Хворостяная Светлана Владимировна
МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко
Волоконовского района Белгородской области»
Развитие исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
подготовила
Хворостяная Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
п. Волоконовка
2011
Развитие исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Представление педагогического опыта
К.Д. Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, — дела появятся сами».
В этих словах – огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов. Ведь модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие исследовательских способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решённые обществом, наукой, и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», — писал И.Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.
Целесообразность использования технологии:
Значительное увеличение самостоятельной работы.
Повышение мотивации учащихся в учебе.
Возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.
Активизация познавательных интересов учащихся.
Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
Предоставление каждому возможности самореализации.
Развитие творческих способностей.
Вовлечение всех в коллективную мыслительную деятельность.
Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Использование на протяжении пяти лет технологии развития навыков исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка литературы и во внеурочное время даёт положительные результаты. Появились в моей творческой лаборатории интересные наработки по исследовательской деятельности, работы моих учеников занимают места в районных и региональных конкурсах.
Диагностика уровня творческой активности учащихся
( авторы М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников, Б. С. Алишев, Л. А. Волович)
Класс | Аспекты творческой активности/ уровень творческой активности | Средний балл/уровень творческой активность
| ||||
Чувство новизны |
Критичность | Способность преобразовать структуру объекта | Направлен ность на творчество | |||
2007 — 2008 | 8 | 1,3 (средний) | 1,2 (средний) | 1,6 (высокий) | 1,5 (высокий) | 1,4 (средний) |
2008 — 2009 | 9 | 1,3 (средний) | 1,4 (средний) | 1,7 (высокий) | 1,7 (высокий) | 1,5 (высокий) |
2009 — 20010 | 10 | 1,5 (высокий) | 1,6 (высокий) | 1,7 (высокий) | 1.9 (высокий) | 1,7 (высокий) |
На протяжении нескольких лет использования данной технологии наблюдается динамика роста качества знаний при 100% обученности.
Представление системы учебных занятий
Теоретические аспекты исследовательской деятельности
Исследование — способ освоения нового.
Исследовательская деятельность школьников — одно из средств, предполагающее развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний
Сложилась определённая система работы по формированию исследовательской компетентности учащихся: использую элементы технологий, методики, приёмы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс школьника.
На уроке применяю познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания, провожу уроки – исследования. Включая ребят в активную исследовательскую деятельность на таких уроках, необходимо учитывать способности учащихся, их умение решать проблемные ситуации. На уроках – исследованиях организуется или индивидуальная, или групповая работа. Это зависит от особенностей класса. Уроки – исследования заставляют учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты, делать выводы.
Использование информационных технологий позволило усилить интерес учащихся к исследовательской работе. Ими под моим руководством разработаны информационные и исследовательские проекты. Для меня важен не столько итог работы (выступление, создание презентации проекта), сколько сам процесс подготовки проекта: работа со справочной, дополнительной литературой, проведение мониторинга среди одноклассников, встречи с интересными людьми, самостоятельное «добывание» нужного материала. В ходе подготовки материала ребята учатся общаться с разными людьми, разными по возрасту, социальному положению, занимаемой должности. Создание компьютерных презентаций к урокам русского языка и литературы также способствует формированию исследовательской компетентности. В ходе совместной творческой работы с учащимися появились исследовательские и информационные проекты, представленные в форме презентаций: «Книга и её создатели», «Басня как литературный жанр», «Мой Дубровский», «Русь былинная», «Русский язык» и др.
«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила. При изучении фонетики и знакомстве с орфоэпическим словарем, предлагаю учащимся составить словарик типичных орфоэпических ошибок учеников школы и, приобщив к работе родителей, словарик типичных орфоэпических ошибок жителей поселка. Дети активно берутся за это и проводят анкетирование, сбор материала, составляют словарь. Итог работы – выступление на школьной линейке и выпуск газеты. Как правило, такая работа имеет продолжение: ребята начинают собирать не только орфоэпические ошибки и не только у учащихся нашей школы.
Например, исследование «Энциклопедия одного слова». Это задание лучше всего подходит для учащихся средних и старших классов для итогового контроля. Задание разъясняется учителем и рассчитано на домашнее выполнение учащимися в течение 2-3 недель.… Для выполнения этого задания предлагаю использовать различные типы словарей (толковые, иностранных слов, этимологический, синонимов, антонимов и др.), энциклопедии, справочную литературу, помощь и советы учителя, знакомых и т.д. Для выполнения задания предлагаю примерную план-схему («шаги»). Предупреждаю, что не все пункты предложенного плана могут быть отражены в работе: что-то нельзя найти. Исследуя слово с научной точки зрения, не забываем о том, как живет слово в речи (в сказке, стихах или песне, как может ранить человека или, наоборот, излечить, сделать его счастливым).
Схема-план исследования выглядит так:
1. Слово… и его лексическое(ие) значение (ия).
2. История слова.
3. Слово… и «слова-родственники».
4. Слово… и его синонимы.
5. Слово… и его антонимы.
6. Слово… во фразеологических оборотах.
7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.
8. Слово … в русском фольклоре, в пословицах и поговорках, в загадках, скороговорках, притчах и легендах, приметах и обычаях, в русских народных песнях и сказках.
9. Слов … в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза)
10. Слово … в названиях газет, журналов, рекламных приложений.
11. Слово … в названиях картин художников.
12. Слово … в детском речевом творчестве.
13. Слово … в иллюстрациях и рисунках учащихся (можно рисовать самим).
И вот что получилось у К. Слово «табу» — одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно обозначает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, чтобы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет о запрете не принятых в обществе слов или действий.
Алгоритм действий учащихся:
Выбор темы
Работа с источниками информации
Выдвижение гипотезы
Разработка программы поиска решения проблемы
Проверка гипотезы
Систематизация и обобщение полученного опыта
Оформление работы
Защита работы
Проведение имитационной игры
— А задумывались ли вы когда-нибудь, почему С. Есенина называют поэтом голубой Руси?
— Я предлагаю вам заняться исследованием данного вопроса.
— Сначала нам необходимо выдвинуть гипотезу. Гипотеза выдвигается на основании личных впечатлениях, личного опыта, каких-то фактических данных и предположений.
Проведём ассоциативный эксперимент.
— Какие ассоциации вызывает у вас синий цвет? (ответы)
— Однозначна ли символика синего цвета? (нет, есть как положительные символы, так и отрицательные).
Работа с источниками информации
Цветопись поэзии С.Есенина проявляется не только на уровне лексической семантики, но и на уровне фоносемантики. Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А.Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. Почему гласные? Да потому что роль гласных звуков исключительно важна, так как они задают тон речи, наполняют ее звучанием, музыкальностью. Установлено, например, что, несмотря на то, что гласных звуков в 6 раз меньше, чем согласных, они составляют почти половину звуков в речи (примерно 40%). Повышенная частотность употребления гласных придает русской речи напевность, а сочетание возможностей гласных и согласных создают необыкновенную красоту фонетического строя русского языка.
Журавлев, занимающейся проблемой фоносемантики, определил соотношение гласных звуков цвету (слайд 11 )
Выдвижение гипотезы
Участникам обеих групп выдаются карточки, в которые они после
повторного чтения стихотворений и нахождения ключевых словосочетаний должны вписать нужные, по их мнению, слова, чтобы получилась гипотеза.
Синий цвет в лирике С. Есенина имеет_________________________значение.
Он символизирует______________________________.
Попытаемся доказать истинность нашего предположения.
Разработка программы поиска решения проблемы
Попробуйте мысленно «раскрасить» одно из «синих» стихотворений поэта. Посчитайте, сколько синих гласных (а это И и У) в нем. (На 40 гласных – 17 синих).
Проверка гипотезы
— Теперь свои гипотезы вы должны подвергнуть проверке. Я вам предлагаю следующую программу проверки гипотезы:
Найти другие стихотворения С. Есенина, в которых упоминается синий цвет.
Выписать примеры на карточки, группируя положительные и отрицательные значения цветов.
Попытаться истолковать значение цвета в каждом конкретном примере.
Найти и прочитать критическую литературу по теме исследовательской работы.
Сопоставив полученные данные, сделать вывод об истинности или ложности гипотезы.
Моделирование
Вам предстоит сконструировать собственную модель учебного занятия с использованием технологии развития навыков исследовательской деятельности школьников.
Выберите тему.
Желтый цвет в творчестве А. Блока.
Серый цвет в творчестве А. Ахматовой
Подумайте и предложите, какие виды работ можно использовать при решении данных проблем.
Рефлексия
Участникам раздаются листы, которые они заполняют
— Какие ассоциации вызвал у вас мастер-класс?
— Могли бы вы применять продемонстрированные приёмы на своих уроках?
« — » | |
| |
Заключительное слово учителя.
Каким образом ребенок может оставить свой след в науке? Это участие в конференциях, семинарах, публикация материала. Это желание продолжить научно-исследовательскую деятельность, удовлетворение и радость от интеллектуального труда. Я надеюсь, что мои ученики – наше будущее- оставят свой след в науке. Ведь, как сказал Сократ: Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя»
Используемая литература
Качурина М.Г. «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы» М., 1983
Ниязова Г.Б., Баимбетова Л.Р., Бектурова З.К. Организация исследовательской деятельности учащихся. Методическое пособие. Астана,2010
Терентьева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе. Журнал «Русская словесность» — № 2-02
7