МБОУ «Никологорская средняя общеобразовательная школа», п.Никологоры Вязниковского района, ул.2Пролетарская, д.57А;
тел. 5-14-43; 5-15-52.
Урок русского языка в 5 классе.
УРОК-КРОССВОРД
«Раскрытые тайны предложения».
Учитель русского языка и литературы
Лебедева Вера Николаевна.
НИКОЛОГОРЫ. 2013 год.
Цели: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по разбору предложения в ходе взаимодействия учащихся;
деятельностная цель: формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Задачи урока:
Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей школьников.
Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Полный разбор предложения» и первичному ознакомлению с однородными членами предложения.
Развивать способности детей правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ХОДЕ УРОКА:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
— развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа, осознание себя носителем этого языка;
— правильно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
— определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
— уметь аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
— отрабатывать навык полного разбора предложения;
-научить определять второстепенные члены и отличать их от главных;
-отрабатывать навык построения схем предложений, их характеристики;
-закреплять изученный по теме материал.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
— осознавать и решать познавательную задачу;
— находить примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
— уметь осуществлять взаимоконтроль, оказывать в работе взаимопомощь; эффективно сотрудничать.
ТИП УРОКА: комбинированный (систематизация, повторение, контроль) — урок построения системы знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийная установка, компьютер, экран, кроссворд, иллюстрации, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент. Рапорт дежурных. Добрый день, садитесь, пожалуйста. Кто отсутствует на уроке? Спасибо. Я вижу, вы слегка смущены тем, что у нас сегодня на уроке гости. Я вас уверяю, гости пришли посмотреть, какие у меня сообразительные и творческие дети в этом классе. Давайте настроимся на работу, будем внимательны и сосредоточены, вдумчивы и активны, тогда всё у нас получится хорошо.
2. Выявление темы урока.
Сегодня мы будем работать не в тетрадях, а на картах, которые лежат у каждого на парте.
-Что ещё любопытного вы видите и на доске, и у вас на партах? (неразгаданный кроссворд, карту взаимоконтроля). Значит мы должны разгадать кроссворд, отметить в картах взаимоконтроля баллами работу ваших товарищей на разных этапах работы, в конце урока узнаем, кто у нас был самым активным. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
-Чем мы с вами занимались на предыдущих уроках? (разбором предложения)
— Могу я сказать, что мы для себя открывали тайны предложения?
-Кто из вас попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? ( тайны предложения)
— Эти тайны мы раскрыли, разгадывая кроссворд, докажем это себе, товарищам и всем присутствующим и добавим к теме урока ещё одно слово.
-Итак, на картах №1 пишем число, классная работа и тему урока ( ПРИЛОЖЕНИЕ1)
Раскрытые тайны предложения.
3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
-Определите цель нашего урока. (ПОВТОРИТЬ И ОБОБЩИТЬ знания о разборе предложения, закрепить навык общей характеристики и разбора предложения). Я рада, что цели наши совпали.
4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
В качестве домашнего задания я просила составить небольшой рассказ о кроссворде по следующим вопросам:
а. Какая орфограмма есть в этом слове.
б. Проверяемая она или нет.
в. Что сказано об этом слове в словаре С.И.Ожегова.
-Кто хочет рассказать о слове «кроссворд»? ( В слове «кроссворд» орфограммой является удвоенная согласная «с» в корне слова, она непроверяемая, это слово словарное. В словаре С.И.Ожегова о нём сказано: «Игра-задача, в которой фигуру из
квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова»).
Отлично. Ребята, вы не забываете ставить баллы тем, кто отвечает? Молодцы.
— Я знаю, что вы используете кроссворды на уроках в качестве дополнительного задания и умеете их разгадывать. А сегодня весь урок будет посвящён этой полезной и увлекательной игре.
— Все примеры для анализа я взяла из произведений прекрасного русского поэта, которому 28 ноября исполнится 192 года со дня рождения.
— У вас на отдельном листке и у меня на парте лежат иллюстрации к произведениям этого поэта, вы скажете, откуда заданное предложение и иллюстрацией к нему украсите кроссворд на доске. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
— Вижу, у многих глазки загорелись, вы узнали поэта, как же его имя? (Н.А.Некрасов). Отлично.
— В кабинете много портретов писателей и поэтов, где же среди них Некрасов? Хорошо. СЛАЙД 1.
5. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ.
На карте №2 у вас неразгаданный кроссворд, в цветной цепочке которого после заполнения появится название темы ближайшего урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Запишите тему нашего урока на своём чистом кроссворде.
На картах №1 написано 7 предложений и небольшой текст с пропущенными словами — это наш рабочий планшет практикума. На нём всё должно быть выделено к концу урока.
— Нарисуйте у доски маршрут, по которому мы разбираем предложение, если в конце его стоит цифра …? (4).
1) грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) — 2) схема предложения — 3)общая характеристика предложения — 4) полный разбор по членам предложения.
— Итак, вперёд по маршруту знаний!
А). Прочитайте выразительно 1 предложение.
Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз.
— Как называется стихотворение, предложение из которого стоит под № 1? (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»- «Мужичок с ноготок»). Определитесь на картах № 3 с иллюстрацией и прикрепите на доску первую картинку-украшение кроссворда.
Вы прекрасно помните, что какое бы задание ни следовало, мы выполняем всегда какое действие? (выделяем грамматическую основу предложения). Проверим точность маршрута, выведенного на доске, и начинаем двигаться по нему.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Как вы это будете делать?
Когда перед нами задача — найти
Основу всего предложения,
Прежде всего отыщу я глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркну я его поскорей
Сразу двумя чертами.
-Выполняем это действие. В первом предложении сказуемые вышел и был. Этот термин вписываем в кроссворд в строку № 1.
— Ребята, задайте вопрос отвечающему по сказуемому. (Какими ещё частями речи может выражаться сказуемое? Инфинитивом, кратким прилагательным, существительным, числительным).
— ПРОДОЛЖАЕМ.
Потом от него я вопросы кто? что?
К другим словам направляю
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаю.
Тут я его одною чертой
Вмиг подчеркну, без сомненья,
И полюбуйся — перед тобой
Основа всего предложенья.
В строку 2 впишем термин, обозначающий слова «я» и «мороз«. Какое слово вписываем? (подлежащее).
— Задайте вопрос по подлежащему. (Почему к подлежащему нужно задавать двойной вопрос? Подлежащее выражается существительным в им. падеже, а чтобы не спутать именительный падеж с винительным, которые различаются только вопросом к одушевлённым предметам, мы задаём двойной вопрос).
Б). ПЕРЕХОДИМ КО ВТОРОМУ ЭТАПУ МАРШРУТА, какому? ( составлению схемы предложения).
— Какого пункта общей характеристики предложения мы сейчас коснёмся? В ваших картах разбора посмотрите, если забыли. ( 3 пункт, вид предложения по структуре).
— Охарактеризуйте предложение по структуре. ( сложное, в нём 2 грамматические основы. Между прост предложениями нет союза, оно бессоюзное сложное). Чертим его схему.
— Задайте вопрос по сложному предложению? (какие ещё сложные предложения ты знаешь? ) (ССП, СПП).
В). СЛЕДУЕМ НА ТРЕТИЙ ЭТАП МАРШРУТА, какой? ( общая характеристика предложения).
1). Прочитайте выразительно диалог под цифрой 2.
— ЗДОРОВО, ПАРНИЩЕ!
— СТУПАЙ СЕБЕ МИМО!
— Первая характеристика предложения какая? Охарактеризуйте подчёркнутое предложение по цели высказывания и впишите термин в строку 7. (это предложение побудительное, т.к. содержит совет)
— Задайте вопрос по первой характеристике предложения. (какие ещё бывают предложения по цели высказывания?) ( повествовательные и вопросительные).
— Из какого стихотворения эти предложения? Кто сможет продолжить диалог героев?
-УЖ БОЛЬНО ТЫ ГРОЗЕН, КАК Я ПОГЛЯЖУ! ОТКУДА ДРОВИШКИ?
— Запишите на карту № 1 эти два предложения. Охарактеризуйте второе по цели высказывания и впишите термин в строку № 5. (вопросительное)
2).ПЕРЕХОДИМ к предложению под цифрой 3.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
— Всё ли понятно вам в этом отрывке? (непонятны слова оскома и черница)
— Кто-то из вас может объяснить эти слова? ( черница — это черника. Второе слово объясняет учитель).
— Прочитайте выразительно предложение и охарактеризуйте его по следующему пункту. (по эмоциональной окраске предложения бывают невосклицательные, если произносятся с обычной интонацией, и восклицательные, если произносятся с
особой интонацией. Это предложение восклицательное).
— А какое оно по цели высказывания? (повествовательное, т.к. содержит сообщение).
— Вписываем термин предложения по эмоциональной окраске в строку № 10.
— Найдите ещё на карте № 1 восклицательные предложения.
— Из какого стихотворения строки? Прикрепите картинку.
Молодцы, этот материал вы знаете хорошо.
3). Прочитайте выразительно предложение 4.
ВИЖУ ОДИН ОСТРОВОК НЕБОЛЬШОЙ- ЗАЙЦЫ НА НЁМ СОБРАЛИСЯ ГУРЬБОЙ.
— Какое это предложение по структуре? (сложное). ДОКАЖИТЕ.
— Сколько в нём простых предложений? (два)
— Охарактеризуйте первое простое предложение по пункту 4 общей характеристики. ( по наличию главных членов предложения бывают двусоставные, если оба главных члена есть в наличии, и односоставные, если грамматическая основа состоит только из одного главного члена, либо подлежащего, либо сказуемого. Наше предложение односоставное, т.к. в нём есть только сказуемое вижу).
Впиши термин в строку № 9 кроссворда.
— Откуда эти строки? ( «Дедушка Мазай и зайцы»).
— Прикрепите иллюстрацию на доску.
4). ПОСЛЕДНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАКАЯ? (по наличию распространённых членов предложения)
— Охарактеризуйте первое простое предложение по наличию второстепенных членов предложения и термин впишите в строку № 8 кроссворда. (по наличию второстепенных членов предложения бывают распространённые, если есть второстепенные члены предложения, и нераспространённые, если они состоят только из грамматической основы. Наше предложение распространённое, в нём есть второстепенные члены).
Г). ВОТ МЫ ПОДОШЛИ К ПОСЛЕДНЕМУ ЭТАПУ МАРШРУТА.
Я надеюсь, вы отмечаете работу ребят в листе активности?
— На какие две группы делятся все члены предложения? (главные и второстепенные).
— В каком порядке мы находим второстепенные члены предложения? Вспомните два паровозика. (Сначала находим состав подлежащего, потом — сказуемого, а затем остальные второстепенные члены).
— Выразительно прочитайте 5 предложение. Откуда оно? (отрывок из стихотворения «Железная дорога»). Прикрепите иллюстрацию на доску.
БЫСТРО ЛЕЧУ Я ПО РЕЛЬСАМ ЧУГУННЫМ, ДУМАЮ ДУМУ СВОЮ.
— Найдите в предложении грамм. основу. (грамматическая основа «Я ЛЕЧУ, ДУМАЮ»).
— Как можно выяснить, каким второстепенным членом будет слово? (задать к нему вопрос)
— Определите, каким членом предложения будет слово «чугунный». (это определение).
Признак предмета или явленья
Обозначает определение.
Чей? и какой? — ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
— Впишите ответ в строку № 3.
-Задайте вопрос по определению. ( найди ещё определения в предложении. ДУМУ (чью?) СВОЮ).
— Каким членом предложения будет слово ДУМУ?
Впишите ответ в строку № 4.
Вопросы косвенных падежей
Я безошибочно знаю уже.
Если задам их без промедленья,
Сразу отыщутся и ДОПОЛНЕНИЯ.
— Задайте вопрос по дополнению. ( как оно подчёркивается?) — ( пунктиром)
— Какой ещё второстепенный член мы не повторили? Он, вероятно, разместился в строчке № 6. Расскажите о нём и найдите в предложении..( БЫСТРО — это обстоятельство.)
На вопросы где? когда? как? откуда? и куда?
Нам дадут с тобой ответ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА всегда.
— Ребята, прочитайте шёпотом ещё раз пятое предложение. Вы что-нибудь слышите помимо слов?
Кажется, будто идёт-гудит состав, стучат колёса. Это в художественной речи используются повторения одинаковых звуков или их сочетаний для усиления выразительности. Называется этот приём — звукопись.
-Какие звуки повторяются? ( Ч — повторение согласных звуков называется аллитерацией, У- повторение гласных — ассонанс).
— С этими понятиями мы будем работать по литературе при анализе поэтического текста. Постарайтесь их запомнить. (на доске — термины с объяснением и примером).
НАШ КРОССВОРД полностью заполнен. Что получилось в цветной строке? Знакомо вам это выражение? Как найти однородные члены в предложении? ( их несколько, отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одинаковыми членами предложения, выражены одинаковыми частями речи).
— У нас осталось одно предложение 6.
СЛАЙД 2.
Прочитайте его выразительно, найдите в нём однородные члены.
Два часа в санях лежит
Генерал сердитый.
Прибежали той порой
Ямщик и вожатый;
Вразумил народ честной
Трифон бородатый
И Топтыгина прогнал
Из саней дубиной…
( здесь есть однородные подлежащие — ямщик и вожатый, сказуемые вразумил и прогнал).
— Эту тему мы будем изучать на ближайших уроках.
— А откуда строки? («Генерал Топтыгин»). Прикрепляем картинку.
— Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня, материал вы знаете хорошо. Заглянем в листы активности. Скажите, кто у нас был самым активным, а кто слишком застенчивым. Свои листы вы мне сдадите, я их проанализирую, сделаю выводы и на следующем уроке мы обсудим получившиеся оценки.
СЛАЙД 3.
На экране небольшой текст с пропущенными словами, вставьте слова и прочитайте, что у вас получилось.
…. — известный русский поэт 19 века. Много произведений он посвятил детям. Моё любимое стихотворение Некрасова — …
СЛАЙД 1.
— Перечислите стихотворения Некрасова, иллюстрациями к которым мы украсили кроссворд («Крестьянские дети»- «Мужичок с ноготок», «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Генерал Топтыгин»).
— Может, кто-то прочтёт наизусть из Некрасова?
— Отлично! Оказывается, вы хорошо знаете не только русский язык, но и литературу, выразительно читаете и декламируете наизусть. МОЛОДЦЫ.
— У нас в листе активности есть активность по литературе. Кто получает оценки?
СЛАЙД 4.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
— На дом задание на выбор:
1. Попробуйте составить кроссворд по разбору простого предложения по басням И.А.Крылова.
2. В карте1 под №7 предложение для полного синтаксического разбора в полтетради, оценка пойдёт в журнал.
3. Если это трудновато, то выполните упражнение 197 практики.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
СЛАЙД 5.
-На последнем этапе урока выполните небольшую работу. Вам даны 8 вопросов по теме «СИНТАКСИС», если вы согласны с утверждением, под цифрой ответа
ставите +, а если не согласны, ставите -.
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетикой.
2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
4. Если грамматическая основа предложения состоит только из одного главного члена, оно двусоставное.
5. Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.
6. Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространённым.
7. Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , называются второстепенными.
8. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются распространёнными.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
— | — | + | — | + | — | + | + |
СЛАЙД 6.
— ПОМЕНЯЙТЕСЬ листочками и проверьте правильность ответов у соседа по парте.
Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.
-Ребята, а что больше всего любите у Некрасова? (Дедушка Мазай и зайцы). Давайте посмотрим мультфильм по стихотворению.
СЛАЙД 7.
СПАСИБО ВАМ ЗА РАБОТУ.