Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
«Утверждаю» Директор___________________ МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» С.В.КАПИТОНОВ Приказ № 412 от «29» августа 2013 г.
| ||
|
|
Программа внеурочной деятельности
(научно-познавательное направление)
Объединение: Клуб путешественников «Грамотеи»
5 -6 класс
Составитель:
Маврина Ольга Григорьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Федоровская СОШ №2
с углублённым изучением
отдельных предметов»
пгт Федоровский, 2013 г.
Девиз: «Мы сохраним тебя, русская речь,
великое русское слово!»
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для обучающихся 5-6 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово. Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает:
«освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»;
формирование различных умений и навыков и как результат – способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения.
Обладание такими способностями – показатель общей языковой культуры человека.
Одной из составляющих языковой культуры является речевая грамотность. Ее формирование, образование – процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.
К тому же русский язык своим содержанием малопривлекателен для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Речевая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность – актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию культуры речи обучающихся.
Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их общей культуры, что владение культурой речи составляет необходимый компонент образованности.
«Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты.
II. Цели и задачи.
Основная цель – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского языка. Формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Программа направлена на достижение следующих задач:
вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;
помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;
знать и применять правил языкового поведения в конкретных ситуациях;
пользоваться нормативными словарями, справочной литературой, интернетом для сбора, оформления и подготовки информации для сообщения.
В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.
На занятиях объединения учащимся предоставляется возможность выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок, готовить выступления агитбригады. Выпускать памятки, буклеты, газеты.
Особенности программы
В программе реализован коммуникативно — деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется прежде всего через само название объединения «Клуб путешественников», а так же через такие формы работы: как конкурсы, выступления агитбригады, игры, викторины и др. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека, музей, КДЦ. Клуб путешественников отправляется в путешествие по «Стране русского языка».
Изучение русского языка в игровой форме приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. Занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы. Опора на чувственное восприятие учебного материала. Многообразие используемых видов деятельности и разумное, целесообразное их чередование во время занятия. Обеспечение высокого уровня самостоятельности и активности учащихся на каждом занятии ( присутствие элемента соревнования, развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей уч-ся, а также развитие их творческих способностей). Учащиеся приобретут при изучении программы языковую и речевую компетенции.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на изучение русского языка в игровой форме и возможность просвещения масс учащихся руками самих учащихся. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи школьников.
Основные формы организации занятий:
-беседы,
-выступления агитбригады,
-самостоятельная работа учащихся,
-сообщения,
-доклады,
-буклеты,
-газета,
-путевой дневник.
— увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала,
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала,
– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями,
– викторины на лучшего знатока русского слова,
– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы.
IV. Описание места курса в учебном плане
На изучение данного курса в 5-6 классах в школьном плане внеурочной деятельности отведен 1 час в неделю (35 часов в год).
V. Планируемые результаты
Личностные результаты:
понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
уважительное отношение к русскому языку;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
умение осознавать и выражать свои эмоции;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к России, языку, культуре;
интерес к ведению диалога с автором текста;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое слово.
Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий (УУД)):
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
способность извлекать информацию из различных источников;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
пользоваться словарями, справочниками, интернет-ресурсами;
осуществлять анализ и синтез;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы;
адекватное восприятие и понимание информации;
способность правильно излагать свои мысли;
способность участвовать в речевом общении;
Предметные результаты
знать нормы литературного языка;
правильно подбирать лексические понятия;
работать с предложенным текстом;
сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности;
уметь воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему;
работать над благозвучием собственной речи;
составлять собственное выступление с учетом предъявляемых требований.
VI. Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях;
результаты выполнения предложенных заданий;
создание путевых дневников;
выступление перед учащимися;
выпуск буклетов, газеты.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.
VII. Содержание курса
Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией). |
Выступление с сообщением «Как появилась устная и письменная речь» |
Создание путевого дневника. |
Раздел 1: Пещера Открытий. Как люди научились говорить и писать. Значение речи и письма в развитии человеческой культуры. Занимательные творческие игры: «Рисованное слово», «По алфавиту», загадки, ребусы, криптограммы. |
«Ием в гости». Посещение школьной библиотеки. «Конкурс грамотеев» на базе библиотеки. |
Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады. |
Агитбригада «Мы – за, мы – против!» 5 класс. |
Выпуск буклета «Запоминалка для школьников» |
Заполнение путевого дневника. |
Раздел 2: Улица Алфавита. История букв русского алфавита. Конкурс смекалистых с использованием интерактивного тренажера. |
Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией). |
Выступление с сообщением «Как появился русский алфавит». |
Раздел 3: Сквер Знатоков языка. Игра-путешествие «В гостях у русского языка». |
Выпуск буклета «Слова вежливости в нашей речи» |
Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады. |
Агитбригада «Язык мой – друг мой!» |
Заполнение путевого дневника. |
Раздел 4: Озеро Забавных превращений слов. Игры в слова с целью развития чутья к языку: анаграммы, гр пиктограммы, логогрифы, палиндромы. Использование интерактивного тренажера. |
«Идем в гости». Посещение поселковой библиотеки. Игра «Пасьянс». |
Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией). |
Выступление с сообщением «Язык – есть!» |
Раздел 5: Аллея Сокровищ русского языка. Многозначность – одно из проявлений словарного богатства языка. Слова-тезки. Одно и то же, но по-разному. Слова с противоположным значением. Игры: «Аукцион многозначных слов», «Лото», «Третий лишний», «Антонимы-характеристики». Использование интерактивного тренажера. |
«Идем в гости». Посещение кружка «русская словесность» в ФЦДО. Игра «Самый умный» |
Агитационные листовки «За чистоту русского языка!» |
Заполнение путевого дневника. |
Раздел 6: Музей слова. «Почему их так называют?» (Происхождение слов.) Старые и новые слова. Слова-пришельцы. Анализ текстов. Загадки, кроссворды, ребусы. |
Выступление с сообщением «Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты — “словесное топтание” на месте». |
«Идем в гости». Посещение музея в КДЦ «Премьер» |
Пл Раздел 7: Площадь Достижений. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». |
Выпуск газеты «Алфавит» |
Заполнение путевого дневника. |
Завершение путешествия. Праздник Русского языка. Выставка и презентация путевых дневников. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Клуб путешественников «Грамотеи»
Класс 5-6
Учитель Маврина Ольга Григорьевна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;
на 2013 – 2014 учебный год
№ | дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ИКТ | |||
план | факт | |||||||
Теоретическая часть/ формы | Практическая часть/формы | |||||||
1 четверть | ||||||||
1 | 2.09 |
| Раздел 1: Введение. Знакомство. Презентация программы Клуба путешественников «Грамотеи» на классных часах в 5-6 классах. Заполнение анкеты. Знакомство с картой путешествий клуба «Грамотеи». Игра «Наш прекрасный русский язык» с использованием интерактивного тренажера.
| 1 | 0,5 /беседа/ | 0,5 /работа в группах/ | -Использование для презентации клуба Microsoft Office PowerPoint, -электронная обработка анкет в Microsoft Office Excel, -создание странички клуба в https://vk.com/ — Интерактивный тренажер | |
2 | 9.09 |
| Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией). | 1 |
| 1/работа в группах/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
3 | 16.09 |
| Выступление с сообщением «Как появилась устная и письменная речь» | 1 |
| 1/выступление/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
4 | 23.09 |
| Создание путевого дневника. | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
5 | 30.09 |
| Раздел 1: Пещера Открытий. Как люди научились говорить и писать. Значение речи и письма в развитии человеческой культуры. Занимательные творческие игры: «Рисованное слово», «По алфавиту», загадки, ребусы, криптограммы. | 1 | 0,5 /беседа/ | 0,5 /работа в группах/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
6 | 07.10 |
| «Идем в гости». Посещение школьной библиотеки. «Конкурс грамотеев» на базе библиотеки. | 1 |
| 1/экскурсия, игра/ |
| |
7-8 | 14.10 21.10 |
| Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады. | 2 |
| 2/КТД/ | Microsoft Office Word | |
9 | 28.10 |
| Агитбригада «Мы – за, мы – против!» 5 класс. | 1 |
| 1/выступление/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
10 | 11.11 |
| Выпуск буклета «Запоминалка для школьников» | 1 |
| 1/КТД/ | Microsoft Office Publisher | |
11 | 18.11 |
| Заполнение путевого дневника. | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ |
| |
12 | 25.11 |
| Раздел 2: Улица Алфавита. История букв русского алфавита. Конкурс смекалистых с использованием интерактивного тренажера «Фразеологический алфавит» | 1 | 0,5 /беседа/ | 0,5 /работа в группах/ | -Использование Microsoft Office PowerPoint — Интерактивный тренажер | |
13 | 02.12 |
| Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией). | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
14 | 09.12 |
| Выступление с сообщением «Как появился русский алфавит». | 1 |
| 1/выступление/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
15 | 16.12 |
| Раздел 3: Сквер Знатоков языка. Игра-путешествие «В гостях у русского языка». | 1 |
| 1/игра/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
16 | 23.12 |
| Выпуск буклета «Слова вежливости в нашей речи» | 1 |
| 1/КТД/ | Microsoft Office Publisher | |
17-18 |
|
| Написание сценария, распределение ролей, репетиция выступления агитбригады. | 2 |
| 2/КТД/ | Microsoft Office Word | |
19 |
|
| Агитбригада «Язык мой – друг мой!» | 1 |
| 1/выступление/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
20 |
|
| Заполнение путевого дневника. | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ |
| |
21 |
|
| Раздел 4: Озеро Забавных превращений слов. Игры в слова с целью развития чутья к языку: анаграммы, гр пиктограммы, логогрифы, палиндромы. Использование интерактивного тренажера. | 1 |
| 1 /игра/ | -Интерактивный тренажер | |
22 |
|
| «Идем в гости». Посещение поселковой библиотеки. Игра «Пасьянс». | 1 |
| 1/экскурсия, игра/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
23 |
|
| Подготовка сообщения для выступления (работа с информацией). | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
24 |
|
| Выступление с сообщением «Язык – есть!» | 1 |
| 1/выступление/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
25 |
|
| Раздел 5: Аллея Сокровищ русского языка. Многозначность – одно из проявлений словарного богатства языка. Слова-тезки. Одно и то же, но по-разному. Слова с противоположным значением. Игры: «Аукцион многозначных слов», «Лото», «Третий лишний», «Антонимы-характеристики». Использование интерактивного тренажера. | 1 | 0,5 /беседа/ | 0,5 /работа в группах/ | — Интерактивный тренажер | |
26 |
|
| «Идем в гости». Посещение кружка «русская словесность» в ФЦДО. Игра «Самый умный» | 1 |
| 1/экскурсия, игра/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
27 |
|
| Выпуск агитационных листовок «За чистоту русского языка!» | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ | Microsoft Office Publisher | |
28 |
|
| Заполнение путевого дневника. | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ |
| |
29 |
|
| Раздел 6: Музей слова. «Почему их так называют?» (Происхождение слов.) Старые и новые слова. Слова-пришельцы. Анализ текстов. Загадки, кроссворды, ребусы. | 1 | 0,5 /беседа/ | 0,5/работа в группах/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
30 |
|
| Выступление с сообщением «Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты — “словесное топтание” на месте». | 1 |
| 1/выступление/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
31 |
|
| «Идем в гости». Посещение музея в КДЦ «Премьер» | 1 |
| 1/экскурсия/ |
| |
32 |
|
| Пл Раздел 7: Площадь Достижений. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». | 1 | 0,5 /беседа/ | 0,5 /КТД/ | Использование Microsoft Office PowerPoint | |
33 |
|
| Выпуск газеты «Алфавит» | 1 |
| 1/КТД/ | Microsoft Office Word | |
34 |
|
| Заполнение путевого дневника. | 1 |
| 1/индивидуальная творческая работа/ |
| |
35 |
|
| Завершение путешествия. Праздник Русского языка. Выставка и презентация путевых дневников. | 1 |
| 1/КТД/Выставка/ |
| |
|
|
| И ИТОГО | 35 | 3 | 32 |
|
Список литературы:
Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1963.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998
4. Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.
Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко,
Л.А. Концевая. — М.: Просвещение, 1991.
Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.,1989
10. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000
Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002
Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989
Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль: «Академия развития»,1997.