Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
Технологическая карта урока русского языка 9 класс
Виды придаточных предложений
Злобина И.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык. 9 класс. УМК под редакцией В.В. Бабайцевой
Тема: Виды придаточных предложений
Тип урока: Урок открытия новых знаний
.Оборудование: Индивидуальная карта учащегося
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные
| Анализ, синтез, сравнение, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
| Повторение и обобщение знаний учащихся о строении сложноподчиненных предложений, особенностях присоединения придаточных предложений к главному; отработка умения определять виды придаточных предложений в рамах подготовки к ГИА; повторение орфографии и пунктуации; формирование умения проводить пунктуационный анализ сложноподчиненного предложения.
|
Познавательные | Самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение информации; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
|
Регулятивные | целеполагание контроль коррекция оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
| овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение |
Коммуникативные | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками
| учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
|
Личностные | Учебно – познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
| Формирование личностной мотивации учебной деятельности; ориентация на моральные нормы и их выполнение |
Методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
Мотивация к учебной деятельности.
| Знакомство с целями и задачами урока. | Проверка готовности учащихся к уроку. Настраивает на работу. Целеполагание | Приветствуют учителя Подписывают индивидуальную карту урока, записывают число и тему. Исходя из темы, определяют, каких целей должны достичь на уроке (что должны знать, чему должны научиться).
| Регулятивные: целеполагание
Личностные: смыслообразование.
| |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии |
| Активирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию
| Определяют, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3 Отвечают на вопросы, сравнивают предложения, проводят их анализ, составляют схемы Там, где светит солнце, всегда хочется радоваться жизни Отвечают на вопросы: Определяют вид придаточных предложений Разбор по составу слова «изъяснительные». Объяснение орфограмм | Познавательные: анализ, синтез, выбор основания для сравнения.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, коррекция;
Коммуникативные – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания | |
Формирование новых знаний
| Работа с учебником. | Координация деятельности учащихся | Работа с учебником. Чтение в учебнике параграфа 210, нахождение нужного материала, выбор успешного ученика для представления всей темы Задают вопрос учителю и сами отвечают на вопросы
| Коммуникативные – построение монологического высказывания, умение задавать вопросы Познавательные – осуществление поиска необходимой информации, структурирование знаний | |
Построение проекта выхода из затруднения | Индивидуальная работа, работа по алгоритму
| Практические советы по выполнению заданий, связанных с определением вида придаточных частей с использованием алгоритма | 1.Индивидуальная работа с предложениями. Орфографическая и пунктуационная работа на основные правила, изученные ранее. Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи. Чувствовалось в воздухе что солнце встало. Вспоминаю как мы с товарищем приехавшим ко мне в гости долго шли по берегу нашего моря. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы.
Работа с алгоритм определения вида СПП по значению придаточного:
— Определение вида придаточного предложения с использованием алгоритма. | Познавательные — формирование понятий и организация действий на их основе с опорой на алгоритм. Регулятивные – оценка правильности выполнения своих действий Коммуникативные – построение монологического высказывания Личностные — смыслообразование
| |
Реализация построенного проекта | Групповая работа | Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с конструированием предложений: от главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части Работа с трудными случаями . | 1.Конструирование предложений Составляют предложения по данному началу. Дети пришли к дому, когда Дети пришли к дому, который Дети пришли к дому, чтобы 2.Работа с трудными случаями определения вида придаточных. Работа в группе В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился. Я не совсем точно знал где расположен его дом . |
Регулятивные — планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, коррекция; Личностные — смыслообразование 3.Познавательные – Поиск разнообразных способов решения задач, анализ, синтез. Коммуникативные — построение понятных для партнера высказываний, контроль действий партнера
| |
Первичное закрепление.
| Проверочная работа по эталону | Контроль за выполнением задания.
| Проверочная работа по теме «Определение вида придаточных» Расставь знаки препинания, определи вид придаточного, схема: 1.В лугах росистых в лугах зелёных течёт речонка что мне мила. 2.Ученик все сделал так как требовал учитель 3. Вспомни что не всё ещё спето. 4 Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. 5.Не было у меня такого желания чтобы бежать чуть свет за грибами. Проверка по эталону | Познавательные — формирование умения применять полученные знания на практике. Регулятивные — планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, коррекция, контроль Личностные – смыслообразование, формирование границ собственного знания, формирование мотивов достижения | |
Рефлексия учебной деятельности | Свобода выбора задания | Благодарит за урок, выставляет оценки, обсуждает оценки с учениками Разъяснение вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении . | Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
| Личностные – самооценка Познавательные – построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные – адекватное восприятие оценки учителя |
Используемая литература
1.Кодификатор универсальных учебных действий. https://www.openclass.ru/node/364582
2.Пичугов Ю.С Русский язык: Практика. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012
3. Русский язык: Теория. 5-9 кл. / под ред. В.В. Бабайцевой – М.: Дрофа, 2012
4. Русский язык 9 класс: поурочные планы по учебному комплексу под. ред. В.В. Бабайцевой /авт-сост. Т. Ермоленко – Волгоград: Учитель, 2010.