Урок русского языка в 4 классе Тема: «Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением.» Цель: повторить правило написания безударного гласного, проверяемого ударением. Задачи: — учить образовывать от основ существительных новые слова – существительные с помощью суффикса -ищ-; — находить в корне слова безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением;
— формировать умение работать с Обратным словарём; — развивать внимание, речь, мышление;
— воспитывать взаимоуважение, коммуникативные навыки. Ход урока.
1. Орг. момент. Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Слушайте и повторяйте,
Да смотрите, не зевайте! — Запишите число, классная работа.
2. Введение в тему. — Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с героями учебника – Машей и Мишей.
Миша летом жил у бабушки в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды Миша написал письмо такого содержания: Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. В ответ он получил такое письмо от Маши: Миша, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное. Пошутил, когда написал. Что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь. Что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? Ты писал, что Ваня будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя русский язык знаю хорошо. А вот знаешь ли ты его? Миша прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. — Какое правило Миша не знает? Какие буквы требуют проверки перед написанием и почему? 3. Запишите их в чистописание: а, о, и , я, е. (Параллельно буквы появляются на слайде). — В какой позиции в словах могут находиться эти буквы? (Продолжаем выстраивать схему). В каком случае надо проверять написание этих букв, а в каком не надо? а, о, и , я, е. ударные безударные (пишем как слышим) (проверить ударением) — Из данных слов выберите слова с проверяемой безударной гласной, запишите их в чистописание, вставив пропущенные буквы. (т.мнота, на облак., туман.ще). а, о, и , я, е. ударные безударные (пишем как слышим) (проверить ударением) словарные слова (надо запомнить написание) — Всегда ли мы проверяем написание безударной гласной? (Не проверяем словарные слова. Их надо запомнить). Достраиваем схему: 4. Запишите с красной строки словарные слова, вставив пропущенную букву. (авт.м.биль, б.лет, г.р.зонт, п.ртрет, пр.вет, х.зяин). Проверка с помощью сигнальных карточек. 5. Актуализация знаний. — Назовите слова в чистописании одним словом. (Это существительные). — Покажите значком, в каких частях находится орфограмма. (корень, окончание, суффикс). — Как проверить написание безударной гласной? (Достраиваем схему) а, о, и , я, е. ударные безударные (пишем как слышим) (проверить ударением) применить способы словарные слова проверки (надо запомнить написание) — Как проверить безударную гласную в корне слова темнота?(Подобрать родственное слово или изменить форму слова). — Подберите проверочное слово. — Как проверить безударную гласную в окончании слова существительного?(Подобрать опорное слово – стена. На стене, значит в окончании слова на облаке пишем букву -е). — Как проверить безударную гласную в суффиксе существительного туманище? — Почему не можете ответить на вопрос? (Не хватает знаний) — Где найти недостающие знания?( В учебнике) — Назовите тему урока. — Чему будете учиться на уроке?
6Запишите тему урока «Безударный гласный, проверяемый ударением» 7. Работа с учебником. 1)- Выполним упражнение 86 на с.86 учебника. — Прочитайте задание.
— С чем и как будете работать? — Договоритесь в парах и начинайте работу.
(Дети записывают слова в столбик, ставят ударение, выделяют корень.) а) травища – рыбища б) зубище – арбузище головища — тетрадища медведище – морозище бородища — шеища гвоздище – туманище ножища – книжища холодище – сборище грязища – силища снежище — позорище Взаимопроверка 2) Сделайте вывод: можно ли словами из первого столбика проверить слова из второго столбика? Объясните свою точку зрения.( В первом и втором столбиках слов суффикс один и тот же, следовательно слова из первого столбика являются проверочными для слов из второго столбика.) Физминутка — Я буду называть слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной. А вы, если гласная проверяемая – прыгайте и называйте проверочное слово, не проверяемая – приседайте.
Прыгать: столы, мосты, коты, слоны, моря, грачи. Приседать: солдат, гореть, железо, пейзаж, инженер.
3) Вернёмся к началу урока. — Получили недостающие знания? — Как проверить безударную гласную в суффиксе слова туманище? (Подобрать слово слово с таким же суффиксом –ищ-.) — Приведите пример с помощью слов из…….первого столбика.
8. Самостоятельная работа. — Вы повторили знания, необходимые для выполнения самостоятельной работы. Давайте вернёмся к письму, которое читали в начале урока и поможем Мише исправить ошибки. (Дети в тексте находят ошибки и исправляют их. Меняются листами, проверяют друг у друга и выставляют оценки. Затем листы сдаются учителю на проверку, после которой он выставляет оценки.)
9. Итог урока. — Чему вы учились на уроке? — Что нового узнали? 10. Рефлексия Продолжите предложение: На уроке я работал…. 11. Д/з Упр. 87 по учебнику или упр. 40 в тетр. по выбору