Урок-игра «Здравствуй, космос!» по русскому языку в 6 классе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа»

Суздальского района Владимирской области











Конспект открытого урока русского языка:

«Здравствуй, космос!», посвященного

Дню космонавтики

в 6 классе


Составитель: Романов Александр Александрович,

учитель русского языка и литературы, 1 кв.категория




















пос.Красногвардейский, 2013-14 учебный год




Учите, играя

Максаков А.И.


Игра-путешествие: «Здравствуй, космос!»

Форма: коллективная и индивидуальная игра для учащихся сельской школы


Тема: «Повторение изученного о глаголе и видов разборов»


Цели и задачи:

  1. Прививать через игру любовь к родному языку и предмету;

  2. Развивать чувства коллективизма, дружбы и ответственности за коллектив;

  3. Учить правильному речевому этикету;

  4. Развивать речь учащихся, научить логически мыслить, лаконично и обстоятельно обосновывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

  5. Отработать навыки работы со словарями;

  6. Проверить знания учащихся в новом и недавно изученном материале;

  7. Закрепить знания и понятия по теме «Глагол как часть речи».


Оборудование: интерактивная доска, портреты космонавтов, выставка книг о космосе, наглядные пособия, таблицы, предметы-символы, гитара.


Оформление доски:

слова для разбора по составу:

луноход

приземлиться

успешно

звёздный

Игра: «Здравствуй, космос!»


проецирование предложения с различными типами ошибок, которые надо будет найти и объяснить (предложение взято из детской работы):

Празнование празника День космонавтики рассияне празнуют иже годно 15 Апреля.

Объясни и запомни правописание слов:

космос

космодром

комета

скафандр

Задание «Веник»:

Ошибки в предложении: орфографические – непроизносимая согласная Д (празДник и т.д.), рОссияне, ежегодно, апреля; речевая (тавтология) – празднование праздника празднуют; фактическая – 12 апреля.

















Ход урока:

  1. Оргмомент. (Поздравление с праздником, объяснение задач урока и правил игры)

— Ребята, сегодня большой праздник – День космонавтики, с которым я вас поздравляю. Поэтому наш урок будет связан с освоением человеком космического пространства. Он так и называется: «Здравствуй, космос!»

Я предлагаю вам немного помечтать, вспомнить о том, что вы знаете или слышали об этом дне – 12 апреля. (ответы учащихся).

Спасибо, но вы прекрасно знаете, что молниеносно стать космонавтами просто невозможно. Этому надо учиться. Поэтому предлагаю вам сегодня стать участниками, учениками школы – Центра подготовки космонавтов, показать ваши знания, умения, навыки. За ходом нашей игры будут следить опытные наставники (гости урока), представители ЦПК и ЦУП (Центра управления полетом).

/ЦПК оценивает ответы учащихся по шестибалльной системе; желательно, чтобы это были учителя-словесники); ЦУП приглашает для испытания (ответа у доски) любого ученика по списку в журнале (это могут быть другие учителя, гости открытого урока)/.

Итак, наша задача – показать знания, которые вы приобрели во время учебы и прохождения материала, а также умение творить, мыслить, быстро находить выход из затруднительных ситуаций, оказывать искреннюю поддержку и помогать тому, кто растеряется.

Мы начинаем нашу игру. Посмотрите, в моих руках какой-то странный чемоданчик, а в нем предметы. Давайте посмотрим, что здесь находится: 1 – веник, 2 — секундомер, 3 – кость, 4 – яйцо, 5 – кубики, 6 – портрет Ю.А.Гагарина, 7 – музыкальная игрушка.

В ЦУП мне объяснили, что эти земные предметы в изучении русского языка? Давайте разбираться. Начинаем игру.

  1. Веник. (т.к. веником мы убираемся, выметаем сор, задание по «Культуре речи»)

Задание: В предложении, написанном на доске /или выведенном на интерактивной доске/, найти ошибки, указать их, исправить, дать правильное прочтение или написание

Празнование празника День космонавтики рассияне празнуют иже годно 15 Апреля.

(ЦПК оценивает ответы учащихся по 6-балльной системе)


  1. Секундомер. (кто быстрее, игра «Термины». Морфология.)

Двум или трем командам (по рядам) на доске надо поочередно написать слова различных частей речи, связанные с космосом (например, название планет Солнечной системы, оборудование, действия,… зависит от фантазии и познаний учащихся).

Оценивание ответов.


  1. Кость (скелет состоит из костей, слово – из морфем. Морфемный разбор. Словообразование.)

Ученик на доске (остальные в тетради) разбирает по составу слова, показывая правильный порядок морфемного разбора). При желании можно указать способы образования данных слов.

Луноход, приземлиться, успешно, звездный.

(Оценивание ответов)


  1. Яйцо. (связано с рождением жизни, в русском языке рождение слова связано с «Лексикой»)

Задание выполняют все учащиеся. Задание:

— Дайте лексическое значение написанных на демонстрационных карточках (или записанных на доске,…). Сначала свои объяснения, а потом проверьте значение по школьному толковому словарю. Запишите их в словарь, т.к. их написание нужно запомнить)

КОСМОС, КОСМОДРОМ, КОМЕТА, СКАФАНДР

  1. Кубики. (Они нужны для строительства; в русском языке построение предложения – это «Синтаксис»)

Задание выполняет ученик у доски. Придумать и записать на доске предложение с любым словом, только что записанным в словарь. Если ученик не справится с заданием, то можно предложить записать ему следующее предложение:


Недавно с космодрома Байконур стартовал очередной космический корабль.


(разобрать предложение синтаксически, дать характеристику)

(Оценивание ответа)


  1. Портрет Ю.А.Гагарина. (Повторение темы «Глагол»)

— Ребята, скажите, какое слово произнес наш первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, отправляясь в свой полет 12 апреля 1961 года? ( «Поехали!»)

— А сейчас вспомните все предметы, которые участвовали в нашей игре и подберите подходящие по смыслу действия, соответствующие данному предмету, одним словом – инфинитивом.

(например, веник – выметать, освобождаться; секундомер – придумывать, записывать, а также измерять,… кость – разбирать, а также грызть, кормить,… яйцо – объяснять, находить, запоминать, а также варить, кормить, разбить… кубики – составить, подчеркнуть, указать, а также играть, строить,…


На усмотрение учителя (или гостей, присутствующих на уроке) можно задать другие вопросы по изученной теме.

  1. Музыкальная игрушка. (Вспомнить песни о космосе, полетах, небе…)

Исполняется песня под гитару из кинофильма «Тихие троечники» — Ты да я, да мы с тобой… (песня разучена на уроках музыки ранее)

  1. Рефлексия. Подведение итогов игры. Слово ЦУП и ЦПК. Оценивание учащихся, замечания, пожелания…

Итоги: обучались, играя. Молодцы! Спасибо! Все очень старались.

  1. Если останется время, — шуточная игра «Обсерватория», ранее разученная с учениками и используемая как физ.минутка.

/Текст и интернет ресурс игры прилагается/.


  1. Домашнее задание. (По решению и желанию учителя). Или, как вариант, подготовиться к классному сочинению «Здравствуй, космос!»














Шуточная игра «Обсерватория»

Игра «Обсерватория». ambivox.info/wiki/Обсерватория_

— А знаете что такое обсерватория? Хотели бы вы побывать там? Да? Ну, тогда пойдем (топают). Приходим мы в обсерваторию, а там красивые шторочки, мы их раздвигаем вот так: Вжик, вжик (при этом показываем). Раздвинули, а там телескоп. Мы его подвигаем вот так: У – у – у. Посмотрели в него, ничего не видно. Стеклышко грязное. Мы берем тряпочку и протираем его: ш – ш – ш. Посмотрели, все равно ничего не видно, резкость не навели. Наклоняемся вперед, правую руку к виску, правый глаз закрываем и делаем так: бзы – ы- ы, бзы – ы – ы. И увидели все звездочку: о-о-о. И много-много звездочек: чпок, чпок, чпок. И там летают кометы: вших; метеориты: вших. Табунами носятся летающие тарелки: улю-лю. А там огромная станция «Мир»: о-го-го. И оттуда вываливается маленький космонавт: у-у-у (грустно). И его тут же спасает скорая инопланетная помощь: фау-фау-фау. И привезла его на землю: пыдыдыщь. Выходит космонавт (игрок из зала) и говорит: «А кто меня здесь встречает?». Все хором: «Мы». Он спрашивает: «А что вы здесь делаете?». Отвечаем: «В обсерватории играем, хочешь с нами?» (Игра продолжается пока он скажет «нет»). Игра происходит от простого к сложному, с каждым разом добавляя по движению.



























Литература:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 6 класс. Учебник. М.: 2011

  2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка, М.: П, 1981




Интернет-ресурсы

  1. Песня «Ты да я, да мы с тобой» — iplayer.fm/q/ты да я да мы с

  2. Шуточная игра «Обсерватория» — ambivox.info/wiki/Обсерватория_


Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: