Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алаботинская средняя общеобразовательная школа»
Русско — Полянского района Омской области
Методические рекомендации к урокам русского языка в 5 классе под редакцией М. М. Разумовской
«Нравственно — экологическое воспитание на уроках русского языка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Малец Наталья Григорьевна
с. Алабота
2013
В настоящее время вопросы нравственно-экологического воспитания стоят наиболее остро. Современная молодежь стремится пополнить свой интерес любыми другими источниками информации, не касающимися собственного взгляда на проблемы окружающей действительности, частицей которой является он сам. Культура взаимоотношений с природой в нашем обществе еще не выработана до конца. «То, что в природе все взаимосвязано, мы начали понимать только теперь, да и то не каждый, — пишет В.И. Белов. – Нам до сих пор кажется, что природа неисчерпаема. Мы все убеждены, что она вынесет любое наше деяние и сама по себе залечит любую рану. Какое безответственное мироощущение…»
Природа ведь есть дом, в котором мы живем, то место, где все мы, люди, пребываем. Мы должны беречь свое природное жилье, уважать всех, кто в нем живет.
В этом сложном лабиринте проблем большую роль в нравственно-экологическом воспитании играют уроки русского языка.
Природа — источник духовных сил человека. В природных условиях легче создать обучающие ситуации, в которых развиваются не только навыки и умения, но и волевые качества ученика, способность принимать ответственное решение при выборе тех или иных действий по отношению к природе. Русский язык обладает богатым нравственно-экологическим потенциалом, который способствует воспитанию личности, способную удержать в своих руках экологическое будущее своей страны. Для системного осуществления нравственно-экологического воспитания на уроке включаю дополнительный материал, используя по данной теме диктанты, изложения, сочинения, стихотворения, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.
Цель уроков: Воспитание в детях доброго отношения к природе, любовь к родному краю, чувства ответственности за все то, что нарушает экологию.
Предлагаю дополнительный материал к учебнику по русскому языку в 5 классе под редакцией М.М. Разумовской по разным темам.
Один из приемов – это использование поэтических текстов о природе. Содержание работы определяется потенциальными возможностями текстов:
а) упражнений из учебников;
в) специально подобранных материалов с учетом задач экологического воспитания;
г) материалов, составленных самим учителем.
Организация работы должна быть такой, при которой взятый текст не был чужеродным уроку русского языка, а обогащал его своим содержанием и помогал с интересом выполнять учебные задачи. Стихотворения позволяют привлечь внимание к живому миру, связи с человеком. Стихотворение Назара Гельдыева «Зайчонок» насыщенно орфограммами, изучаемыми в 4, 5, 6 классах. На нем можно отработать правописание корней, падежных и личных окончаний, суффиксов после шипящих. Можно отработать пунктуационные правила: различные знаки препинания в конце предложений, запятые при обращении, однородных членах предложения. Его можно использовать при изучении темы: «Сравнительная степень имени прилагательного». Вышеуказанные орфограммы и пунктограммы можно закрепить на примере стихотворения И.Северянина «В парке плакала девочка».
Назар Гельдыев «Зайчонок»
Эй, зайчонок, эй, зайчонок! Разве можно вырасти
Ты пугливее девчонок! В темноте да в сырости?
Вылезай-ка из норы Угощу капусткой
Да беги за мной с горы. Да морковкой хрусткой,
Жить ты будешь во дворе, Яблок дам моченых-
Не в норе, а в конуре. Выходи, зайчонок!
Игорь Северянин «В парке плакала девочка»
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
Подобные стихотворения помогают вызвать такие чувства: нежность, любовь, забота, желание оберегать и помогать. В процессе рассуждений будет складываться позиция гражданина, в которой чувство хозяина земли и чувство ответственности за сохранение природы будут главными.
Стихотворение может быть, и не связано с учебным материалом урока, а использовано как поэтическая пятиминутка. Это для детей приятная неожиданность, а мотивировка может быть разной, вплоть до самой простой: «Мне нравится… Интересно, а вам понравилось?» Зато сохранится эмоциональный подъем или тон доверия, помогающий легче выполнить привычную работу.
Предлагаю ряд подобных текстов, которые можно использовать на уроках русского языка в 5 классе по следующим темам:
Орфограммы в корнях слов.
Виды предложений по цели высказывания.
Прямая речь.
Написание –тся, -ться в глаголах.
Обращение.
Однородные члены предложения.
Наклонения глагола.
Спряжения глагола. Лицо и число глагола.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Правописание чередующихся гласных.
Умело подобранная поэзия более полно и доказательно учит школьников рассуждать на темы экологии, а в процессе рассуждения будет складываться та единственная верная на сегодняшний день позиция гражданина, в которой чувство хозяина земли за сохранение природы будет главной.
От поэзии перейдем к использованию прозаических текстов на уроках. Можно использовать отрывок из «Неизвестного цветка» А.Платонова.
«В середине лета цветок распустил венчик. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик был у него составлен из лепестков светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку»
В этом тексте заключены богатые возможности для работы по лексике. Много воспитательных моментов по тексту можно провести на уроке. Это «окно в мир» прекрасный, добрый, полный поэзии и любви. Аналогично можно использовать текст Л.Николаева «Лосиный остров».
«Лесной массив Лосиного острова в Москве – это истинная жемчужина природы. Здесь, в настоящем лесу, обитают лоси, кабаны и даже пятнистые олени. А ведь лес находится в черте города…
Во все времена люди знали целительные свойства леса. Отсюда и родилась мудрость: каждый человек должен посадить и вырастить дерево. Охрана окружающей среды приобретает во всем мире огромное значение. Каждая травинка, каждый куст, каждое дерево растут теперь в цене. На одной из дощечек Лосиного острова написано: Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер
У меня в ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Помимо использования на уроках готовых текстов, можно применить важный с точки зрения образовательных задач учебного предмета прием: предложить учащимся пронаблюдать за природой и на уроке поделиться своими впечатлениями. На чем основан такой прием? На стремлении не только декларировать, но, прежде всего, приобщать к живому миру. Ходят ученики в школу мимо одного и того же дерева и не замечают его красоты. А рябина хороша как раз осенью. «В саду горит огонь рябины красной», -писал С.Есенин, «Запылали алым цветом гроздья спелые рябин», — читаем у М.Исаковского. Каждый рассказ как вид опроса, как разновидность речевой деятельности, как форма самовыражения школьника нужен на уроках русского языка. Не всем легко передать в слове то, что увидел и почувствовал. Если это трудно одному (беден словарь, не хватает прилагательных) – помогут товарищи, работая в группе.
В методических рекомендациях к учебнику русского языка в 5 классе под редакцией М.М. Разумовской есть много текстов для диктантов и изложений, связанных с природой и животным миром. Например: текст изложения «Джек здоровается» (методика с. 47), диктант «Муравей и паук» (с. 56), изложение «Друг детства» (с.82), диктант «Как заяц спас старику жизнь» (с.84), диктант «Ольха» (с.95), изложение «Барсучонок» (с.29), «Как спасали крысу» (с.104). В любом параграфе учебника есть тексты о природе. Приведу лишь некоторые к учебнику М.М. Разумовской: №41, с.18 «Осенняя роза», №368 «Лес и степь», №369 «Осенняя сказка», №379 «Берегите птиц». №481 «Природа изменяется», №738 «Воробьи».
Воспитание обучающихся на уроках русского языка с экологическими минутками способствуют, прежде всего, осознанию нравственных норм поведения каждого.
Любовь к животному миру не возникает на пустом месте. Первая составная часть воспитания – развитие любознательности и неравнодушия к судьбе природы. Если дети на уроках проявляют к этому интерес (пишут сочинения-рассуждения, вступают в диспут) – значит, в них пробудилось желание помочь природе, чувство нежности, любви.
Уроки двойного содержания всегда интересны, обогащают духовно, привлекают к изучению русского языка и литературы. Такой метод работы позволяет:
— строить обучение и воспитание совместно с взрослеющими
школьниками;
— пробуждать живой интерес к окружающему миру;
— расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, когда
приобретается опыт активной деятельности.
Для проведения таких уроков рекомендую использовать следующие поэтические произведения: М.Дудин «Берегите Землю!», С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной», В.Гусев «Слезы дождя живые», Н.Забила «Яблонька», В.Берестов «Деревья, травы, цветы», В.Викторов «Дружат пчелка и цветок», М.Яснова «Сова», В.Ковда «Взгляни на высохшие реки»
Результат таких уроков – это гармония ума и сердца, разума и чувства.
Список использованной литературы
1. И.П. Новиков, К.М. Назаров «Экологическое воспитание на уроках русского языка», М., «Просвещение», 2008г.