Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы


Государственная казенная общеобразовательная школа – интернат «Лицей-интернат «Областной центр образования».









Статья

«Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Казакова Елена Петровна











г. Калуга
2015





Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы.

Среди многих проблем, выдвинутых модернизацией школьного образования , есть такие, которые требуют от учителя новых подходов к их решению, и они тесно связаны с совершенствованием самого учебного процесса, более активным овладением педагогами личностно-ориентированного подхода в организации познавательной деятельности учащихся с разной подготовкой.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

  • выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;

  • способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;

  • предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;

  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;

  • вести индивидуальную работу с каждым ребенком;

  • помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;

  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;

  • побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;

  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

На современном этапе личностно — ориентированное обучение актуально,

так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся,

формировать саморазвивающуюся личность.

Урок является основным элементом образовательного процесса, но в

системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его

функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований,

которым   я   стараюсь   следовать.   На   уроках   важно   создать   атмосферу

доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в

работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение

всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является

оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального

стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных

познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в

развитии   творческих   способностей.   Главным   принципом   личностно-

ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний

на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В   рамках   личностно-ориентированного   обучения,    как   самостоятельные

технологии   можно   выделить   разноуровневое   обучение,   коллективное

взаимообучение,   модульное   обучение,   технологию   проектного   метода,

игровые   и   информационно-коммуникационные   технологии,   технологию

сотрудничества.   В   своей   работе   активно   использую   четыре   основные

технологии   личностно-ориентированного   обучения:   технологию

разноуровневого   обучения,   игровые   технологии,   информационно-

коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской

деятельности.

Технология   уровневой   дифференциации   дает   возможность   учитывать

познавательные   интересы   учащихся,   устранять   перегрузку   программ,

развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать

психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на

довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на

трех   разных   уровнях.

На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей учащихся использую разноуровневые задания с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. Для успешного усвоения нового материала обучаю учащихся схематизации правил. А в конце урока несколько минут отвожу для тестовых заданий.
Разноуровневые задания на уроках русской литературы используются при фронтальной работе с классом. Вначале в обсуждение текста включаются самые слабые учащиеся, которые отвечают на вопросы низкого уровня сложности. Затем к ним присоединяются ученики среднего уровня, для которых ответы на первые вопросы не вызывают затруднений. На заключительном этапе работы с текстом адресую самые сложные вопросы учащимся продвинутого уровня, которые, кроме того, обобщают мнение, высказанные слабыми и средними учениками.
Чтобы пробудить интерес к наблюдениям за художественной структурой стихотворения, выявляя её смысл, необходима разработка дифференцированных учебных заданий различного уровня сложности.
Например, при изучении лирики М.Ю.Лермонтова в 9 классе при работе над стихотворением «Поэт» предлагаю следующие задания

для учащихся минимального уровня литературного развития:
— Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения?
— Почему в стихотворении «Поэт» более половины текста посвящены истории кинжала?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
— Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
— Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека?
Для учащихся высокого уровня литературного развития:
— Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется?
— Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждения?
Продолжая изучение стихотворения Лермонтова «Дума», предлагаю следующие вопросы и задания:
Для учащихся минимального уровня литературного развития:
1. Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
3. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается?
4. В чём упрекает автор своё поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимения «я», а далее «мы»?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
1. Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?
2. Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция?
3. В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
4. Почему в финале поэт называет своё поколение «толпой»?
Для учащихся высокого уровня литературного развития:
1. На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?
2. Как в финале доказываются положения «пролога»?
3. Какой характер придаёт стихотворению его длинный стих (5-6-стопный ямб)?
4. Сопоставьте ритм текста со стихотворением Пушкина «Памятник».

Слабые   учащиеся   могут   использовать   опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме.

Основная цель   уроков   игровой   педагогической   технологии – создание

условий для   проявления   познавательной  активности  учеников.  На мой

взгляд,  наиболее  приемлемая  для реализации таких задач форма урока –

беседа   с   элементами   проблемно-поискового   подхода,   переходящая   в

дискуссию.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать

выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения,

что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт

творческой   деятельности   учащихся.   Ученики   изобретают,   исследуют,

сочиняют,  создают  новый для  себя  образовательный  продукт, а, значит,

развивают  способности  и  реализуют  личностный  творческий потенциал.

Личностно — ориентированная технология позволяет  использовать различные типы уроков: доминирующий тип — урок-диалог, урок-размышление, урок — деловая игра, урок-взаимообучение,урок-презентация, урок-защита проекта и т.д.

Составляя план урока, всегда думаешь, как сделать так, чтобы детям  было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы преподавания русского языка и литературы, активизирующие учебный процесс.  

Нетрадиционные методы, применяемые на уроках:   метод экспрессии; приёмы метода — образные разговоры, написание мини-сочинений. Так, например, на уроках русского языка даю инструкцию: «Почувствуйте себя в лесу. Опишите свои чувства, используя причастия». Так развивается воображение  и творчество подростка через развития фантазии. Метод даёт возможность выражать свои чувства в социально приемлемой манере. Метод проблемного изложения формирует способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.

Изучая литературное произведение,  использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими.

Так, после изучения произведений Чехова в 10 классе, даю задание написать сочинение на тему «Каким я представляю себе красивого человека?»

Читаем написанные работы в классе, разумеется, с разрешения автора. Благодаря им ребята знакомятся с мировоззренческими установками друг друга, на уроке получается живой, заинтересованный разговор. Многие важные выводы делаю для себя и я.

Приведу другой пример. Изучаем роман И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе. Обсуждаем, каков идеал жизни Обломова, каков идеал жизни Штольца. Возникает естественная ситуация обсуждения идеалов современного человека. Задаю вопрос: «А каков ваш идеал жизни?» Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем  предназначении в жизни – вот формула  успеха. 

  Часто мы работаем на уроках в малых группах и парах. Дети учатся слушать других, находить компромисс, выдвигать и обосновывать свою точку зрения. В группах обсуждаем темы прочитанных книг, сопоставляя иллюстрации и тексты, выявляем закономерности в правилах по русскому языку. («Что объединяет слова, написанные на  доске?», «По какому принципу они сгруппированы?» Пусть даже эти открытия незначительны, но они сделаны самими детьми, а то, что обдумано, добыто самостоятельно, обретает особую ценность).  

   Большинство из нас больше запоминают не то, чему нас учат, а то, как нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, КАК он его получил. Одно дело, если эти знания вбиты ценой стресса, если ребёнок сидел на уроке и боялся посмотреть на учителя, потому что у них конфликт или потому что его не признают в классе. И совсем другое, если он учился с удовольствием, если, кроме знаний, он получил положительный эмоциональный заряд. Психологический климат урока — это необходимый элемент личностно-ориентированной технологии.

   Литература по своей сути предмет личностно-ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал отвращение к уроку литературы достаточно просто игнорировать его личность, «проходить» программу так, как удобно, интересно нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это происходит. Как сделать урок литературы личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями, как научить их понимать себя, другого человека — важнейшие вопросы, которые помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников.

При подведении итогов уроков с применением личностно–ориентированной

технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее

результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию.

Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на

уроках. Личностно-ориентированный подход следует использовать в работе с

одаренными детьми в школе.

Конечно, провести личностно — ориентированный урок не так-то просто, а

использовать   основные   идеи   личностно-ориентированного   обучения   на

отдельных этапах урока сможет каждый.

Все ученики разные! Они — отдельные неповторимые мозаинки, которые

составляют   яркий   красивый   мозаичный   рисунок   класса.   Класс   –   это

множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое

особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только

тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.

Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированного обучения.

Список использованной литературы


1. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Дону: Издательство «Учитель», 2003.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4. 7. Юсова Л.В, Разноуровневые задания на уроках русской словесности в 5-9 классах.-«Костанай», 2006.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // https://do.gendocs.ru/docs/index-134699.html

2. Сеть творческих учителей. // www.itn.tu

3. Педсовет.org: интернет-портал для учителей. // https://pedsovet.org/



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Звук (г) и буквы Гг"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: