муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Предпрофильная подготовка
обучающихся 9-х классов
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
Тема: «Функциональные стили речи»
(изучение с использованием Интернет – ресурсов)
Автор:
учитель русского языка и литературы
город Оленегорск
Содержание.
Пояснительная записка. | с. 3 – 4 | |
2. | Планируемые результаты курса. | с. 4 |
3. | Перечень занятий. | с. 5 |
4. | Краткий обзор материалов, считающихся подготовительным этапом курса. | с. 6 |
5. | Планы – конспекты занятий. | с. 7 — 13 |
6. | Интернет – ресурсы для учителя и обучающихся. | с. 14 |
Пояснительная записка.
Цель любого элективного курса – раскрыть потенциал каждого ребенка, помочь ему определиться с выбором будущей профессии. Начиная с 9-го, а иногда и с 8-го класса ребята могут изучать практически любой предмет на занятиях элективных курсов (от «election» – выбирать). Это еще не профильное обучение, но уже подготовка к нему. Преподаватель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные темы, подбирает интересные материалы, рекомендует полезные пособия и книги, выбирает интересные формы работы с детьми. По окончании обучения ребята выполняют задание – группой или индивидуально. Тем самым каждый из них покажет, насколько полезным оказался ему данный электив.
Цель данного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м классе (в 1 – 3 четвертях) с использованием информационных ресурсов сети Интернет.
Основными вопросами изучаемого курса будут следующие: общая характеристика функциональных стилей, особенности, жанры и языковые средства стилей речи (научного, официально- делового, публицистического, разговорного, стиля художественной литературы).
Задачи курса:
Систематизировать знания, полученные учащимися в 5 – 8-х классах, в 9-м классе (в 1 — 3 четвертях).
Расширять лингвистический кругозор учащихся.
Совершенствовать и развивать творческие способности обучающихся. Расширять их познания по определенным темам стилистики, изученным ранее.
Способствовать качественной подготовке к сдаче ГИА в новой форме
Активизировать внимание учащихся к собственной речи (устной и письменной); повысить интерес к русскому языку.
Совершенствовать умение работать с различными видами информации с помощью ПК и других средств информационных и коммуникационных технологий.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении профессии.
На каждом занятии осуществляются межпредметные связи:
русский язык и информатика;
литература, литературоведение и информатика.
Планируемые результаты курса.
1. Повысится уровень стилистических знаний девятиклассников, что обеспечит более успешное выполнение заданий ГИА в новой форме.
2. Обучающиеся повысят культуру речи, расширят словарный запас.
3. Овладеют навыками построения речи в зависимости от целей и задач общения.
4. Приобретут навык оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных стилистических норм русского языка.
Перечень занятий.
Тема занятия | Количество часов | |
Занятие 1 . | Функциональные стили. Общая характеристика функциональных стилей речи. | 1 |
Занятие 2. | Научный стиль речи. Сфера применения, функции, жанры. Основные стилевые особенности. Основные языковые средства. | 1 |
Занятие 3.
| Официально – деловой стиль. Сфера применения, функции, жанры. Языковые средства официально- делового стиля. Основные стилевые особенности. | 1 |
Занятие 4. | Публицистический стиль речи. Особенности стиля и его языковые средства. Жанры публицистического стиля речи. Жанры устной разновидности публицистического стиля | 1 |
Занятие 5. | Разговорный стиль речи. Стилевые черты разговорной речи. Языковые средства и текстовые особенности разговорного стиля. Устные и письменные жанры разговорной речи. | 1 |
Занятие 6. | Художественный стиль речи. Особенности стиля. Жанры. | 1 |
Занятие 7. | Подведение итогов. | 1 |
Краткий обзор материалов, считающихся подготовительным этапом курса.
На уроках русского языка и литературы обучающиеся практиковались в нахождении средств выразительности и определении их роли в тексте.
Необходимо повторить понятия стилей речи, потренироваться в определении стиля речи данного текста, научиться видеть стилистические ошибки и исправлять их.
При этом все занятия будут проходить только в компьютерном классе. Соответственно, средствами обучения будут являться:
компьютеры, интерактивная доска;
раздаточный материал, подготовленный заранее учителем.
Учитель создаст для учащихся персонифицированную электронную тетрадь, в которой на протяжении курса они и будут работать.
Использование компьютера при подготовке учителя к занятию.
При подготовке к уроку учитель использует определенные Интернет-ресурсы, разрабатывает упражнения по теме, готовит наглядный и раздаточный материал, список интернет-ссылок по теме.
Предварительная подготовка.
Создается именная папка обучающегося.
Ее содержимое:
— электронная тетрадь, в которой будут сохранены ссылки или копируемые материалы после каждого занятия для работы дома;
— заготовки для будущих тематических презентаций.
Занятие 1.
Тема. Общая характеристика функциональных стилей речи.
Перечень используемых на уроке ресурсов сети Интернет:
1. Материалы портала «Русское слово» (https://www.gramma.ru/EXM/?id=4.30).
2. Учебные и методические и материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи» https://www.dofa.ru/open/book/1_russ/raz3.htm (основной материал содержится в параграфе 3).
3. Пособие О.В.Загоровской, О.В.Григоренко. «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.»
(https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html)
Работа учителя на занятии.
Учитель осуществляет руководство поисковой деятельностью учащихся, контролирует уровень усвоения ими учебного материала.
Описание деятельности детей.
Учащиеся, работая с Интернет-ресурсами, отбирают нужный материал, систематизируют его, оформляют в виде таблицы в электронной тетради учащихся.
Домашнее задание.
1. Используя материалы урока, материалы подготовить сообщение о стилях речи.
2. Выполнить упражнения № 14 (пособие О.В.Загоровской).
Итоги занятия:
Обучающиеся повторили теоретический материал по стилям речи.
Обучающиеся готовы для выполнения домашнего задания по теме занятия.
У обучающихся появились три ссылки на необходимые Интернет-ресурсы.
Занятие 2.
Тема: Научный стиль речи.
Проверка домашнего задания (на усмотрение учителя: тест, фронтальный опрос и т.п.)
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств:
1. Пособие О.В.Загоровской, О.В.Григоренко «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С»
(https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html).
2.Учебные и методические и материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи» https://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u33.htm
Описание деятельности детей.
Учащиеся с помощью Интернет–ресурсов систематизируют жанры научного стиля в электронной тетради.
Работа учителя на занятии.
Учитель осуществляет руководство поисковой деятельностью учащихся, контролирует уровень усвоения ими учебного материала, консультирует учащихся по вопросам выборки материала, помогает ориентироваться в сети Интернет.
Что должно появиться в тетрадях учащихся
В тетрадях появится:
— таблица по теме «Научный стиль».
Домашнее задание.
Выучить особенности научного стиля, его жанровые разновидности, языковые признаки.
2. Вопросы 4,5 пособия «Русский язык и культура речи» https://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u33.htm
Итоги занятия:
Учащиеся повторили особенности научного стиля, вспомнили его жанры, языковые признаки.
Занятие 3.
Тема: Официально – деловой стиль.
Перечень используемых на уроке ресурсов сети Интернет:
1. Культура письменной речи. «Современный официально – деловой стиль» https://www.gramma.ru/RUS/?id=8.2;
2. Пособие О.В.Загоровской, О.В.Григоренко. «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.»
(https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html)
3. Учебные и методические и материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи». Авторы: Баландина Л.А.
Давидян Г.Р. Кураченкова Г.Ф. Симонова Е.П. https://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u32.htm
Описание деятельности детей.
Учащиеся в ходе урока отбирают материал для составления презентации по теме урока. Для этого:
Составляют опорный конспект, используя материалы ресурса Культура письменной речи. «Современный официально – деловой стиль» https://www.gramma.ru/RUS/?id=8.2;
2. Используют материалы пособия О.В.Загоровской, О.В.Григоренко. «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.»
(https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html)
Работа учителя на занятии:
Учитель направляет деятельность учащихся, помогая им подобрать нужный для презентации материал. Консультирует по вопросам выборки материала, контролирует усвоение материала по теме занятия.
Домашнее задание.
1. Выучить опорный конспект, просмотреть вопросы по теме, используя данный ресурс
2. Подготовить презентацию по теме урока, выполненную в Power Point.
Итоги занятия:
1. Учащиеся обобщили и закрепили знания об официально – деловом стиле.
2. Вспомнили синтаксические средства и жанры этого стиля.
Примечание: дополнительный ресурс для интересующихся обучающихся:
Материалы портала «Грамота.РУ» https://gramota.ru/spravka/letters/.
Занятие 4.
Тема: Публицистический стиль речи. Особенности стиля и его языковые средства. Жанры публицистического стиля речи. Жанры устной разновидности публицистического стиля
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств:
— материалы портала «Грамота.РУ» https://gramota.ru/spravka/letters/,
— пособия О.В.Загоровской, О.В.Григоренко. «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.»
(https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html).
Обучающиеся одновременно работают с таблицей «Стили речи» и текстом 2 § 6 Пособия Загоровской О.В.
Работают с таблицей «Стили речи»(https://www.gramma.ru/EXM/?id=4.30 ),
Пособие О.В.Загоровской, О.В.Григоренко. «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.»
§ 6. Тестовые задания. Текст 2. https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/6.html
Работа учителя на занятии (в зависимости от восприятия и усвоения материала детьми):
1 вариант. Учитель направляет деятельность учащихся, помогая им подобрать нужный для презентации материал. Консультирует по выполнению упражнений. Контролирует усвоение материала урока.
2 вариант. Учитель предлагает обучающимся раздаточный материал по теме урока, ориентированный на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
1 вариант. Запись примеров к разделу таблицы «Стили речи», выполненные их электронного пособия упражнения, запись анализа текста.
2 вариант. Раздаточный материал в электронном варианте.
Домашнее задание.
1 вариант. Повторить теоретический материал по теме урока
Подобрать в СМИ публицистический текст и доказать его стилистическую принадлежность.
2 вариант. Написать сочинение-рассуждение по предложенному в раздаточном материале тексту.
Итог занятия: учащиеся обобщили и закрепили знания о публицистическом стиле.
Вспомнили синтаксические средства и жанры этого стиля.
Занятие 5.
Тема: Разговорный стиль речи.
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств:
1. Учебные и методические и материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи» (https://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u36.htm).
2. Пособие О.В.Загоровской, О.В.Григоренко. «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ.Часть С»
https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html
Описание деятельности учащихся.
Учащиеся самостоятельно подбирают материал для презентации по теме занятия, выделяя компоненты разговорной речи.
Работа учителя на занятии:
Учитель направляет деятельность учащихся, помогая им подобрать нужный для конспекта материал. Консультирует по выполнению стилистического анализа теста. Контролирует усвоение материала урока.
Вид интерактивной доски:
На доске отображена тема, адреса Интернет-ресурсов.
Что должно появиться в электронных тетрадях учащихся:
Структурно-логическая схема «Компоненты речевой ситуации, влияющие на построение разговорной речи», ссылки на отобранный материал для презентации по теме занятия.
Домашнее задание: выучить отобранные материалы, оформить их в виде презентации.
Занятие 6.
Тема: Художественный стиль речи. Особенности стиля. Жанры.
Что нужно детям для работы на занятии:
Электронные тетради, компьютеры, подключенные к Интернету.
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств:
1. Пособие О.В.Загоровской, О.В.Григоренко. «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ.Часть С»:
— https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html
— https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html
2. Материалы портала «1сентября»:
— https://rus.1september.ru/article.php?ID=200100805
Описание деятельности учащихся.
1. Используя Интернет-ресурсы, повторяют особенности стиля художественной литературы.
2. Учащиеся по группам самостоятельно составляют презентацию «Средства выразительности в тексте»
Работа учителя на занятии.
Учитель направляет деятельность учащихся, помогая им подобрать нужный для презентации материал, помогает при необходимости выполнить упражнения.
Вид интерактивной доски:
На доске отображена тема, адреса Интернет-ресурсов.
Что должно появиться в тетрадях учащихся: ссылки на Интернет-ресурсы, предложенные учителем по теме занятия.
Домашнее задание:
Доделать презентацию и подготовиться к ее защите.
Самостоятельно подобрать материал, используя ресурсы сети Интернет, по теме «Жанры художественной литературы». Материал систематизировать. Желательно, подобрать иллюстративный материал.
Итоги. Учащиеся повторили особенности стиля художественной литературы, изобразительно-выразительные средства русского языка, развивали навыки коррекции стилистических ошибок.
Занятие 7.
В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!
Сократ
Подведение итогов.
На мой взгляд, это самое интересное занятие, так как ребята демонстрируют свои достижения, показывают наполняемость электронных тетрадей, папку созданных в процессе обучения презентаций.
На данном занятии учитель предлагает методику «черно-белого» оппонирования.
«Черные» оппоненты имеют право обвинения содержательной стороны элективного курса.
«Белые» оппоненты в свою очередь выступают в защиту содержания элективного курса.
Таким образом, учителю проще ориентироваться в пространстве своей программы, корректировать ее для дальнейшего использования на своих занятиях.
А ведь нет ничего лучше для учителя, чем помощь его детей, поэтому я стараюсь видеть в каждом своем ребенке солнце и помогаю ему светить.
Интернет – ресурсы для учителя и обучающихся, используемые на занятиях.
Материалы:
1) портала «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8 ,
2) портала «Русское слово» http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.30 ; https://www.gramma.ru/RUS/?id=8.1
3) портала издательского дома «Первое сентября»:
https://rus.1september.ru/article.php?ID=200100805;
4) портала «Грамота.ru» ( https://gramota.ru/spravka/letters/).
5) Электронное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. «РУССКИЙ ЯЗЫК. Готовимся к ЕГЭ. Часть С». https://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/index.html
6) Учебные и методические и материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи». Авторы: Баландина Л.А.,
Давидян Г.Р.,Кураченкова Г.Ф.,Симонова Е.П. https://www.dofa.ru/open/book/1_russ/titul.htm .