Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа»
Суздальского района Владимирской области
Конспект открытого урока русского языка:
«Здравствуй, космос!», посвященного
Дню космонавтики
в 6 классе
Составитель: Романов Александр Александрович,
учитель русского языка и литературы, 1 кв.категория
пос.Красногвардейский, 2013-14 учебный год
Учите, играя
Максаков А.И.
Игра-путешествие: «Здравствуй, космос!»
Форма: коллективная и индивидуальная игра для учащихся сельской школы
Тема: «Повторение изученного о глаголе и видов разборов»
Цели и задачи:
Прививать через игру любовь к родному языку и предмету;
Развивать чувства коллективизма, дружбы и ответственности за коллектив;
Учить правильному речевому этикету;
Развивать речь учащихся, научить логически мыслить, лаконично и обстоятельно обосновывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
Отработать навыки работы со словарями;
Проверить знания учащихся в новом и недавно изученном материале;
Закрепить знания и понятия по теме «Глагол как часть речи».
Оборудование: интерактивная доска, портреты космонавтов, выставка книг о космосе, наглядные пособия, таблицы, предметы-символы, гитара.
Оформление доски:
Игра: «Здравствуй, космос!»
проецирование предложения с различными типами ошибок, которые надо будет найти и объяснить (предложение взято из детской работы): Празнование празника День космонавтики рассияне празнуют иже годно 15 Апреля. | Объясни и запомни правописание слов: космос космодром комета скафандр |
Задание «Веник»:
Ошибки в предложении: орфографические – непроизносимая согласная Д (празДник и т.д.), рОссияне, ежегодно, апреля; речевая (тавтология) – празднование праздника празднуют; фактическая – 12 апреля.
Ход урока:
Оргмомент. (Поздравление с праздником, объяснение задач урока и правил игры)
— Ребята, сегодня большой праздник – День космонавтики, с которым я вас поздравляю. Поэтому наш урок будет связан с освоением человеком космического пространства. Он так и называется: «Здравствуй, космос!»
Я предлагаю вам немного помечтать, вспомнить о том, что вы знаете или слышали об этом дне – 12 апреля. (ответы учащихся).
Спасибо, но вы прекрасно знаете, что молниеносно стать космонавтами просто невозможно. Этому надо учиться. Поэтому предлагаю вам сегодня стать участниками, учениками школы – Центра подготовки космонавтов, показать ваши знания, умения, навыки. За ходом нашей игры будут следить опытные наставники (гости урока), представители ЦПК и ЦУП (Центра управления полетом).
/ЦПК оценивает ответы учащихся по шестибалльной системе; желательно, чтобы это были учителя-словесники); ЦУП приглашает для испытания (ответа у доски) любого ученика по списку в журнале (это могут быть другие учителя, гости открытого урока)/.
Итак, наша задача – показать знания, которые вы приобрели во время учебы и прохождения материала, а также умение творить, мыслить, быстро находить выход из затруднительных ситуаций, оказывать искреннюю поддержку и помогать тому, кто растеряется.
Мы начинаем нашу игру. Посмотрите, в моих руках какой-то странный чемоданчик, а в нем предметы. Давайте посмотрим, что здесь находится: 1 – веник, 2 — секундомер, 3 – кость, 4 – яйцо, 5 – кубики, 6 – портрет Ю.А.Гагарина, 7 – музыкальная игрушка.
В ЦУП мне объяснили, что эти земные предметы в изучении русского языка? Давайте разбираться. Начинаем игру.
Веник. (т.к. веником мы убираемся, выметаем сор, задание по «Культуре речи»)
Задание: В предложении, написанном на доске /или выведенном на интерактивной доске/, найти ошибки, указать их, исправить, дать правильное прочтение или написание
Празнование празника День космонавтики рассияне празнуют иже годно 15 Апреля.
(ЦПК оценивает ответы учащихся по 6-балльной системе)
Секундомер. (кто быстрее, игра «Термины». Морфология.)
Двум или трем командам (по рядам) на доске надо поочередно написать слова различных частей речи, связанные с космосом (например, название планет Солнечной системы, оборудование, действия,… зависит от фантазии и познаний учащихся).
Оценивание ответов.
Кость (скелет состоит из костей, слово – из морфем. Морфемный разбор. Словообразование.)
Ученик на доске (остальные в тетради) разбирает по составу слова, показывая правильный порядок морфемного разбора). При желании можно указать способы образования данных слов.
Луноход, приземлиться, успешно, звездный.
(Оценивание ответов)
Яйцо. (связано с рождением жизни, в русском языке рождение слова связано с «Лексикой»)
Задание выполняют все учащиеся. Задание:
— Дайте лексическое значение написанных на демонстрационных карточках (или записанных на доске,…). Сначала свои объяснения, а потом проверьте значение по школьному толковому словарю. Запишите их в словарь, т.к. их написание нужно запомнить)
КОСМОС, КОСМОДРОМ, КОМЕТА, СКАФАНДР
Кубики. (Они нужны для строительства; в русском языке построение предложения – это «Синтаксис»)
Задание выполняет ученик у доски. Придумать и записать на доске предложение с любым словом, только что записанным в словарь. Если ученик не справится с заданием, то можно предложить записать ему следующее предложение:
Недавно с космодрома Байконур стартовал очередной космический корабль.
(разобрать предложение синтаксически, дать характеристику)
(Оценивание ответа)
Портрет Ю.А.Гагарина. (Повторение темы «Глагол»)
— Ребята, скажите, какое слово произнес наш первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, отправляясь в свой полет 12 апреля 1961 года? ( «Поехали!»)
— А сейчас вспомните все предметы, которые участвовали в нашей игре и подберите подходящие по смыслу действия, соответствующие данному предмету, одним словом – инфинитивом.
(например, веник – выметать, освобождаться; секундомер – придумывать, записывать, а также измерять,… кость – разбирать, а также грызть, кормить,… яйцо – объяснять, находить, запоминать, а также варить, кормить, разбить… кубики – составить, подчеркнуть, указать, а также играть, строить,…
На усмотрение учителя (или гостей, присутствующих на уроке) можно задать другие вопросы по изученной теме.
Музыкальная игрушка. (Вспомнить песни о космосе, полетах, небе…)
Исполняется песня под гитару из кинофильма «Тихие троечники» — Ты да я, да мы с тобой… (песня разучена на уроках музыки ранее)
Рефлексия. Подведение итогов игры. Слово ЦУП и ЦПК. Оценивание учащихся, замечания, пожелания…
Итоги: обучались, играя. Молодцы! Спасибо! Все очень старались.
Если останется время, — шуточная игра «Обсерватория», ранее разученная с учениками и используемая как физ.минутка.
/Текст и интернет ресурс игры прилагается/.
Домашнее задание. (По решению и желанию учителя). Или, как вариант, подготовиться к классному сочинению «Здравствуй, космос!»
Шуточная игра «Обсерватория»
Игра «Обсерватория». ambivox.info/wiki/Обсерватория_
— А знаете что такое обсерватория? Хотели бы вы побывать там? Да? Ну, тогда пойдем (топают). Приходим мы в обсерваторию, а там красивые шторочки, мы их раздвигаем вот так: Вжик, вжик (при этом показываем). Раздвинули, а там телескоп. Мы его подвигаем вот так: У – у – у. Посмотрели в него, ничего не видно. Стеклышко грязное. Мы берем тряпочку и протираем его: ш – ш – ш. Посмотрели, все равно ничего не видно, резкость не навели. Наклоняемся вперед, правую руку к виску, правый глаз закрываем и делаем так: бзы – ы- ы, бзы – ы – ы. И увидели все звездочку: о-о-о. И много-много звездочек: чпок, чпок, чпок. И там летают кометы: вших; метеориты: вших. Табунами носятся летающие тарелки: улю-лю. А там огромная станция «Мир»: о-го-го. И оттуда вываливается маленький космонавт: у-у-у (грустно). И его тут же спасает скорая инопланетная помощь: фау-фау-фау. И привезла его на землю: пыдыдыщь. Выходит космонавт (игрок из зала) и говорит: «А кто меня здесь встречает?». Все хором: «Мы». Он спрашивает: «А что вы здесь делаете?». Отвечаем: «В обсерватории играем, хочешь с нами?» (Игра продолжается пока он скажет «нет»). Игра происходит от простого к сложному, с каждым разом добавляя по движению.
Литература:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 6 класс. Учебник. М.: 2011
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка, М.: П, 1981
Интернет-ресурсы
Песня «Ты да я, да мы с тобой» — iplayer.fm/q/ты да я да мы с…
Шуточная игра «Обсерватория» — ambivox.info/wiki/Обсерватория_