Горовая Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», г. Новокузнецк
Интеллект-карты –эффективный метод подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ
по русскому языку
Русский язык
9-11 классы
Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». Чтобы научить учиться всех обучающихся, и сильных, и слабых, существует множество инновационных методов. Наиболее значимый — метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» –составь не менее 100 интеллект-карт.
«Приспосабливай»–пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность
Привлекательность
Запоминаемость
Своевременность
Творчество
Возможность пересмотра
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
Адаптироваться к условиям ГИА и ЕГЭ
Задействовать оба полушария головного мозга
Повышать работоспособность
формировать общеучебные умения и навыки:
запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
конспектирование или составление аннотаций письменных текстов
создание конспектов лекций, докладов, выступлений
написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций
осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
улучшать все виды памяти
развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
формировать орфографические и пунктуационные навыки
обогащать словарный запас
повышать результативность
Данный метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в процессе подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
корректировать знания
Методика построения интеллект-карт
Главное достоинство метода — его универсальность. Рисовать интеллект-карты можно на бумаге или использовать компьютерную программу: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5. Методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником:
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Области применения интеллект-карт
Применение интеллект-карт на уроке разнообразно, особенно в процессе подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ:
Групповая работа обучающихся
Аннотирование
Конспектирование
Написание сочинения, доклада, реферата
Презентация
1 этап:
Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
Построение индивидуальных интеллект-карт
Обсуждение первичных представлений о теме
Составление предварительной интегральной интеллект-карты
2 этап:
Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
Дополнение индивидуальных интеллект-карт
Обсуждение результатов анонсного чтения
3 этап:
Чтение наиболее сложных фрагментов текста
Завершение индивидуальных интеллект-карт
Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт
Аннотирование – это способ индивидуального усвоения информации при работы с различными текстовыми источниками.
1 этап:
Просмотр источника информации (титульный лист, аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный материал)
Определение собственного отношения к источнику информации, центрального образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями разделов или глав, времени на работу с данным источником информации, объёма текста для проработки, цели
2 этап:
Обзорное чтение
Определение объёма материала
Оценивание уровня его сложности
Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
Построение индивидуальных интеллект-карт
Обсуждение первичных представлений о теме
Составление предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого текста
3 этап:
Чтение наиболее сложных фрагментов текста
Завершение индивидуальных интеллект-карт
Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
Завершение коллективной интеллект-карты
Конспектирование — это изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может быть:
Подготовка устного выступления (доклада, реферата), презентации
Написание эссе, сочинения, статьи
Подготовка к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену
1. Подготовительный этап.
Определение цели работы, количества затраченного времени
Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос )
2. Основной этап:
Кратковременное извержение ассоциаций
Определение основных веток (идей) карты
Построение интеллект-карты
Полученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика о предмете (теме) размышления.
Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-карт в процессе подготовки к ГИА по русскому языку даёт возможность учителям обеспечивать:
развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления
повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций
выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции
Даёт возможность обучающимся:
формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
улучшать все виды памяти
развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
максимально повышать результативность
самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета
Внедрение учителями метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, повышению результативности. И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно — создавать интеллект-карты»
Список использованной литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: ИОСО РАО, 1994. — 228с.
2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.
3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. — 120 с.