Государственная казенная общеобразовательная школа – интернат «Лицей-интернат «Областной центр образования».
Статья
«Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Казакова Елена Петровна
г. Калуга
2015
Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы.
Среди многих проблем, выдвинутых модернизацией школьного образования , есть такие, которые требуют от учителя новых подходов к их решению, и они тесно связаны с совершенствованием самого учебного процесса, более активным овладением педагогами личностно-ориентированного подхода в организации познавательной деятельности учащихся с разной подготовкой.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.
Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:
стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.
На современном этапе личностно — ориентированное обучение актуально,
так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся,
формировать саморазвивающуюся личность.
Урок является основным элементом образовательного процесса, но в
системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его
функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований,
которым я стараюсь следовать. На уроках важно создать атмосферу
доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в
работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение
всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является
оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального
стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных
познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в
развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-
ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний
на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
В рамках личностно-ориентированного обучения, как самостоятельные
технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное
взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода,
игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию
сотрудничества. В своей работе активно использую четыре основные
технологии личностно-ориентированного обучения: технологию
разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-
коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской
деятельности.
Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать
познавательные интересы учащихся, устранять перегрузку программ,
развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать
психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на
довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на
На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей учащихся использую разноуровневые задания с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. Для успешного усвоения нового материала обучаю учащихся схематизации правил. А в конце урока несколько минут отвожу для тестовых заданий.
Разноуровневые задания на уроках русской литературы используются при фронтальной работе с классом. Вначале в обсуждение текста включаются самые слабые учащиеся, которые отвечают на вопросы низкого уровня сложности. Затем к ним присоединяются ученики среднего уровня, для которых ответы на первые вопросы не вызывают затруднений. На заключительном этапе работы с текстом адресую самые сложные вопросы учащимся продвинутого уровня, которые, кроме того, обобщают мнение, высказанные слабыми и средними учениками.
Чтобы пробудить интерес к наблюдениям за художественной структурой стихотворения, выявляя её смысл, необходима разработка дифференцированных учебных заданий различного уровня сложности.
Например, при изучении лирики М.Ю.Лермонтова в 9 классе при работе над стихотворением «Поэт» предлагаю следующие задания
для учащихся минимального уровня литературного развития:
— Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения?
— Почему в стихотворении «Поэт» более половины текста посвящены истории кинжала?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
— Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
— Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека?
Для учащихся высокого уровня литературного развития:
— Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется?
— Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждения?
Продолжая изучение стихотворения Лермонтова «Дума», предлагаю следующие вопросы и задания:
Для учащихся минимального уровня литературного развития:
1. Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
3. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается?
4. В чём упрекает автор своё поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимения «я», а далее «мы»?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
1. Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?
2. Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция?
3. В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
4. Почему в финале поэт называет своё поколение «толпой»?
Для учащихся высокого уровня литературного развития:
1. На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?
2. Как в финале доказываются положения «пролога»?
3. Какой характер придаёт стихотворению его длинный стих (5-6-стопный ямб)?
4. Сопоставьте ритм текста со стихотворением Пушкина «Памятник».
Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание
условий для проявления познавательной активности учеников. На мой
взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока –
беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в
дискуссию.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать
выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения,
что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.
Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт
творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют,
сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит,
развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал.
Личностно — ориентированная технология позволяет использовать различные типы уроков: доминирующий тип — урок-диалог, урок-размышление, урок — деловая игра, урок-взаимообучение,урок-презентация, урок-защита проекта и т.д.
Составляя план урока, всегда думаешь, как сделать так, чтобы детям было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы преподавания русского языка и литературы, активизирующие учебный процесс.
Нетрадиционные методы, применяемые на уроках: метод экспрессии; приёмы метода — образные разговоры, написание мини-сочинений. Так, например, на уроках русского языка даю инструкцию: «Почувствуйте себя в лесу. Опишите свои чувства, используя причастия». Так развивается воображение и творчество подростка через развития фантазии. Метод даёт возможность выражать свои чувства в социально приемлемой манере. Метод проблемного изложения формирует способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.
Изучая литературное произведение, использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими.
Так, после изучения произведений Чехова в 10 классе, даю задание написать сочинение на тему «Каким я представляю себе красивого человека?»
Читаем написанные работы в классе, разумеется, с разрешения автора. Благодаря им ребята знакомятся с мировоззренческими установками друг друга, на уроке получается живой, заинтересованный разговор. Многие важные выводы делаю для себя и я.
Приведу другой пример. Изучаем роман И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе. Обсуждаем, каков идеал жизни Обломова, каков идеал жизни Штольца. Возникает естественная ситуация обсуждения идеалов современного человека. Задаю вопрос: «А каков ваш идеал жизни?» Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни – вот формула успеха.
Часто мы работаем на уроках в малых группах и парах. Дети учатся слушать других, находить компромисс, выдвигать и обосновывать свою точку зрения. В группах обсуждаем темы прочитанных книг, сопоставляя иллюстрации и тексты, выявляем закономерности в правилах по русскому языку. («Что объединяет слова, написанные на доске?», «По какому принципу они сгруппированы?» Пусть даже эти открытия незначительны, но они сделаны самими детьми, а то, что обдумано, добыто самостоятельно, обретает особую ценность).
Большинство из нас больше запоминают не то, чему нас учат, а то, как нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, КАК он его получил. Одно дело, если эти знания вбиты ценой стресса, если ребёнок сидел на уроке и боялся посмотреть на учителя, потому что у них конфликт или потому что его не признают в классе. И совсем другое, если он учился с удовольствием, если, кроме знаний, он получил положительный эмоциональный заряд. Психологический климат урока — это необходимый элемент личностно-ориентированной технологии.
Литература по своей сути предмет личностно-ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал отвращение к уроку литературы достаточно просто игнорировать его личность, «проходить» программу так, как удобно, интересно нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это происходит. Как сделать урок литературы личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями, как научить их понимать себя, другого человека — важнейшие вопросы, которые помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников.
При подведении итогов уроков с применением личностно–ориентированной
технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее
результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на
уроках. Личностно-ориентированный подход следует использовать в работе с
одаренными детьми в школе.
Конечно, провести личностно — ориентированный урок не так-то просто, а
использовать основные идеи личностно-ориентированного обучения на
отдельных этапах урока сможет каждый.
Все ученики разные! Они — отдельные неповторимые мозаинки, которые
составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это
множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое
особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только
тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.
Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированного обучения.
Список использованной литературы
1. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Дону: Издательство «Учитель», 2003.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4. 7. Юсова Л.В, Разноуровневые задания на уроках русской словесности в 5-9 классах.-«Костанай», 2006.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // https://do.gendocs.ru/docs/index-134699.html
2. Сеть творческих учителей. // www.it—n.tu
3. Педсовет.org: интернет-портал для учителей. // https://pedsovet.org/