Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана
Марксовского района Саратовской области
План-конспект урока по русскому языку
в 6 классе
« Неопределённые местоимения»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Косырёва Елена Николаевна
п.им.Тельмана
2013-2014 учебный год
Тема: Неопределённые местоимения. (6 класс)
Цели: 1) Ознакомить учащихся с неопределёнными местоимениями; формировать умения правильно употреблять непределённые местоимения в речи.
2) Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках.
3) Воспитывать усидчивость, интерес к предмету.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Форма урока: Урок – путешествие.
Оборудование: учебник, доска, дидактические наглядности ( таблицы), карточки для самостоятельной работы,
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?
Ученики. Мы изучаем тему «Местоимения».
II. Повторение пройденного о местоимении.
Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они не могут отгадать загадки. Давайте поможем им.
|
Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.
— Я ни в чём себе не отказываю, — говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.
— Ха! Да ты посмотри на себя, — возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…
Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?
Ученики. СЕБЯ.
Учитель. Что вы о нём знаете?(оно называются возвратным, т.к.показывает, что действие, совершаемое кем-то, как бы возвращается к действующему лицу. По значению совпадает с суф. –ся некоторых возвратных глаголов. Не имеет лица, рода, числа и им. падежа.
— Какие местоимения указывают на принадлежность ? (притяжательные)
— Почему местоимения «я», «ты» называются личными? (указывают на лицо)
— Какие местоимения помогают задать вопрос?(Кто? Что? Какой? Чей? Который? И др.)
— Каким членом предложения обычно бывают притяжательные местоимения? (определением) А возвратное мест.?( всегда дополнением)
Учитель. К берегу прибило бутылку с запиской. Но некоторые буквы в словах размыла вода. Попробуем восстановить написанное.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Пришло время изучить морское дно.
Учитель. Сегодня мы с вами знакомимся со следующим разрядом местоимений – неопределёнными.
Перед вами стихотворение Ю. Коваля. Прочитайте его выразительно. Ответьте на вопросы.
1.Кто плыл на яхте? (кто-то)
2. О чём кричали чайки? О чём-то)
3. Какие люди встречали его? (Какие-то)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
Какой частью речи являются эти слова? (местоимениями)
Какую атмосферу создают эти местоимения? (атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости)
Сделайте вывод: какие местоимения называются неопределёнными? (С. 161 учебника)
— От каких местоимений образуются НМ? ( от вопросительно-относительных.)
— Как образуются НМ? (приставочным и суффиксальным)
Правописание неопределённых местоимений (с. 162 учебника)
Учитель. Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним его задание.
Работа в парах.
Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
1. Поздно вечером ( кто-то) постучался к нам.
2. На берегу реки росла ( какая-то) пышная зелень.
3. Расскажите ( что-нибудь) о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа (какую-то) книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге ( что-то) черное.
Учитель. Дочь морского царя – прекрасная русалка с необыкновенным голосом – тоже приготовила для нас задание.
Тест
Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
обозначают признак предмета по принадлежности
выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
указывают на того, о ком говорят
Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение
Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (В. Чивилихин)
Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне? (М. Рылъский)
Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (В. Распутин)
Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал. (А. Пушкин)
Какое местоимение пишется раздельно:
Какой (либо)
Кто (то)
Кое (у) кого
Кто (нибудь)
Какое местоимение пишется в одно слово:
(не)кий
кое(с) кем
(кое)какой
скольких(нибудь)
Какое местоимение пишется через дефис:
как(будто)
(не)сколькими
чей(либо)
(подо) мной
В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?
каким-то чудом
кто в лес, кто по дрова
взять себя в руки
только его и видели
Учитель. На дне морском живёт мудрый осьминог. Он поведал нам о том, что у него тоже есть задание для нас.
Расскажите что (нибудь) интересное. |
(Не) которые из нас сразу поняли тему. |
Уже нельзя было что (либо) сделать. |
Мне нужно приобрести (кое) какие книги. |
Учитель. Какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина – это упражнение.
Упражнение 847 выполним по заданию.
Учитель. Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: с. 161-163 выуч. прав., у. 849. Всё верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время.
Учитель. Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?
Выборочное списывание
Выписать местоимения и определить их разряд. Какими членами предложения они являются. Предложение с неопределённым местоимением разберём по членам. ( у доски)
1.В комнате раздались чьи-то шаги.
2. Я не знаю, что он делает.
3. Кто написал поэму « Полтава»?
4. Чувствовал себя хорошо.
Учитель. Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И теперь смело можем причалить к родному берегу.
Рефлексия. Что мы узнали о неопределённых местоимениях?
Используемая литература:
1.Львова С.И. Русский язык. 6 класс, Москва, Издательство «Мнемозина», 2010.
2.Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 6 класс» — М.: Мнемозина, 2010
3.Русский язык. Сценарии уроков. 6 класс. Москва «Первое сентября», 2004.
4.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва «Просвещение», 2006.