«Откуда пошла и есть русская письменность» 6-7 класс




Учитель русского языка и литературы МБОУ «Золотухинская СОШ»

МО «Ахтубинский район» Астраханская область

Самсонова Светлана Владимировна







Учебно-познавательная игра для учащихся 6-7 классов


«Откуда пошла и есть русская письменность?»


Предмет: русский язык


Пояснительная записка



Это внеклассное мероприятие проводится для учащихся с целью развития интереса к истории русского языка.

В игре участвуют 6 человек. Каждый тур игры имеет своё название.


План проведения.


Вступительный тур. Отбор участников.

1 тур «Что означают эти выражения?»

2 тур «Дальше, дальше и быстрее»

3 тур «Устаревшие слова»

4 тур «Слова на букву Ц»

5 тур «Старославянские слова»

6 тур «Русская азбука»

Подведение итогов игры.




















Цель: привлечь внимание учащихся к истории русского языка, показать богатство русской письменности, вызвать у учащихся желание расширять свой словарный запас, формировать бережное отношение к русскому слову.





Ведущий 1. Сегодня мы с вами перенесёмся в прошлое на 2,5 лет назад, чтобы узнать, откуда пошла и есть русская письменность.

Расскажу я вам сказку, вы послушайте да поразмыслите.

Жили -были добрые молодцы и раскрасавицы красные девицы .А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома, терема рубить, умели холсты ткать и узорами вышивать. А вот грамоты они не ведали, не умели книги читать и письма писать.

О ком же рассказывается в этой сказке?

Верно, о наших предках. И не сказка это вовсе, а быль

Ведущий 2 .Теперь я буду сказку продолжать, но в ней много ещё загадок, а вы попробуйте их разгадать, тогда и станете участниками нашей игры.

В те времена, когда ещё не было букв, славяне чертили и резали на камне особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые кудесниками ИЛИ…Как же их ещё называли?

Подсказка. Если вы читали «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, то непременно вспомните ( волхвы)

( Ответивший объявляется участником игры.)

Ведущий 1. Пока не была изобретена письменность, люди обменивались информацией, передавая с гонцами разные предметы.

К персидскому царю от непокорного племени скифов прибыл гонец и привёз несколько подарков: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персидский царь решил, что скифы хотят сдаться и отдать свои земли, воду и воздух.

Что же означало это послание?

(Выбирается 2 участник игры)

Ведущий 2. В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Местоимение как часть речи"

По заданию моравийского князя Ростислава два брата- учёных монаха Кирилл и Мифодий составили славянский алфавит, получивший название по первым буквам.

Как же назывались первые 7 букв славянского алфавита ( азъ, буки, веди, глаголь,

добро, есть, живете)

(тот, кто называет, становится 3 участником игры)

Запасной вопрос

Как вы знаете, первые книги были рукописными. Скажите, чем и на чём писали древние летописцы?

Каждый участник может выбрать себе советников (2 человека).








Своею статью вы все пригожие,

Все вы разные и все похожие.

Зовётесь ныне россияне.

Издревле кто вы?

Мы.. . .. … славяне.




Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.




Не посрамим и мы своих предков, покажем свои знания родного нам русского языка.




Объявляется 1 тур игры.



Что означают эти выражения?


1) от азъ до ижицы (от начала до конца)

2) Филькина грамота (документ, не имеющий никакой силы)

3) соль земли (лучшая часть общества)

4) точить зубы (накапливать злобу)

5) задать перцу (бранить, наказывать, демонстрируя свою силу)

6) краеугольный камень (основополагающее звено)

7) его конёк (то, чем хорошо владеешь)

8) петь дифирамбы (восхвалять)

9) ходить фертом (руки в боки)

10) место под солнцем (место в жизни)





1) наобум Лазаря (наугад)

2) белое пятно (пробел в знаниях)

3) бить в набат (тревожиться)

4) икру метать (гневно возмущаться)

5) пустить красного петуха (поджечь)

6) лебединая песня (последнее создание автора)

7) разводить тары-бары (болтать всякую ерунду)

8) сесть в калошу (оказаться в глупом положении)

9) проглотить пилюлю (смолчать)

10) дешево и сердито (недорого, но достаточного качества)










1) бить челом (просить о чём-то)

2) голубая мечта (заветная мечта)

3) тёртый калач (опытный человек)

4) Митькой звали (внезапно исчез)

.

5) семь пядей во лбу (очень умный)

6) чучело гороховое (посмешище)

7) ход конём (неожиданный поступок)

8) съесть собаку (досконально изучить)

9) дать прикурить (сильно избить)

10) мокрая курица (безвольный человек)




2 тур игры. «Дальще, дальше и быстрее»



1. В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека?

2. Чьё золотое слово звучит в «Слове о полку Игореве»

3. Чей щит на вратах Цареграда?

4. Как погиб князь Олег Вещий?

5. Что предвещало поражение князя Игоря?

6. Произведения о русских богатырях.

7. Какое отношение Сергий Радонежский имеет к Куликовской битве?

Свежие документы:  Урок экологии в 7 классе на тему: «Жилища животных»

8.Комната монаха в монастыре, где он писал свои рукописи.


Ответы: 1.Киев 2.Святослав 3.Олег 4.укус змеи 5.затмение солнца 6.былины 7.благословил на битву 8.келья



3 тур. Устаревшие слова.



Замените синонимами устаревшие слова



десница- (правая рука)

выя — (шея)

ланиты- (щёки)

лихва — (избыток)

яства- (кушанье)

чело- (лоб)

жалованье- (зарплата)

баталия- (битва)

рамена- (плечи)

сей- (этот)

секира- (топор)

колченогий- (хромой)

лобзать- (целовать)

оратай -( пахарь)

ветрило-(парус)





4 тур слова на букву Ц.

Как известно в древнерусской азбуке не было буквы Ц. Все слова с этой буквой относятся к более позднему периоду и, думаем, вам хорошо знакомы. Давайте в этом убедимся.

Назовите слова, которые начинаются с буквы Ц по моей подсказке. Прозрачная плёнка из вискозы­ (целлофан)

Невспаханная прежде земля­ (целина)

Система надзора за печатью­ (цензура)

Пренебрежение к нормам морали­ (цинизм)

Общество на определённой ступени развития­ (цивилизация)

Стриженый и крашеный мех овцы­ (циновка)

Точная, дословная выдержка из текста­ (цитата)

Сливать через узкое отверстие­ (цедить)

Морская болезнь, вызванная недостатком витаминов- (цинга)




5 тур. Старославянские слова.



дубовый лес- (дубрава)

злой дух- (дьявол)

ствол ружья — (дуло)

время ясного неба- (день)

деревянная скамья- (лавка)

согласие, мир- (лад)

запись событий по годам (летопись)

след на ткани- (пятно)

то, что можно получить из молока самым простым способом –(простокваша)

свободный день- (праздник)

натянутая стрела лука- (тетива)

след от удара — (рана)

строитель- (зодчий)

ручная мельница — (жернова)


6 тур. Русская азбука.

Угадай букву с трёх раз.

-Первоначально эта буква имела название «еры»

-В словарях русского языка нет слов, начинающихся с этой буквы.

-Буква обозначает заднеязычный гласный звук.

Ответ: буква Ы

-Первоначально эта буква имела название «еръ»

-В дореволюционном литературном языке буква употреблялась на конце слов для обозначения м.р.

-Буква в древнеславянском языке выделялась различными формами написания верхнего крючка.

Ответ: буква Ъ

-По написанию эта буква является полной копией другой буквы.

-В словаре отмечено 16 слов, начинающихся с этой буквы.

-Буква имеет пояснение «краткое»

Ответ: буква Й

-Длительную борьбу этой букве пришлось вести с древнерусской буквой «ять»

-Эта буква по активности занимает 2 место после буквы О.

-Её нередко писали в словах, где должна была использоваться буква Э.

Ответ: буква Е

-При перечислении в порядке алфавита буква имеет значение «двенадцатая»

-Буква напоминает текущую волну.

-Эта буква обозначает сонорный звук.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Написание строчной и заглавной буквы «У»

Ответ: буква М (эм)


Ведущие подводят итоги. Объявляют победителей


Ведущий 1. В составлении гражданской азбуки принимал участие сам Петр 1. ему бьл представлен эскиз букв. Великий Петр собственноручно вычеркнул на эскизе буквы, имеющие замысловатые начертания.


Ведущий 2. Много изменений произошло в славянском письме.

Не могу понять, хорошо сие или плохо.


Ведущий 1. Изменяя, славяне делали для себя понятнее и легче.

Сие хорошо и правильно.


Молчат гробницы, мумии и кости,­

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.



И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь, хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья

Нащ дар бесценный — речь.

(И.Бунин)















Использованная литература:


1. Научно-популярный и учебно-методический журнал

«Русский язык в школе и дома» № 3,4 2010 год №5,6,7 2009 год

интернет-ресурсы:

2.ru.wikipedia.org.

3.frazeologiya.ru

4.afrizmy-tut.ru

5. historic.ru


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: