МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока русского языка
в 5 классе
«Тире в простом предложении»
(по системе Л.В.Занкова)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Харитонова Наталья Сергеевна
п.г.т.Апастово, 2012 г.
Тема: Тире в простом предложении
Цели:
актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении;
актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»;
развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом;
воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.
Оборудование:
1. Толковый и орфографический словари русского языка.
2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика).
3. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2004 г.
4. Сигнальные карточки «Светофор».
План урока:
Организационный момент
— Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь.
Проверка домашнего задания
— На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..?
— Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»).
— Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор.
( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.)
— Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:
Словарная работа | Тест | |
|
|
|
Примечание: 5-солнышко, 4-солнышко с облаком, 3-облако, 2-грозовая туча
Словарная работа
— 2-я остановка «Словесная разминка»
а) Орфоэпическая:
Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.
— Поставьте ударение.
— Назовите возвратные глаголы.
— Какие глаголы не употребляются без приставки?
— Придумайте и задайте ребятам свой вопрос.
Б) Орфографическая: (Работа с сигнальными карточками «Светофор»: каждой букве соответствует определенный цвет)
Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.
— Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист.
– Итак, мы с вами стоим у ворот в Страну Предложения. Перед нами еще одна интересная преграда, которую нужно преодолеть, и тогда ворота откроются, мы войдем и сделаем новые открытия…
— А сейчас нам предстоит вспомнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и выполнить тест. (Актуализация знаний учащихся о способах выражения главных членов предложения).
5. Самостоятельная работа учащихся с тестом (по вариантам)
(Тест №1 в приложении)
6. Взаимопроверка тестовых работ (ответы на доске)
— Оцените своего товарища и поставьте условный знак в контрольный лист.
7.
— Вот, наконец, ворота Страны Предложения открылись и мы входим… Но вдруг подул сильный ветер… Но он нам не помеха, а всего лишь…
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер, тише, тише, тише.
Деревце все выше, выше.
8.
— А теперь мы на пороге новых открытий… (Работа с учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык» — стр.113)
1) Упр. 212 (Наблюдения за языковым материалом, выводы учащихся, попытки создания собственного правила).
2) Работа с правилом (стр. 113):
— Сопоставление выводов учащихся со сведениями в учебнике.
— Придумывание вопросов к правилу.
3) Домашнее задание: придумать интересные вопросы к правилу или составить тест.
9. Закрепление новых знаний
Работа со стр.114 учебника:
упр. 213;
упр. 214 (Выборочно)
10. Мини-тест (по вариантам)
(Тест №2 в приложении)
11. Итог урока:
— Что было интересным на уроке? Что понравилось?
— Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?
12. Домашнее задание:
1) придумать интересные вопросы к правилу (с.113) или составить тест;
2) с.115 № 2(Разв. речи: описание игры)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест №1
Вариант 1
1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным.
а) Неподвижно стояли деревья…
б) В гости я к тебе
Не один пришел.
в) Нет, не тебя я знаю с детства.
г) Тонким кружевом голубым
Туман обвил виноградный сад.
2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
а) Давно отгремели могучие ливни
б) Две капли брызнули в стекло.
в) Жили у бабуси
Два веселых гуся.
г) И рощи запустелые
Мне глухо шепчут вслед…
3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
а) Белка проворно прыгала с ветки на ветку.
б) Рощи голы.
в) Муж красавицы был
Воевода лихой.
г) Олимпиада по математике прошла успешно.
4. Укажите слова, которые в предложении могут быть сказуемым.
а) льётся;
б) хвойные;
в) решил помочь;
г) в горах.
Вариант 2
1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
а) Я на коне скачу ретивом
И по горам и по полям.
б) И ломается в воздухе свет
Проплывающих звёзд и планет.
в) Ты поведешь меня в сады свои густые.
г) Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
а) Мы с подругой сходили в музей.
б) Здесь тучи смиренно идут подо мной.
в) Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда.
г) Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.
а) И молния вдали от бурных туч сверкала.
б) Как ясен небосклон!
в) А кругом лежит
Степь широкая…
г) Заря чиста, и утро будет ясно.
4. Укажите слова, которые в предложении могут быть подлежащим.
а) в космосе;
б) космонавт;
в) мы с подругой;
г) он.
Тест №2
Вариант 1
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.
а) Осенняя пора прекрасна!
б) Осень пора грибов.
в) Осенние пейзажи радуют душу.
г) В чистом воздухе витают осенние запахи.
Вариант 2.
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
а) Мой отец капитан дальнего плаванья.
б) Сказка мечта человека о прекрасном.
в) Моя мать шьет одежду.
г) Июль макушка лета.
Карточки для индивидуальной дифференцированной работы:
Карточки-информаторы:
инф. — инф. |
числ. — числ. |
инф. — это инф. |
сущ. — инф. |
инф. — сущ. |
Использованная литература:
1. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2004.
2. «Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы, тесты». Якунина А.М. Айрис-Пресс, 2008.
|