Урок русского языка по теме «Причастный оборот»
Тип урока: урок–исследование нового материала.
Цель урока с позиции ученика:
аргументируют связь причастия с определяемым и зависимым словами при обособлении причастного оборота
Ход урока
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Просмотр 1 серии мультфильма «Следствие ведут колобки»
— Вы любите детективы? Многие читают их просто запоем. Предлагаю поиграть, чтобы отдохнуть от тяжёлого насыщенного дня. Помните мультфильм «Следствие ведут колобки»? (Если нет, советую посмотреть. Суть в том, что несколько забавных персонажей занимаются расследованием. При этом каждый наделён своим характером, у каждого своя неповторимая речь. Собственно, это и привлекло меня в этом мультфильме.) Вот и мы проведём расследование одного интереснейшего запутанного дела о …
Слайд2
— Какова цель нашего расследования – изучить причастный оборот. .
— Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
Деление на тройки ( пазлы с умыслом)
II. Актуализация знаний.Слайд 3
(ученики выходят к доске, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)
малыш, который улыбается — малыш улыбающийся
вулкан, который действует — вулкан действующий
костер, который горит — костёр горящий
— Как изменились данные фразы?
— Что такое причастие?
Слайд 4 (также у доски)
Слайд 5
(обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
III. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником.
— Юные детективы! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.32правило).
2. Слайд 6
(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)
3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.
— Уважаемые детективы! К нам обратился клиент с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.
Слайд 7
Запись на доске: (У доски работают по одному ученику из тройки: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).
*В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.
*Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.
— Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в ОК.
— Сравним ваши предположения с материалом параграфа 9 на стр. 32-33
Деление на группы по цвету стикера.
—Предлагаю в оперативных группах создать на постерах алгоритм определения причастного оборота и постановки знаков препинания при нём . Схематически изобразить последовательность действий на листе. Выступающего определяю, наклеив стикер на спинку стула. Главный критерий оценки работы – понятность схемы для ребят из других групп.
Порядок отчёта оперативных групп. После того, как отчёт 1 группы вывешен, вторая и третья оценивают, задают вопросы, если непонятно какое-либо обозначение. Выступающий отвечает на вопросы. При необходимости используется помощь группы.
—Думаю, мы готовы выступить в роли экспертов по данной проблеме.
IV. Закрепление материала. Творческая работа.
1. Работа с карточками.
— Наши открытия, уважаемые детективы, необходимо проверить и закрепить на практике.
2 | 3 | 4 | |
б | а | а | а |
Ответы:
Составьте: | ||
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
|
или | 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».
|
Напишите синквейн на тему «Причастный оборот»: |
( После выполнения работы ученики в парах по уровням проверяют карточки , несколько человек могут зачитать наиболее понравившиеся предложения и синквейны ). Работы обязательно оцениваются.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Сегодняшнее расследование успешно завершено!
— Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты (на стикерах).
Запись на доске:
Исследования, / …./., были… .
Задания, /…./, показались… .
VI Домашнее задание.
Теория (параграф 9).
Практика :
1. С.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)
* Задание:
Всегда ли уместно употребление причастий?
Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.
2. В.
* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.
1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.
2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.
4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.
5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.
6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.
3. А.
* Выполнить упражнение 60 .Подчеркнуть причастные обороты и выделить их запятыми
VII. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Просмотр презентации «Настроение»