предложений.( у доски _________)
Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала.
Все, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение.
Что написано пером, не вырубишь топором.
— Назови вид придаточных предложений.
— Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
Задание: Придумать сложноподчиненные предложения добавив придаточное изъяснительное. ( устно «по цепочке»)
Читая газеты, я часто думаю…
Он почувствовал, …
Я громко закричал ребятам, чтобы …
Тут старик закричал девочке, чтобы …
Сообщение о том, … , взволновало всех собравшихся.
Я мысленно представляю себе, как …
Я помню, когда … .
Утром я увидел, что … .
— С помощью каких средств соединяются придаточное и главное предложение в сложноподчиненном? (союзы, союзные слова, указ. слова))
Задание: Редактирование предложений. (Работа с картой самоконтроля.)
(слабые ученики). Исправить грамматические ошибки и записать предложения.
1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.
( Учитель сказал, что завтра будет спрашивать меня по всему разделу.)
2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.
( Прохожий спросил, где находится библиотека.)
3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.
(Я хотел узнать, сколько ребят участвуют в спектакле.)
2. (сильные ученики). Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.
1) «Сегодня холодно», — задумчиво произнёс Борис.
(Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.)
2) «Вы будете дома вечером?», — полюбопытствовал мой знакомый.
(Мой знакомый полюбопытствовал, буду ли дома вечером.)
3) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».
(Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.)
— Встретили ли вы трудности при выполнении этого задания?
Задания ГИА ( работа в парах по вариантам)
Ну и, конечно же, мы должны подготовиться к ГИА. Там есть задания, которые касаются СПП. Выполним задания типа ГИА по вариантам.
Вариант 1
В 7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он не воевал, (1) не строил, (2) а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, (3) языки, (4) обычаи разных народов, (5) хотя и не находил у родных понимания. (Притча) (ответ: 5)
В 3. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
— Сын, ты оказался героем. (Притча) (ответ: ты оказался героем)
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении.
— Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, — ответил принц. (Притча ) (ответ – 4)
Вариант 2.
В 7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, (1) а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, (2) где и произошёл бой. Сводному отряду десантников под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина была поставлена задача занять рубеж, (3) чтобы не допустить возможного прорыва боевиков в направлении Дагестана. (По материалам периодической печати) (ответ- 2,3)
В 3. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
А земля становится все шире (Р.Погодин) (ответ: земля становится шире)
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, где и произошёл бой. (По материалам периодической печати)
(ответ – 4)
5.Итоги урока. Рефлексия содержания учебного материала
Если вы согласны с утверждением, то поднимите полоску зеленого цвета, если нет – красного:
1. повторил и закрепил знания, полученные на предыдущих уроках;
2. знаю о СПП с придаточными изъяснительными;
3. могу находить их в тексте;
4. могу самостоятельно построить данные предложения
5. умею чертить схемы предложений,
6. на уроке мне было интересно;
7. я отвечал на уроке устно
8. и я могу сказать словами Г. Бокля «Как приятно знать, что ты что-то узнал».
6. Оценивание работы учеников
Оцените себя по карте самоконтроля.
7. Домашнее задание
1. Подобрать 10 СПП с придаточным изъявительным из художественных произведений
2. выполнить упражнение __________ (по заданию) (на выбор)
Спасибо за работу!!!!
Приложение
Карточка №1
Задание: начертить схемы сложных предложений.
Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
Черная тучи, протянувшись на запад, из-за своих разорванных краев открыла звездное небо, и перевернутый золотой рог месяца красно засветился над горами.
Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.
Стало холодно, подул ветер.
Карточка №2
Задание: сделать синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Мягко картавя, журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха.
Карточка №3
Задание: сосчитать количество букв и звуков.
Мороженое, яблоко, зеленое, подъезд, путешествие.
Задание: Исправить грамматические ошибки и записать предложения.
1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.
2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.
3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.
Задание: Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.
1) «Сегодня холодно», — задумчиво произнёс Борис.
2) «Вы будете дома вечером?», — полюбопытствовал мой знакомый.
3) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».
Вариант 1
В 7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он не воевал, (1) не строил, (2) а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, (3) языки, (4) обычаи разных народов, (5) хотя и не находил у родных понимания. (Притча)
В 3. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
— Сын, ты оказался героем. (Притча)
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении.
— Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, — ответил принц. (Притча)
Вариант 2.
В 7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, (1) а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, (2) где и произошёл бой. Сводному отряду десантников под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина была поставлена задача занять рубеж, (3) чтобы не допустить возможного прорыва боевиков в направлении Дагестана. (По материалам периодической печати)
В 3. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
А земля становится все шире (Р.Погодин)
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, где и произошёл бой. (По материалам периодической печати)
КАРТА САМОКОНТРОЛЯ.
Фамилия, имя _________________________________
«3» | «4» | «5» | |
1. Кодированный диктант. | |||
2. Правда ли, что… | |||
3. Графическое задание. | |||
4. Устная работа «по цепочке» | |||
5. Редактирование предложений | |||
6. Тест по материалам ГИА |
Итоговая оценка:________________
Литература.
Дидактический материал по русскому языку. 9 кл.: разрезные карточки для индивидуальной работы с учащимися / авт.-сост. Н.О.Крамаренко.- Волгоград: Учитель,2007. – 127с
Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 кл. / сост. Газова Е,Ю. и др. – Волгоград: Учитель, 2003.- 96с.
ГИА – 2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ по ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование»»,2013