Конспект урока в 6 классе на тему «Раздельное написание НЕ с деепричастиями»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


















Открытый урок

для учащихся 6 класса

«Раздельное написание «не» с деепричастиями»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Харисова Миннегел Рахимовна













г. Нижнекамск

2012

Раздельное написание «не» с деепричастиями


Цель урока: ознакомление с правилами правописания не с деепричастиями, выработка умений разграничивать основное и добавочное действие, формирование практических навыков находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно писать не с деепричастиями.


Работа по развитию речи: обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему, употреблению деепричастий совершенного и несовершенного вида.


Литература:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеев и др. «Русский язык», учебник, Баласс, М., 2010.

  2. Н. Сорокина, М. Юрьева, «Русский язык. Орфография», часть вторая, НПО «Школа» — издательство Открытый мир, М., 1996.

  3. Г.А. Богданова, «Уроки русского языка», 6 класс, Просвещение, М. 1987.


ХОД УРОКА


  1. Проверка домашнего задания (упражнение № 293).

1. Носясь меж дымных облаков, он любит бури роковые, и пену рек, и шум дубрав.


(повест. невоскл., простое распр. двусост.)


2. Опустивши

– Что эта за часть речи?

– Какие морфологические признаки имеет? (вид) Это признак какой части речи?

– Какие признаки наречия? (не изменяется, нет окончания, является обстоятельством, нет окончания)


  1. Актуализация прежних знаний.

1. Придумать и записать слова с данными значимыми частями.

а

Цель работы — отработка умений различать причастия и деепричастия

) ивши, построивши

ивший построивший

б) авши наградивши

авший наградивший

в) евши улетевши

евший улетевший

2

Цель работы – подготовка к ЕГЭ

. Работа с тестами.

а) Тесты на столах, ответы пишут на листочках.


б) Запись и анализ последнего предложения:

Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

(пунктуация, деепричастный оборот)

– Какое условие должно соблюдаться при построении предложения с деепричастным оборотом? (деепричастие и глагол подчиняются одному лицу)

– Как написано «не» с деепричастие? Правило написания «не» с деепричастиями совпадает с правилом написания «не» с глаголом. Это единственное правило, связанное с изучением деепричастия.

– Проанализируем правописание «не» с разными частями речи (тест №5).


  1. Работа по учебнику.

1. Упражнение 294 по заданию.

– Чем является «не» в первых двух примерах? (частицей)

– А в третьем? (входит в корень)

– Еще какие глаголы с «не» пишутся слитно?

(негодовать – негодуя; неистовствовать – неистовствуя; недоумевать – недоумевая)

2. Упражнение 296 по заданию. С проверкой в классе.

3. Упражнение 297 устно. Указать значения пословиц.


IV. Индивидуальные задания.

  1. Индивидуальная работа по карточке (у доски).

  2. Прослушать текст.

– Пересказать его, дополнить своими мыслями.

– Выписать в два столбика деепричастия сов. вида и несов. вида.

получив не «глотая»

прочитав не пропуская

вникая

продумывая

совершая

закрывая

  1. Словарная работа.

не «глотая»


V. Итог урока.

Ключевые слова:

не с деепричастием

частица

часть корня (входит в корень)

Что такое деепричастие?

монологическая речь


VI. Домашнее задание.

§§ 36 -39

Упражнение № 295 (по заданию)

Оценки за урок.




!!! Вспомнить пословицы, где употребляется «не» с деепричастием.

Не давши слово, крепись, а давши держись.


!!! Записать устойчивые состояния и фразеологические обороты с деепричастием.

Ходить, задрав нос.

По правде говоря.

Сидеть, сложа руки.









Раздаточный Материал


Деепричастие и деепричастный оборот


    1. Найти словосочетания с деепричастием.

А) закутанный в тулуп;

Б) проложенный геологами;

В) укрепил болт;

Г) запер на замок;

Д) вырастив урожай.


    1. Найти словосочетания с деепричастием.

А) выкрашенный краской;

Б) раскачивающихся от ветра;

В) заперев дом;

Г) устроившись на ночлег;

Д) длинные шеи.


    1. Найти предложения с деепричастным оборотом.

А) Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

Б) Из дома вышел человек и направился к машине.

В) Выйдя из дома, человек направился к машине.

Г) Уставшая, она не хотела идти дальше.

Д) Разложив игры, дети сели в кружок.


    1. Найти предложения с деепричастным оборотом.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

Г) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

Д) Много тайн хранят леса, опаленные войной.


  1. Найти предложения с деепричастным оборотом.

А) Мальчик шел и не разбирал дороги.

Б) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

В) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Г) Вдали виднеется не большая, а маленькая речка.

Д) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.


  1. Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй.

Записать предложения, расставить знаки препинания.

  1. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

  2. Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром.

  3. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.









Ответы


  1. Д;

  2. В,Г;

  3. А,В,Д;

  4. А;

  5. В,Д.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Голубь мира»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: